Крест
Радуйтесь, ибо Господь грядет судить
Вселенская Проповедь Вечного Евангелия. Сайт отца Олега Моленко - omolenko.com
  tolkovanie.com  
Rus
  omolenko.com  
Eng
  propovedi.com  
  Кредо Переписка Календарь Устав Аудио
  Имя Божие 3000 вопросов Богослужения Школа Видео
  Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
  Публицистика Дискуссии Эра Духа Святого История Фотокниги
  Апостасия РПЦ МП Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Стримы
  Жития святых Книги о.Олега Исповедь Библия Избранное
  Молитвы Слово батюшки Новомученики Пожертвования Контакты
Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования YouTube канал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод
YouTube канал отца Олега   Facebook страничка   YouTube канал проповедей отца Олега  


ВКонтакт Facebook Twitter Blogger Livejournal Mail.Ru Liveinternet
Вопрос №2676

О подсчете сынов Левииных и их числе в книгах Ветхого Завета

Александр Суворов , Уфа, Республика Башкортостан, Россия
03/12/2007

Дорогой батюшка, отец Олег!

Поясните, пожалуйста, случайно обнаруженное несоответствие в разделе Ветхого Завета (Числ.3,14-51). При подсчете сынов Левииных указаны следующие данные:
от Гирсона -7500 человек, от Каафы - 8600 человек, от Мерари - 6200 человек и итоговое число указано 22000 человек. Является ли это технической ошибкой или имеется какой-то духовный смысл.
Спаси Вас Бог и дай нам разумение.



Ответ отца Олега Моленко:

Числ.3:
«14 И сказал Господь Моисею в пустыне Синайской, говоря:
15 исчисли сынов Левииных по семействам их, по родам их; всех мужеского пола от одного месяца и выше исчисли».
– это задача, поставленная Господом Моисею.

Числ.3:
«16 И исчислил их Моисей [и Аарон] по слову Господню, как повелено».
– это исполнение поставленной задачи.

Числ.3:
«17 И вот сыны Левиины по именам их: Гирсон, Кааф и Мерари.
18 И вот имена сынов Гирсоновых по родам их: Ливни и Шимей.
19 И сыны Каафа по родам их: Амрам и Ицгар, Хеврон и Узиил.
20 И сыны Мерари по родам их: Махли и Муши. Вот роды Левиины по семействам их.
21 От Гирсона род Ливни и род Шимея: это роды Гирсоновы.
22 Исчисленных было всех мужеского пола, от одного месяца и выше, семь тысяч пятьсот.
23 Роды Гирсоновы должны становиться станом позади скинии на запад;
24 начальник поколения сынов Гирсоновых Елиасаф, сын Лаелов;
25 хранению сынов Гирсоновых в скинии собрания поручается скиния и покров ее, и завеса входа скинии собрания,
26 и завесы двора и завеса входа двора, который вокруг скинии и жертвенника, и веревки ее, со всеми их принадлежностями.
27 От Каафа род Амрама и род Ицгара, и род Хеврона, и род Узиила: это роды Каафа.
28 По счету всех мужеского пола, от одного месяца и выше, восемь тысяч шестьсот, которые охраняли святилище.
29 Роды сынов Каафовых должны ставить стан свой на южной стороне скинии;
30 начальник же поколения родов Каафовых Елцафан, сын Узиила;
31 в хранении у них ковчег, стол, светильник, жертвенники, священные сосуды, которые употребляются при служении, и завеса со всеми принадлежностями ее.
32 Начальник над начальниками левитов Елеазар, сын Аарона священника; под его надзором те, которым вверено хранение святилища.
33 От Мерари род Махли и род Муши: это роды Мерари;
34 исчисленных по числу всех мужеского пола, от одного месяца и выше – шесть тысяч двести;
35 начальник поколения родов Мерари Цуриил, сын Авихаила; они должны ставить стан свой на северной стороне скинии;
36 хранению сынов Мерари поручаются брусья скинии и шесты ее, и столбы ее, и подножия ее и все вещи ее, со всем устройством их,
37 и столбы двора со всех сторон и подножия их и колья их и веревки их.
38 А с передней стороны скинии, к востоку пред скиниею собрания, должны ставить стан Моисей и Аарон и сыны его, которым вверено хранение святилища за сынов Израилевых; а если приступит кто посторонний, предан будет смерти.
39 Всех исчисленных левитов, которых исчислил Моисей и Аарон по повелению Господню, по родам их, всех мужеского пола, от одного месяца и выше, двадцать две тысячи».
– а это результат проделанного исчисления.

Я намеренно выделил тремя разными цветами (синим, красным и зеленым) важные для правильности расчетов данного места.

В смысле повеленного Богом исчисления сынов Левииных между словами «сыны Левиины» и «левиты» нет никакой разницы. Это в данном случае синонимы, ибо нет никаких двух исчислений, но одно единственное:

Числ.3:
«14 И сказал Господь Моисею в пустыне Синайской, говоря:
15 исчисли сынов Левииных по семействам их, по родам их; всех мужеского пола от одного месяца и выше исчисли.
16 И исчислил их Моисей [и Аарон] по слову Господню, как повелено».

Итак, повеление одно и исчисление по нему тоже одно, как повелено Господом! Однако численных результатов этого одного исчисления мы имеем два! Одно состоит из суммы исчисленных представителей мужского пола от месяца и выше (смотри выделенное красным цветом) из родов Гирсоновых – 7500, родов Каафовых – 8600, родов Мерари – 6200, что при сложении по правилам арифметики дает сумму 22300 человек. Другое состоит из суммы 22000 левитов, указанной в 39 стихе 3 главы книги Чисел. Эта разница в +300 левитов вполне перекрывает 273 первенца из сынов Израилевых. Однако по сумме, указанной в 39 стихе – 22000 левитов, не хватает именно 273 левита для покрытия всех первенцев сынов Израиля:

Числ.3:
«40 И сказал Господь Моисею: исчисли всех первенцев мужеского пола из сынов Израилевых, от одного месяца и выше, и пересчитай их поименно;
41 и возьми левитов для Меня, – Я Господь, – вместо всех первенцев из сынов Израиля, а скот левитов вместо всего первородного скота сынов Израилевых.
42 И исчислил Моисей, как повелел ему Господь, всех первенцев из сынов Израилевых
43 и было всех первенцев мужеского пола, по числу имен, от одного месяца и выше, двадцать две тысячи двести семьдесят три».

То, что Моисей, Аарон и его сыновья не входят в исчисленное число 22300 левитов (а тем более в число 22000), легко доказывается словами Писания, выделенными мной зеленым цветом. С одной стороны я выделил этим цветом то, что исчисленные сыны Левиины исчислены не просто для числа, а для расположения их родов станами возле одной из трех сторон скинии – причем каждый род должен стоять на своей указанной Богом стороне – роды Гирсоновы (7500 душ) – на западной стороне скинии, роды Каафовы (8600 душ) – на северной стороне скинии и роды Мерари (6200 душ) – на южной стороне скинии. Это припечатывание указанных родов к каждой из трех сторон скинии никак не дает нам усомниться в истинности числа 22300 левитов = сынов Левииных. С другой стороны я выделил четкий факт того, что у оставшейся восточной и передней стороны скинии Бог повелел стоять станом Моисею, Аарону и сыновьям его. Это ясно показывает и доказывает, что эти лица не могли быть исчислены числом 22300 левитов, которые распределены тремя родами на западной, северной и южной сторонах скинии! Т.е. Моисей не мог сам себя и Аарона с сыновьями посчитать в стане Каафа, ибо этот стан стоял на южной стороне своим полным числом, а Моисей с Аароном и их семьями стояли на восточной стороне скинии. Это их стояние на самой главной передней и восточной стороне не только глубоко символично, но и выделяет их из общего числа левитов тем, что Бог не включал их в обще число левитов и не повелевал им исчислять себя самих.

Почему же мы имеем два разных результата счета левитов – 22300 и 22000?

Другая тема – это замена всех посчитанных 22273 первенцев Израилевых на левитов, которых на эту замену было представлено 22000, а не 22300. То, что Моисей в обоих числах левитов (22300 и 22000) и в числе первенцев Израилевых (22273) не ошибся, – несомненная истина. Истинно и то, что ни Моисей, ни Писание не нуждаются ни в моей, ни вообще ни в чьей человеческой защите. Поэтому наша задача не защищать, а правильно понять или благоговейно молчать в своем непонимании, веря, что у Бога в его Писании все точно, мудро и совершенно.

Я могу поделиться с читателями моих трудов своим вариантом ответа на этот вопрос и на некоторые другие сопутствующие ему вопросы.

Одним из интересных вопросов по теме является вопрос: почему мы во всех исчислениях, повеленных Господом, имеем всегда округленные до сотен (иногда до 50 и десятка) числа (например в гл.2 книге Чисел: 74600, 54400, 57400, 86400, 46500, 59300, 45650, 151450, 4050, 32200, 35400, 157600, 180100, 62700, 41500, 55400, 157600 = 603550)» гл.3: 7500, 8600, 6200, 22300, 22000; гл.4: 2750, 2630, 3200 = 8580) и лишь в исчислении всех первенцев сынов Израилевых имеем число 22273?

Если бы речь шла о исчислении каких-нибудь воинских формирований, то круглые числа были бы вполне понятны, ибо удобно формировать различные подразделения четными и круглыми числами воинов. Но как могут быть исчислены живые колена, роды и семьи народа Израильского (или любого другого народа) только в круглых числах? Никак! Такого просто не может быть. Может где-то в каком-то роде иметь место совпадение с круглым числом, но не во всех же случаях... Если бы исчислялось реальное количество людей в колене или роде, то оно выглядело бы наподобие 22273. Почему же мы имеем такое округление во всех случаях и такую точность в случае исчисления всех первенцев Израильских? Ответ прост и находится он в словах Писания, которые передают нам повеления Господа о перечислении. Вот, что мы читаем:

Числ.1:
«1 И сказал Господь Моисею в пустыне Синайской, в скинии собрания, в первый [день] второго месяца, во второй год по выходе их из земли Египетской, говоря:
2 исчислите все общество сынов Израилевых по родам их, по семействам их, по числу имен, всех мужеского пола поголовно:
3 от двадцати лет и выше, всех годных для войны у Израиля, по ополчениям их исчислите их – ты и Аарон».

Числ.3:
«14 И сказал Господь Моисею в пустыне Синайской, говоря:
15 исчисли сынов Левииных по семействам их, по родам их; всех мужеского пола от одного месяца и выше исчисли».

Числ.4:
«1 И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря:
2 исчисли сынов Каафовых из сынов Левия по родам их, по семействам их,
3 от тридцати лет и выше до пятидесяти лет, всех способных к службе, чтобы отправлять работы в скинии собрания.
...
22 исчисли и сынов Гирсона по семействам их, по родам их,
23 от тридцати лет и выше до пятидесяти лет, исчисли их всех способных к службе, чтобы отправлять работы при скинии собрания.
...
29 Сынов Мерариных по родам их, по семействам их исчисли,
30 от тридцати лет и выше до пятидесяти лет, исчисли всех способных на службу, чтобы отправлять работы при скинии собрания».

Числ.3:
«40 И сказал Господь Моисею: исчисли всех первенцев мужеского пола из сынов Израилевых, от одного месяца и выше, и пересчитай их поименно;
41 и возьми левитов для Меня, – Я Господь, – вместо всех первенцев из сынов Израиля, а скот левитов вместо всего первородного скота сынов Израилевых.
42 И исчислил Моисей, как повелел ему Господь, всех первенцев из сынов Израилевых
43 и было всех первенцев мужеского пола, по числу имен, от одного месяца и выше, двадцать две тысячи двести семьдесят три».

Из приведенных мест ясно видно, что в каждом случае повеления исчислить ту или иную группу лиц в народе Израильском Господь ставил не только саму задачу посчитать людей, но условия для этого исчисления. Эти условия были разными для разных видов исчисления, соответственно разной было и Его требование точности для разных групп. Лишь в случае с исчислением всех первенцев Израилевых Господом была поставлена задача точного поименного счета этих первенцев. Это была Божья часть и божья ревность об этой части. Вот почему Господь Бог повелел заплатить серебром за 273 первенца, которые не имели покрытия левитами по причине естественной их нехватки (т.е. их просто не было в наличии). 300 лишних сынов Левииных, имевшихся в наличии, не могли идти в дело, ибо они были инвалидами или имели дефекты, не допускающие их к левитскому служению и возможности быть замененными на первенцев. Условием данного исчисления было: читать только первенцев и всех подряд поименно.

Для исчисления всего общества сынов Израилевых (гл.1) условиями были: счет вести по коленам, по родам, по семьям, по числу имен, всех мужеского пола поголовно; от 20 лет и выше способных к войне; по ополчениям их исчислите их. Другими словами, требовалось исчислить людей каждого колена (за исключением колена Левия), начиная с 20 летнего возраста, годных для войны. Господь требовал не просто узнать, сколько всего людей в каждом колен, а сколько каждое колено может выставить на войну. Разумеется, что дети, лица не призывного возраста, инвалиды и калеки, тяжелобольные и слабые, старые и дряхлые не исчислялись в этом военном исчислении. Повеление посчитать всех годных поименно или по числу имен означало в данном случае не выяснение точного числа возможных воинов до одного человека, а поголовный счет всех способных к войне, чтобы из них составить ополчения. Вот почему повеление Господне – считать их (годных к войне) по ополчениям их – давало возможность округления его по единице ополчения. Меньшей единицей ополчения был отряд в пятьдесят человек. Вот почему число ополчения округлялось по последней цифре до пятидесяти. Для войны важно знать не общее число способных воевать вообще, а число созданных на их основе боевых подразделений. Вот почему требование исчислять по ополчениям преобладает над требованием исчислять поименно и поголовно. Другими словами, если поголовно насчитано было, например, 76423 воина, то число это округлялось до 76400, а если 76346, то тоже до округлялось 76400, т.е. согласно десятитысячным, тысячным, сотенным и пятидесятным отрядам. Последний пятидесятный отряд мог иметь немного меньшее или большее число воинов, но оставался боевой единицей в 50 человек.

При исчислении сынов Левииных для постановки их станами у скинии условием исчисления было то, чтобы считать их по мужской линии от одного месяца и выше по родам и семьям их, а не поименно и поголовно. Вот почему точность округлялась до сотен. То же наблюдалось и при выделении наличных сынов Левииных левитов, способных к несению своего служения. Для исчисления левитов, способных немедленно приступить к работам и служению в скинии, условием был не поголовный их счет, но по родам и семьям, что тоже позволяло округлять до десятка. Прочему в данном случае до десятка? Потому что речь шла об относительно небольшом числе каждого отряда левитов (между 3200 – 2750 – 2630). Если бы повелено было считать их поименно, то числа были бы наподобие: 3217 – 2753 – 2631.

Важной причиной того, что невозможно причислить Аарона и его сыновей (уж не говоря о Моисее) к левитам была та, что они были священнического рода и стояли над левитами, а те были отданы им на служение:

Числ.3:
«9 отдай левитов Аарону [брату твоему] и сынам его [священникам] в распоряжение: да будут они отданы ему из сынов Израилевых;
10 Аарону же и сынам его поручи [скинию откровения], чтобы они наблюдали священническую должность свою [и все, что при жертвеннике и за завесою]; а если приступит кто посторонний, предан будет смерти».

Здесь мы сталкиваемся со вторым – служебным – значением слова «левит». С учетом этого значение слов «сыны Левиины» (все потомки Левия) и «левиты» (т.е. потомки Левия, служащие при скинии) становится различным. Понятно, что из 22300 исчисленных потомков Левия (по трем указанным родам) не все могли служить при скинии по причине каких-либо врожденных дефектов. Таких из исчисленных нашлось 300 душ. 22000 были левитами, способными к служении при скинии. Но допускались к служению только лица с 30 лет (в первом наборе, а позже с 25 лет до 50). Вот почему из потенциальных 22000 исчисленных левитов для реального служения по достижению подходящего возраста набралось лишь 8580 человек из трех указанных родов (2750 + 2630 + 3200 годных для немедленного прохождения самого служения).

Итак, мы видим, что Моисей с Аароном не только блестяще и богоугодно справились со всеми порученными ими исчислениями, но и отразили их в достаточной степени точности для каждого случая. Именно это лишний раз доказывает нам точность «неточных» мест Писания их правдивость, живость, реальность и учет человеческого фактора тех дел, которые ведут люди. Божьи люди занимались не конкретной статистикой, а делом Божьим. Бог же повелевал им считать их полки и отряды не потому, что Он, Всеведущий, имел нужду знать какую-то численность, а для того, чтобы ее знали и употребляли начальники народа израильского, а также для того, чтобы до нас дошла историческая правда не только в описанных в Писании фактах и чудесах, но и в численной реальности.



Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования YouTube канал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод
Код баннера
Сайт отца Олега (Моленко)

 
© 2000-2024 Церковь Иоанна Богослова