Крест
Радуйтесь, ибо Господь грядет судить
Вселенская Проповедь Вечного Евангелия. Сайт отца Олега Моленко - omolenko.com
  tolkovanie.com  
Rus
  omolenko.com  
Eng
  propovedi.com  
  Кредо Переписка Календарь Устав Аудио
  Имя Божие 3000 вопросов Богослужения Школа Видео
  Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
  Публицистика Дискуссии Эра Духа Святого История Фотокниги
  Апостасия РПЦ МП Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Стримы
  Жития святых Книги о.Олега Исповедь Библия Избранное
  Молитвы Слово батюшки Новомученики Пожертвования Контакты
Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования YouTube канал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод
YouTube канал отца Олега   Facebook страничка   YouTube канал проповедей отца Олега  


ВКонтакт Facebook Twitter Blogger Livejournal Mail.Ru Liveinternet
Вопрос №2725

О монашеской и монастырской жизни.

Алексей , Ямполь, Украина
14/01/2008

Здравствуйте о.Олег.
Извините но вопрос пришлось сократить, поэтому изложу саму суть.
Как научиться терпеть все тяготы мирской жизни и не впасть в грех? Или все-таки лучше уйти в монастырь.
Заранее благодарен за ответ раб Божий Алексей.
P.S. прочитав несколько статей на вашем сайте я смутился... Если Московский Патриархат лишен благодати, то в какой мне монастырь можно пойти? Я слышал что у нас на Украине еще остались староверы и несколько таких монастырей например в Біла Криниця.



Ответ отца Олега Моленко:

Здравствуй, Алексей.

Должно различать монашескую и монастырскую жизнь, а тем более лжемонашескую и лжемонастырскую.

Монашество это особый и уникальный образ жизни христианина, основанный на его уединении от прочих людей и отречении от мiра сего. Уединение достигается удалением в пустынное место (отшельничество или пустынножительство) или затворением себя в помещении недоступном для посещения других лиц ради необщения с людьми (затворничество). Мiроотречность монаха основывается на его настроении и обетах нестяжания, безбрачия (в смысле необщение с женским полом вообще), послушания и непрестанной молитвы данных пред Богом в Его Церкви.

Монастырская жизнь есть разновидность организации монашеского образа жизни, которая имеет три основных направления и проявления: отшельничество или пустынножительство (то есть жизнь в крайнем уединении), общежитие в виде монастырского или скитского братства (то есть жизнь в относительном уединении) и монашество в мiру (то есть жизнь без внешнего уединения).

Монашеская жизнь без уединения трудноосуществима, а без отречения от мiра сего вовсе неосуществима. Монашеская жизнь настолько отреченная, что не шла (у первых поколений монахов) на священнослужение. Первые монахи приглашали к себе для совершения Таинства Евхаристии и прочих богослужений священников, которые все были женаты. Так называемое "черное" или монашеское духовенство возникло вынуждено по причине нехватки и некачественности белого духовенства, по причине обязательств требуемых Церковью от кандидатов во епископы принимать монашество. Монашество епископов было установлено в Церкви ради удобства окормления епископами своих чад. Епископ-монах, это пастырь, который своим монашеством освобожден от мирских забот ради забот о своих чадах. Но это вынужденное явление привнесло в Церковь неизбежные перекосы. Именно от монашества епископов пошло такое абсурдное явление, как монашество в мiру, а также оторванность иерархичного положения епископского сана от иерархической цепочки. Ради восстановления утраченной цепочки было попущено образоваться иерархии черного духовенства. Из-за этого вынужденного послеапостольского новшества помимо возникшей нездоровой конкуренции между белым и черным духовенством, доходившей иногда до вражды и ненависти, белое духовенство было отрезано раз и навсегда от иерархической должности епископского сана. Епископский сан для женатого священника стал недостижим. В этом отношении забавно стали звучать эти слова Апостола Павла:

1 Тим.3:
"2 Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен,
3 не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив,
4 хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью;
5 ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?".

С принятием монашества епископы лишились возможности иметь свою жену, своих детей, свой дом, а стало быть и возможности уметь (научиться) управлять им. "Будет ли пещись о Церкви Божией" тот, кто не научился управлять своим домом в виду его отсутствия? Или приведенные слова Апостола Павла потеряли для Церкви всякий смысл и значения и стали неприкладными и непригодными?

Белое духовенство из-за монашества епископства потеряло иерархический стимул. Теперь вершиной иерархического служения для женатого священника стало митрофорное (так и хочется сказать бутафорное) протоиерейство. Митрофорный протоиерей по богослужебной одежде и количеству наперсных крестов становится похожим на архиерея, но остается просто священником. Протоиерейство это лишь старейшинство данного священника над другими иереями данной епархии.
Чтобы подсластить горечь утраты белым священником перспективы стать епископом Церкви и были придуманы такие "игрушки", как протоиерейство, протоиерейские митры, наградные наперсные кресты. Но эти "игрушки" не могут заменить сути.

Уж совсем нелепо стало наблюдать на такие явления в церковной жизни, как появление нескольких протоиереев (то есть старшего иерея над другими иереями) в одной епархии или появление нескольких архимандритов или игуменов в одном монастыре. Старший среди равных иереев может быть только один иерей, именуемый протоиереем и главой монастыря, может быть лишь один монах, именуемый архимандритом (старший управляющий) или игуменом (правитель). В повседневности же, увы, эти должности утратили свою суть и превратились во что-то наподобие воинских званий. В армейской жизни, как известно, есть воинское звание, а есть должность. Звание без должности имеет лишь преимущество уважения к этому званию. Вот почему лейтенант на высокой должности с большими полномочиями главнее и важнее, чем генерал без должности. Но почему подобные устроения мiра сего имеют место в мiроотречной Церкви и в дважды мiроотречном монашестве? К тому же монашеские обеты данные монахом-епископом насчет необщения с женами и нестяжания теряют на практике свое значение, ибо епископ вынужден жить в мiру, постоянно общаться с женским полом и быть отягченным хоть не своим личным, но церковным имуществом и стяжанием. Нестяжание епископа сводится к различению личного и церковного имущества, хозяином которых он является. Обет же безбрачия и женонеобщения сводится у епископа лишь к невпадению в блуд или прелюбодеяние. Но обет не впадать в блуд и прочие грехи дает при купели крещения всякий входящий в Церковь человек. Тем более должен бегать греха епископ Церкви. Но для этого вовсе не обязательно быть монахом и связывать себя малоосуществимыми обетами.

Общежитие (монастырская жизнь) не отражает и не выполняет идеал монашества, заключенный в крайнем уединении Бога ради. Его бы было правильнее называть братским образом жизни людей уклоняющихся от общения с женским (для монахинь – с мужским) полом, хранящих личное (но не общебратское) нестяжание, несущих послушание и старающихся о личной непрестанной молитве с предстоянием Богу.

К сожалению, в житейской действительности монастыри стали переносить из уединенных и труднодоступных мест в города и столицы. В них стал иметь место доступ женского пола (в женских монастырях – мужского пола), безбородых юношей и еретиков. Согласно правилам Святых Отцов Церкви каждый монах лишь при наличии одного из перечисленных доступов должен без всякого разрешения или ожидания бежать из монастыря без оглядки. Теперь же подобное не только терпится, но вполне оправдывается. Монахи имеют свободное общение с женщинами мирянками,  священномонахи даже имеют их в числе своих духовных чад и дерзают исповедовать лиц женского пола наедине. Вот это уединение!

Монастырь (моно-штырь), то есть уединенно стоящий комплекс для жизни общества братий совместно ведущих монашеский образ жизни.

Если пустынник уединяется лично сам, то монастырь уединяет совместно несколько братий или большое сообщество монахов, связанных единством цели, образа жизни, средств, намерений, обетов и плодов.

В идеале истинным монашеством является отшельничество (пустынножительство), которое самым прямым образом являет уединение человека ради пребывания с Богом. Монах удаляется от прочих людей только ради приближения к Богу и ради пребывания в Нем и с Ним. Если монах не имеет этого своей единственной целью и намерением, то всуе он уединяется, терпит лишения и несет подвиги.

Общежитие является богоустановленным образом жизни применительно к немощи людей, но оно лишь приближается к чаемому монахом личному уединению, не позволяя осуществить его во всей полноте. В монастыре неизбежно общение с прочими монашествующими братьями, которое ограничивается совместными богослужениями и молитвами, и совместным пребыванием на различных монастырских работах (послушаниях).

Из всего написанного можно сделать горький вывод, что в настоящее время нет никаких богоугодных монастырей, а монашеская жизнь крайне повреждена и затруднена. А поскольку монастырские здания и места захвачены отступниками и актерами  в рясах и мантиях, то о монастырской жизни во спасение должно забыть. Можно пытаться вести монашескую жизнь без давания обетов, которая при возможном уединении, свободы от семейных и имущественных забот сводится вся к святоотеческому покаянию.

Что касается староверов, старообрядцев и прочих подобных групп, то они были первыми отступниками, состарились в этом своем отступлении и являются старыми отступниками, которые не приемлют ни новых отступников, ни истинных членов Церкви Христовой.



Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования YouTube канал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод
Код баннера
Сайт отца Олега (Моленко)

 
© 2000-2024 Церковь Иоанна Богослова