Крест
Покайтесь, ибо Господь грядет судить
Проповедь Всемирного Покаяния. Сайт отца Олега Моленко - omolenko.com
  tolkovanie.com  
  omolenko.com  
  propovedi.com  
holy.city - сайт о ВОЗВЕДЕНИИ БОЖЬЕГО ХРАМА В ДОМИНИКАНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ!
  Избранное Переписка Календарь Устав Аудио
  Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео
  Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
  Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги
  Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Архив
  Жития святых Книга отзывов Исповедь Статистика Карта сайта
  Молитвы Слово батюшки Новомученики Пожертвования Контакты
Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования Персональный видеоканал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод
МИР ВСЕМ МИЛОСТИВЫМ, ЩЕДРЫМ И МИЛОСЕРДНЫМ!
Дорогие читатели, прошу вас оказать милость и поучаствовать своим пожертвованием в Божьем деле - возведение первого православного Храма в Доминиканской Республике! Вы не обязаны этого делать, но можете! Для этого достаточно зайти по данной ссылке и перевести деньги на церковный счет в соответствии с указанными реквизитами банка. Там же можно прочитать подробнее об этом проекте.
И да благословит вас Господь обильным благословением за ваше щедрое сердце!


ВКонтакт Одноклассники Facebook Twitter Google+ Blogger Livejournal Яндекс Mail.Ru Liveinternet

Григор Нарекаци. Книга скорбных песнопений. Главы 1 - 7


Для прослушивания рекомендуем установить flash-плейер:

Get Adobe Flash player



Глава 1



Слово к Богу из глубин сердца



1

Глас скорбных стенаний сердца моего, вопль горестный
Я возношу к Тебе, тайновидец,
И, возложив на пламя отчаяния, пожирающего мою душу,
Плоды смрадных желаний, возмущающих мысли мои,
Кадильницей воли своей посылаю Тебе.
Воззри, обоняй их, о милосердный, с большей [любовью],
Нежели густой дым от приносимой жертвы всесожжения.
Прими это краткое изложение моих речений
С благоволением, а не с гневом,
И пусть могуществом всесожигаемого тучного тука моего
Вознесется немедля к Тебе
Из глубин кельи, хранящей тайну моих помышлений,
Добровольный дар моей словесной жертвы.
И когда я начну с Тобою тяжбу, с мольбами смешанную,
Пусть, не покажется она Тебе, о могущественный, столь же мерзкой,
Как воздевание рук нечестивого Иакова,
Согласно обвиняющему воплю Исайи,
Или беззакония Вавилона,
Как речено в семьдесят второй притче Псалтыря,
Но пусть приемлем будет он воле Твоей,
Подобно благовонному ладану,
Воскурявшемуся в скинии Силома,
Кою, обновив, вновь воздвиг Давид
Для кивота завета, возвращенного из плена,
Что подобно новому обретению моей заблудшей души.

2

Но поелику глас страшного суда возмездия Твоего
С силой прозвучавший в ущелье отмщения,
Вновь порождает во мне возбуждение борьбы,
Уже ныне предугадую я движение противоборных страстей,
Беспокойство и смятение, что явятся в душе моей;
И рои добрых и злых мыслей
Мечом и палашом борются друг с другом,
Превращая меня в пленника смерти,
Как то было прежде, до того,
Когда снизошла на меня Твоя благодать,
С коей сравнивая законы Моисея
Избраннейший из сонма апостолов Павел
Победившим считает спасение, [дарованное] Христом,
Но коли близок день суда Господня,
Как речено об этом в Писании,
В долине Иосафата или в узком ущелье Кедрона –
Этом слабом подобии возмездия справедливого,
Являющем мне в посюстороннем грядущую вечность, –
То и ко мне весьма приблизилось царство Бога воплотившегося,
Кто найдет меня более повинным
В прегрешениях многолихвенных,
Каждое из коих это обвинитель справедливый,
Нежели эдомитян, филистимлян и других народов варварских,
Коих некогда постиг удар его надзирающей длани.
Однако наказание их было годами отмерено,
Меж тем кара прегрешений моих
Не имеет границ завершения.
"Ужас, и яма, и петля неминуемы",
Как гласят пророк и апостол,
С жестокой стремительностью настигнув меня у дверей,
Предначертали мне здесь вечный стыд.
Один лишь Ты в недосягаемой своей высоте
Можешь чудотворить снадобья целебные
И спасти от опасности жизнь душ,
Вечно мятущихся и сомневающихся,
О искупитель всех, в неизреченной славе восхваляемый вечно.

 

 

 

Глава 2



Слово к Богу из глубин сердца



1

Коли ты устами плотскими молишь Бога всевышнего,
Который умилостивляется лишь делами добрыми,
Но не словами витийственными прельщается,
Ты, чье сердце постоянно обращено к Египту,
Какой же пример подходящий и сходный с тобой
Привести мне здесь, о душа моя грешная!
Я – соучастник Содома разрушенного,
Я – изобличенный судья Ниневии,
Я – варвар более слабодушный,
Чем царица южная,
Я хуже, чем Ханаан,
Я непокорнее, чем Амалек,
Я неисцелимый город идолов,
Я след мятежа древнего Израиля,
Память, сохранившаяся о предательстве Иудеи.
Я укоряем боле, чем Тир,
Я отвержен боле, чем Сидон,
Я своенравен боле, чем Галилея,
Я менее достоин прощения, чем неуверовавший Капернаум,
Я осуждаем боле, чем Хоразин,
Я порицаем вместе с Вифсаидой,
Я – бесстыдные седины Ефрема,
Я – голубь ласковый, но всегда по глупости,
А не по кротости осознанной,
Потомок львов, а по сути змея коварная,
Словно яйцо аспида, наполнен я [горькой] желчью,
Я символ последних ударов, постигших Иерусалим,
Согласно слову Божьему и гласу свидетелей.
Скиния моя отвергнута и близка к погибели,
Замки дверей моих сломаны, и вновь замарано
Одаренное способностью говорить строение мое.
Я покинул благопристойное наследие свое,
Позабыл дом, созижденный Богом,
Согласно речениям прежде писавших Моисея,
Давида и Иеремии.
Мое изъязвленное проказой [грехов] прибежище разума,
Оскобленное ударами увещаний,
Оздоровленное законом [евангельским],
Обмазанное глиной смиренной покорности,
Все же не сумело исцелиться
И вновь было разрушено рукой строителя;
И как возмездие справедливое, по велению всемогущего,
[Обломки] его были вынесены «на место нечистое» [1],
Отринуты, отчуждены без всякой жалости великой преградой.
Я деньги свои зарыл в землю грехами,
Подобно потерявшему залог [рабу] неправедному,
Как показано это в Евангелии.
Но Ты, о Боже, Боже духов и всякой плоти, –
Согласно исповеданию богоблагодатного, –
Долго терпеливый и многомилостивый, –
Согласно слову Ионы святого, –
Даруй мне [возможность] завершить,
Во угождение благословенной воле Твоей,
Начатую [мной] молитвенную книгу сих песнопений скорбных.
И, засевая слезами слов моих ступени предстоящего мне пути
В уготованные [тобою] чертоги [беспорочные],
[Да] подоспею я к окончанию сбора урожая
[И да] вернусь с радостью полного очищения от грехов –
Сим блаженным плодом из снопа [Твоей] благостыни.
Не дай мне, [всемилостивый], чрева сердца бесплодного, как Израилю,
И иссякнувших слезников очей,
Услышь, о могучий и милосердный, меня – одаренного разумом молящегося,
Прежде, чем услышит небо, а небо [услышит] землю,
А [земля услышит] хлеб, и вино, и елей,
А сии [услышат] Изреель,
Ибо мольбы небожителей, что при Тебе,
Целительнее влияют на мою душу,
Нежели на стихии губительные.
Ты – Творец, а я – глина,
Окажи мне, колеблющемуся,
По окончании молитвенных этих стенаний
Благоволение окрепнуть здесь,
Дабы, когда разверзнутся небеса вышние,
Не оказался я непригоден обладать светом [небесным |,
Подобно воску свечи, что тает [от огня],
Обращается в ничто.
Моя душа – [душа] нищего, как молитвенно вопиет певец,
И моя сила – [сила] изнемогшего,
И моя жизнь снедаема угрызениями совести, –
Но не трудом перенесенных тягот молю я Тебя:
Прими в залог мои молитвы
И подай милостыню Твоего прощения,
Прими малое от меня, слабого
И подари великое от себя – могущественного,
Укрепи мое слово раскаяния,
Ниспослав и вложив в него дух заповедей богодухновенных,
Даруй мне, о благодетель, свет истины притчи Исайи,
Поднеся мне, достойному смерти,
Вместо презренного гласа моего естества из меди
Злато Твоей благодати,
Вместо неприглядного черного железа моей [порочности]
Знак добродетели – сверкающую огненно-красную медь Ливана,
Почему столь ожесточаешь мое сердце – [сердце] ничтожного,
Что не боюсь я Тебя, о неисповедимый и страшный?
Да не останусь я бесплодным в малых трудах своих,
Подобно беспечному сеятелю на неплодоносной земле!
Да не доведется мне страдать от мук родовых и не родить,
Скорбеть и не прослезиться,
Размышлять и не вздыхать,
Затуманиться и не пролиться дождем,
Идти вперед и не достигнуть,
Мне призывать и Тебе не слышать,
Просить с покорностью и остаться без внимания,
Стонать и не сострадать,
Молить и ничего не получить,
Приносить жертву, но не сжигать ее,
Увидеть Тебя и уйти с пустыми руками.
Услышь меня прежде, чем я обращусь
К Тебе, единственно могущему, за помощью.
Не воздай мне, злотворцу, карой вечных мук
По числу дней моих прегрешений.
Оживи меня, сочувствующий,
Услышь меня, милосердный,
Окажи сострадание, о благий,
Пощади, о долготерпеливый,
Защити, о прибежище,
Облагодетельствуй, о крепкий,
Освободи, о вседержитель,
Дай жизнь, о возрождающий,
Подними меня, о страшный,
Просвети [меня], о небесный,
Исцели, о все умеющий,
Очисти от грехов, о неизреченный,
Награди [меня], о щедрый,
Укрась милостями, о независтный,
Примири, о не ведающий пороков,
Прими, о немстительный,
Очисти от долгов, о благословенный;
Коли, устремив взор мой [в будущее],
Я увижу предуготованные мне в день смерти две опасности,
Взгляд Твой будет спасением, о упование и защитник.
Коли, взглянув ввысь, я увижу ужасный путь,
На коем уловляются [души] всех [умерших],
Пусть встретится мне на нем с лаской Твой ангел мирный,
Яви мне, о Господи, в день, когда испущу я последний свой вздох,
Летящую в свете чистую душу [кого-нибудь] из небесных угодников Божьих,
Которая подоспеет с даром любви Твоей.
Быть может, в сопутники мне пришлешь
Одного из праведников своих совершенных,
Даруешь мне, нечестивому, в день отчаяния нежданную милость?
Да не допустишь Ты, о благословенный,
Ты – спасение всех,
Дать зверя жестокого в проводники Твоей паршивой овце.
Для меня, умершего в грехах, Ты – жизнь беспорочная,
Для меня, погрязшего в долгах, Ты – спасение.
Можешь ли Ты забыть благодеяние, о души моей оплот,
Пренебречь милосердием, о попечитель,
Изменить человеколюбию, о неизменный,
Отказать в возрождении, о нескончаемый,
Отречься от милосердия, о плод блаженный?
[Можешь ли] дать увянуть прелестному цветку благоволения своего;
Опорочить благородную суть Твоего могущества,
Преобразить славу волос Твоего величия [2],
Не сохранив прекрасного украшения – сияющего Твоего венца?
Если милосердие – это блаженство,
А Ты – это царство, полное жажды [милосердия],
Ужель не всем даруешь спасение,
Не предложишь бальзама для [исцеления] ран,
Не зарубцуешь язвы, не окажешь помощи мне – слабому,
Не возжжешь света во тьме для меня, уповающего на могущество Твое,
О дарующий жизнь вселенной?
Один лишь Ты обладаешь славой по своему естеству и нескончаемо вечен,
Что признано всеми, о трижды благословенный и приснохвалимый
Далее ведомых пределов вечности. Аминь!

 

 

 

Глава 3



Слово к Богу из глубин сердца



1

Господи, Господи мой, Податель щедрот,
Благий по естеству, равно властвующий над всеми,
Единственный Творец всего из ничего,
Прославляемый, Неисповедимый,
Страшный, Удивительный,
Ужасный, Могучий,
Суровый, Непонятный,
Недоступный, Непостижимый, Непознаваемый,
Неизреченный, Незримый,
Невидимый, Неосязаемый,
Неуловимый, Безначальный, Предвечный.
Ничем не затуманенное Знание,
Видение, не ведающее колебаний,
Истинное естеством Своим,
Высокое [пребыванием в небесах]
И низкое [пребыванием в преисподней],
Восхваляемое Бытие,
Рассвет без тени,
Сверкающий Луч,
Свет исповедуемый,
Упование без сомнений,
Покой нерушимый,
Печать неизменная,
Прозрение, не знающее границ,
Имя признанное,
Вкус сладостный,
Чаша радости,
Хлеб, укрепляющий души,
Любовь неиссякающая,
Обещание, не вызывающее сомнений,
Покров желанный,
Облачение неотъемлемое,
Риза вожделенная,
Украшение славы,
Вспомоществование великое,
Прибежище восхваляемое,
Неиссякаемая Благодать,
Неубывающее Сокровище,
Нетленный Дождь,
Роса предрассветная,
Елей, изливающийся на всех,
Безвозмездное Врачевание,
Двукратно дарованное Здоровье,
Величайшее Ободрение,
Необманный Призыв,
Благовествование всеобщее,
Царь, почитающий рабов,
Нищелюбивый Защитник,
Вечно богатый Даритель,
Шествие беспрепятственное,
Нерушимое Повеление,
Вечная Надежда,
Долговидящий Взгляд,
Дар без сожаления,
Всем раздающая Десница,
Рука правосудная,
Око беспристрастное,
Глас надежды,
Весть утешения,
Послание радости,
Имя, жизнь означающее,
Перст попечительный,
Исход безошибочный,
Провидение непогрешимое,
Воля животворящая,
Нелукавый совет,
Почесть, не вызывающая зависти,
Изобретательность бескрайняя,
[Но и] строгий Предел,
Ненаходимый След,
Невидимая Стезя,
Образ неизмеряемый,
Количество беспредельное,
Изображение бесподобное,
Сострадание несравнимое,
Благость многообильная,
Смирение торжественное,
Поцелуй спасительный.
И еще много других благолепных слов.
Кроме этих можно Тебе посвятить, – о Боже,
Благословенный и восхваляемый,
Величаемый и проповедуемый,
Благовествуемый и превозносимый,
Возглашаемый и повествуемый.
О Ты, чья воля не знает ошибок, исполняя наши мольбы.
Потоки благости, излитые Тобою на нас,
Я разъясню в дальнейших моих речах,
Кои побудят Тебя, о блаженство,
Возрадоваться моему спасению,
Как если бы Ты взалкал вкусить неких сладостных яств,
Но не потому, что суетным гласом моим
Обретешь Ты [новую] славу,
А потому, что малую молитву мою
Сделаешь причиной спасения великого.

2

Эта заповедь новая – книга скорбных песнопений
Сочинена для живущих на земле [людей] всех возрастов,
Для всего множества рассеянных по миру христиан.
И как хорошо осведомленный о страстях каждого соучастник
Показует [людские] пороки, подобно картине укоряющей:
И тем, что в первую пору жизни вступили,
И тем, что находятся во второй, именуемой возмужалостью,
И старцам немощным, чьи дни подходят к концу,
Грешникам и праведникам,
Гордецам самодовольным и тем, что корят себя за прегрешения,
Добрым и злым,
Боязливым и храбрым,
Рабам и невольникам,
Знатным и высокородным,
Средним и вельможам,
Крестьянам и господам,
Мужчинам и женщинам,
Повелителям и подвластным,
Вознесенным и униженным,
Великим и малым,
Дворянам и простолюдинам,
Конным и пешим,
Горожанам и селянам,
Надменным царям, коих держит узда страшного,
Пустынникам, собеседующим с небожителями,
Дьяконам благонравным,
Священникам благочестивым,
Епископам неусыпным и попечительным,
Наместникам [Божьим] на престоле патриаршем,
Кои раздают дары благодати и рукополагают.
Одним – дабы молитвенно просили [за меня],
Другим – для благих увещаний,
Всем им подношу я свою книгу в виде молитв,
Начатую силой [Святого] Духа Твоего,
Споспешествованием коего я представлю в порядке
Мольбы многообразные,
Дабы с ее помощью просимое каждым из них
Постоянно представало пред милосердием Твоим, о Великий.

3

Исцели души тех, кто читает ее с сердцем чистым,
И очисти их от преступлений,
Освободи от долгов и избавь от уз грехов,
Да прольются обильные слезы у тех,
Кои будут наставлены ею,
И да будет даровано чрез нее желание раскаяться.
Пожалуй и мне вместе с ними, о Господи, от себя волю к покаянию,
А [их молитвы], спетые гласом моим,
Да обретут дух, приятный и желанный [Тебе].
Да будут дарованы мне этой книгою их мольбы,
И да обратятся стенания их момми словами
В воскуряемый Тебе ладан,
И на вкусившем устами эти скорбные песнопения
Да упокоится Дух Твоей благодати.
Коли встретятся со мной благочестивые,
Дабы предстать [пред Тобою] с [молитвами] сими,
Прими и меня – [умершего]
Вместе с ними – живыми по милосердию Твоему;
Коли скорбные слезы, святые дары приносящие,
Прольются из глаз [молящихся по этой книге],
Да сподобишь Ты, о попечитель, и мне ороситься дождем.
Коли написанные [мною молитвы] помогут спасению тех,
Кто приобщится к этим животворным чувствам,
Сделай волей своей, о благословенный,
Дабы и меня причислили [к ним];
Коли у кого-нибудь благодаря книге этой
Родятся из глубин сокровенных стенания,
Тебе, о Боже, угодные,
Пусть, о всевышний, вместе с ним это принесет пользу и мне;
Коли протянется к Тебе чистая рука с ладаном благовонным,
Пусть будет присоединен к ней глас мой и просьбы других молящихся,
Кои прежде были обращены [к Тебе];
Коли с моими родятся другие молитвы многообразные,
Пусть будут и мне Тобою [они] дарованы повторно;
Коли эта моя словесная жертва будет угодна Тебе и приятна,
Пусть Тобою [к ней] будут присоединены и [дары] предшественников;
Коли кто падет духом от скорби и ослабеет,
Пусть в надежде на Тебя снова встанет он,
Опираясь на стенания сии;
Коли упования столп до основания будет разрушен грехами,
[Из этих молитв], как бы из слитных камней,
Твоей десницей вспомоществующей вновь воздвигни его;
Коли вервие надежды будет рассечено, разрезано мечом грехов,
Соедини его снова волей Твоей, вседержитель, еще прочнее скрепи;
Коли кто-нибудь будет объят смертельно опасным пороком души,
Да обретет он спасение в надежде на жизнь,
Молясь по этой [книге] Тебе, о Животворец;
Коли чье-либо сердце будет уязвлено муками сомнений,
В благоволении своем исцели его для жизни этими молитвами;
Коли из-за грехов губительных, неискупимых
Кто-нибудь низвергнется в глубины бездны,
Да вернется он к свету при вспомоществовании Твоем;
Коли из-за козней темных [сил] кто-нибудь попадет в опасность,
Погрузившись в обманчивый сон,
Вновь укрепи, о Ты – упование единственное,
Укрывающегося под Твоим [безопасным кровом];
Коли ослабеет броня чаяний чьей-либо души,
Благоволи, [Господи], чрез посредничество этих [молитв]
Своей рукою восстановить ее прежнюю прочность;
Коли кто-нибудь станет блуждать без попечения блюстителей,
Да обретет он [молитвами] этими
Надежду на скорое Твое возвращение, обновитель;
Коли жар дьявольской лихорадки, которая вызывает трепет,
Возмутит [страхом] чью-либо душу,
Да опомнится он чрез [молитвы] сии,
Исповедуя и поклоняясь таинству знака распятия Твоего;
Коли разрушающий ветр бури неправедности
Нежданно ударит в море житейском
По остову тела человека,
Успокой его там крылами кормила сего,
Что принадежит Тебе.

4

Да обратишь Ты в живительное снадобье
Для исцеления страданий души и тела
Эту книгу расположенных в порядке плачей,
Что начата во имя Твое, о всевышний.
Начатое мною Ты заверши, и пусть смешается Дух Твой с нею,
И дыхание могущества Твоего, о великий,
Да сольется с творением, дарованным мне Тобою,
Ибо Ты даешь силу сердцу, потерявшему надежду,
И принимаешь славу от всех. Аминь!

 

 

 

Глава 4



Слово к Богу из глубин сердца



1

И поелику я начал разговор с Тобою,
Что держишь в руках [своих]
Дыхание жизни моей многогрешной души,
То поистине трепеща и содрогаясь в великом смятении,
Я страх непрестанный испытываю,
Ибо грозен Ты и непостижим,
Недоступен определению словом,
Ты – память неотступная в своем нелицеприятном суде,
На коем осуждены будут мои грехи,
О Творец небес и земли.
И нет исцеления многоопасным и жестоким,
Не поддающимся врачеванию ранам моим,
Кои причинил мне язвящими укусами клыков пасти [своей]
Смертоносный, уловивший душу мою [мне] на погибель,
Тем паче что, как сказал притчеслов,
В день борьбы не найти ответа
Ни словами оправдания,
Ни одеянием укрывающим,
Ни лицемерною личиною,
Ни речами, внешне пристойными,
Ни видом, что никогда не обманет,
Ни лживым порядком слов,
Ни бегством стремительным,
Ни тем, что обернешься спиной,
Ни челом, приникшим к земле,
Ни устами, припавшими ко праху,
И ни тем, что укрылся в глубинах земли,
Ибо обнажено пред Тобою сокрытое и очевидно невидимое.
Добродетель моя, все уменьшаясь, совсем исчезла,
Грехи стали явными и постоянно растут,
Бедствия мои непреходящи, и я погиб.
Вес праведных [дел] моих уменьшился,
А неправедных – тотчас увеличился,
Плоды добра растаяли, а прегрешения поднялись столпом,
Залог потерян, и печать судебная уже ныне найдена,
Подписано заемное письмо смерти,
А благовествующее завещание искажено,
Благодетель скорбит, искуситель же радуется,
Сонм ангелов печалится, а сатана, ликуя, пляшет,
Небесное воинство плачет, а преисподняя веселится,
Изобилие припасов [я отдал] убийце,
А сокровища постящегося разграбил,
Стал на сторону чужака и предал дар создателя,
Позабыл благодеяния Творца, а сети губителя сохранил,
Милости спасителя презрел и возвеселил Велиара,
Замкнул я источник жизни,
И ржавчина гордеца поразила меня – немилосердного.

2

Днесь, поистине, не желанней ли,
Согласно пророческой книге провидца [1],
Никогда не быть созданным в утробе [матери]
И не обрести образа [человеческого] во чреве,
Не появляться в [муках] родов
И не достигнуть света жизни,
Не быть вписанным в число людей
И не вырасти, не возмужать,
Не украситься благолепием лица
И не обрести способности говорить,
Нежели быть захваченным [в плен] грехами,
Столь жестокими и ужасными,
Что расплавится даже твердь скал,
Не то что [слабое] тело?

3

Даруй, о благий, молю Тебя, даруй мне милосердие,
Кое Ты сам, от Себя, Своим словом положил нам, о Боже, говоря:
«Поднесите дар сей Богу во имя спасения великого и да будете святыми,
Ибо я милости хочу, а не жертвы» [2].
Днесь вознесись вновь, воскуряемый ладаном сего напамятования.
Ты, [о Боже], что всем обладаешь.
Все от Тебя, и слава Тебе от всех. Аминь!

 

 

 

Глава 5



Слово к Богу из глубин сердца



1

И вот я, человек земнородный,
Погрязший в суете бренного мира
И одурманенный вином обманчивого безумия, –
Я непрестанно лгу и никогда не говорю правды
Как же, с каким лицом дерзну я,
[После того как] перечислил выше
Мои заслуживающие хулы свойства,
Предстать пред судом Твоим,
О правосудный, страшный, неизреченный,
Неисповедимый, могучий [Господь] – Бог всех?
Ибо, сопоставляя здесь, в этой [книге],
Неблагодарность грешной души моей с Твоими благодеяниями,
Я покажу, что Ты всегда могуч в правоте своей,
[Тогда как] прегрешения мои навеки осуждают меня,
Хотя Ты и помог мне, слабому,
Сотворив меня своей рукою – [рукою] всевышнего по образу Твоему.

2

Ты украсил меня словом,
Даровал сияние дыхания [жизни],
Обогатил мудростью,
Вырастил в разумении,
Укрепил ведением,
Отделил от прочих животных,
Наделил душой познающей,
Одарил естеством самовластным.
Ты родил, как отец,
Вскормил, как кормилица,
Пестовал, как опекун,
Насадил меня, нечестивого, у себя во дворе,
Полил водою живою,
Очистил росою купели,
Укоренил водою жизни,
Хлебом небесным накормил,
Божественной кровью своей напоил,
Приобщил к недоступному и непостижимому;
Моим очам – [очам] земнородного –
Дозволил отважиться смотреть на Тебя,
Облачил меня в славу света Твоего,
Допустил воздеть к Тебе
Бренные пальцы моих оскверненных рук;
Мой недостойный прах смертного
Ты удостоил быть словно отблеском света [Твоего];
Отца Твоего, могучего, страшного, благословенного,
Ты, по человеколюбию, определил быть отцом и мне, недостойному.
И не опалились полные суетности уста мои,
Когда призывал Тебя как сонаследника;
Не укорял Ты меня,
Когда я дерзал приобщиться к Тебе;
И не помрачался свет в очах моих,
Когда на Тебя я взор устремлял;
И не изгонял Ты меня, заключив в ковы,
Вместе с приговоренными к смерти;
И не изувечил Ты ладонь руки моей,
Что, оскверненную, к Тебе я протягивал;
И не раздробил суставы пальцев моих,
Что осязали слово жизни Твое;
И не окутало меня облако,
Когда я приносил Тебе жертву, о страшный;
И не сокрушил зубы мои,
Когда, [причащаясь], жевал я Тебя, беспредельный;
И не пошел Ты в гневе наперекор мне,
Идущему наперекор воле Твоей,
Подобно заблудшему дому Израиля;
Не посрамил меня, недостойного, в свадебном чертоге Твоем
Во время пения и танцев;
Не стал укорять меня, неправедного,
При виде нищенского моего облачения;
И меня, связавши мне руки и ноги,
Не прогнал вон, «во тьму внешнюю».

3

Приняв все это множество благодеяний
И всепрощающее долготерпение
От Тебя, о благодетель, милосердный всегда и во всем,
Я, убыточный должник,
Обуреваемый неистовыми,
Полными всяческих заблуждений страстями,
Воздал Тебе бесчисленными и многообразными
Преступлениями, плотскими и духовными, –
Вот чем, о Бог мой и Господь, отплатил я Тебе
После стольких милостей.
Так воздал я Тебе злом, согласно укоряющей притче моисеевой [1],
Я, позабывший благоразумие и возлюбивший безумие.
Все эти несметные благодеяния и милости
Я, неправедный, уничтожил суетным поведением своим;
Этот неизреченный свет благодеяний,
Собранных вместе Твоим попечением,
Я развеял в вихре безумия, о всевышний.
И хотя не единожды давал Ты мне знать,
Протягивая попечительную руку, дабы привлечь меня к себе,
Однако не склонился я,
Подобно Израилю, осужденному пророком [2],
И хотя обещал, согласился я угодить Тебе,
Однако не остался верен этому обету,
А вновь стал творить то же зло,
Вернувшись к прежнему образу [жизни].
Возделал ниву сердца моего терниями грехов,
Породившими [лишь] плевелы.
Мне подходят Богом внушенные притчи святых пророков,
Ибо Ты ожидал от меня винограда,
А я вместо него дал разрастись волчцам;
Я превратился в невкусный, горький плод
Отчужденного моего сада;
Я покорился переменчивому ветру,
Что, вечно колебля, несет меня своевольно,
Как речет Иов блаженный,
Я пошел в путь невозвратный
И на песке построил здание безрассудства своего.
Страстно желая достичь царства жизни [небесной],
Я был обманут широкой стезею.
Заградив сам себе дорогу,
Своей волею открыл бездну погибели.
Я заткнул окна моих ушей,
Дабы не принять Твоего слова жизни,
Я закрыл зрячие очи души моей,
Дабы не увидеть снадобья жизни.
Я не очнулся от расслабляющей дремоты и оцепенения
При гласе трубы, [возвещающей день] страшного суда,
Я не стал бодрствовать, [услышав] плачевную весть
О дне избрания чрез испытание огнем.
Так никогда и не проснулся от дурмана смертоносного сна,
Что предвозвещает погибель.
Я не дал отдохновения Твоему Духу в скинии моей телесной;
Я не примешал к духовному своему естеству
Части дарованной Тобой благодати,
Своими руками уготовил я себе погибель,
Умертвив, как речено притчесловом, душу свою живую.

4

И что пользы мне составлять
Эти малые и ничтожнейшие жалостные соразмерные [плачи],
Коли числом своим [грехи] перешли все границы и врачеванию не поддаются?
Днесь в [Твоей воле] даровать жизнь мне, душою мертвому,
И снизойти с милосердием, дабы посетить меня, осужденного,
О Сын Бога Живого, слава Тебе от всех. Аминь!

 

 

 

Глава 6



Слово к Богу из глубин сердца



1

Однако что хорошего в том или какая мне польза
Продлевать ряд скорбных своих песнопений,
Коли теряю я бодрость,
Вместо того чтобы выжечь гной,
Скопившийся в моих смертельных ранах,
Раскаленным железом слов моих
Или, с отвращением засунув палец [в гортань] и вызвав тем рвоту,
Отрыгнуть бремя скопившихся в сердце недугов,
Кои причиняют душе острую боль.

2

И поелику не оказался я достоин
Хвалиться славою вместе с сонмом святых,
Уста коих полны смеха, а губы – ликования,
Как речено притчесловом [1] и псалмопевцем [2],
Я обращусь к чину второму [3] – к [тем, что] подобны мне,
Упомянув всех их здесь,
Хотя при сопоставлении [их поступков] с моими – неправедными,
Даже они окажутся выше меня,
Как раскаявшиеся пред нераскаявшимся.
Удостоился празднеств Манассия [4],
Чьи прегрешения были меньше, чем мои;
В сравнении с наглым моим криводушием
Удостоился почтения даже фарисей [5];
В сравнении со мною, безвозвратно нарушившим обет,
Удостоился похвал и блудный сын;
В сравнении со мною, подлым, не помнящим благодеяний,
Удостоился быть упомянутым лицемерный сын Амасии;
Удостоился благословения разбойник, как обвинитель неверующих;
Была почтена и блудница – праматерь [всех] кающихся.
Я восстал против Тебя, о создатель, с яростью не меньшей,
Нежели [ярость] скопищ иудейских;
Я тягался с Тобою не менее [упорно],
Нежели богоборцы,
И не погнушался отречься от Тебя – Творца всего сущего;
Не менее, нежели фараон, я ожесточил естество сердца своего;
Я клокочу подобно морю, возмущаемому бурей,
Я менее устрашен и устыжен суровостью Твоего приказания,
Нежели волны морские – берегом.
Меру тяжести совершенных мною проступков
Можно определить лишь грудой песка:
В неисчислимых скоплениях [его] меньше [песчинок],
Нежели неправедных моих дел.

3

Хотя и очень много песчинок собрано на берегах вод,
Однако им неприсуща способность приумножаться чрез рождение.
Меж тем грехи мои преступные несчетны –
Их невозможно запомнить все.
[Вот] один [грех] с порослью его,
Другой – с отростками его;
Один – с пятнами его,
Другой – с злоключениями его;
Один – с терниями его,
Другой – с корнями его;
Один – с частями его,
Другой – с плодами его;
Один – с членами его,
Другой – с ветвями его;
Один – с побегами его,
Другой – с локтями его;
Один – с когтями его,
Другой – с пальцами его;
Один – с возбуждением его,
Другой – с могуществом его;
Один – с влиянием его,
Другой – со знаками его;
Один – с подобиями его,
Другой – со следами его;
Один – с тенями его,
Другой – с мраком его;
Один – с натиском его,
Другой – с уловками его;
Один – с лукавством его,
Другой – с умыслом его;
Один – с прибежищем его,
Другой – с пределами его;
Один – с бездною его,
Другой – с мерзостью его;
Один – с молнией его,
Другой – со страстями его;
Один – с хранилищем его,
Другой – с сокровищами его;
Один – с [затягивающей] воронкой его,
Другой – с источниками его;
Один – с реками его,
Другой – с раскаленными угольями его;
Один – с пожаром его,
Другой – со стыдливостью его;
Один – с пучиной его,
Другой – с пропастью его;
Один – с жаром его;
Другой – с затмением его;
Один – с громами его;
Другой – с каплями его;
Один – с течениями его;
Другой – с потопами его;
Один – со льдом его,
Другой – с вратами его;
Один – со стезею его,
Другой – с дорогою его.
Плавильная печь и зной ее,
Пламя и языки его,
Вытапливающийся жир и смрад его,
Полынь и горечь ее,
Губитель и подчиненные его,
Насильник и тати его,
Гордец и вооруженные воины его,
Главарь разбойников и шайка его,
Зверь [хищный] и щенки его,
Кусающийся и [следы] укусов его,
Осквернитель и подобные ему.

4

Днесь именно эти [грехи] суть повелители и владыки.
Оскверняющие души всех [людей],
А каждый из них делится на подчиненные части –
Тысячи тысяч и тьмы темен.
Общее же их число может знать лишь тот,
Кто еще не существующее зрит в нас как деяние свершившееся.
И вот, если человек не станет себя обманывать и притворяться
И лицемерно делать вид, что не колеблется,
Но чрез познание самого себя
Почувствует общечеловечность своего естества,
Поймет, что он земнородный, и сохранит в себе меру [совести],
Тогда очевидным станет для него,
Что перечислил я не напрасно
Описанные виды прегрешений;
Не определив даже сущности разнообразных тех заблуждений,
Что кружат в нашем естестве,
Я показал не полностью лишь часть из тьмы злых деяний,
Дабы по ним судили вы о прочих.


Примечания



[3] т.е. к тем кто, согрешив, затем раскаялись
[4] 15 Иудейский Царь. Преследовал "пророков" которые местным культам противопоставляли единый культ Бога Яхве.

 

 

 

Глава 7



Слово к Богу из глубин сердца



1

Но дабы не лишить вас вовсе надежды на спасение
И [не внушить чувства] беэоружности
Пред представленным выше образом
Неисчислимого множества невидимых, противоборствующих сил,
Кои суть не что иное, как самопроизвольно возникающие враги домашние,
Мы покажем противостоящих этому жестокому многочисленному воинству
Защитников божественных и могучих, всепобеждающих и непобедимых,
Хотя и причиняющих нам душевное утеснение и тяготы,
Как если бы с древа недосягаемого
Мы с трудом собирали плоды
Или, преодолевая трудности и страдания,
Шли по дорогам нехоженым.
Ибо все эти полки неправедного войска искусителя
Можно уничтожить всего лишь тонкими ручейками пролитых из очей слез
Или легчайшим вздохом скорбящего сердца, из души исходящим,
Подобно тому как многоногие пресмыкающиеся, черви язвящие, –
Что рождаются в гнили земли и,
Едва двигаясь, вновь вползают в нее –
Погибают, попав в вязкий ток масла оливы
Либо в самую малость смертоносного зелья
Или подобно тому как жаркий южный ветр вместе с солнцем
Заставляет растаять твердый лед,
[Так и грехи] по сходству с [червями] легко рождаются
И, словно [лед], легко тают.

2

Однако никогда не [удастся] мне предотвратить
Суда надо мною – осужденным словами горькими,
Избиения камнями меня – обвиняемого,
Как преступника закоренелого, которому нет искупления,
Ибо, умерщвляя в себе один из терзающих меня [грехов],
Я даю силу жить другим на погибель душе моей.
Я древо с побегами горькими,
Ибо дал расцвести на нем мерзости порочного [моего] нрава.
Я лоза виноградная, вредоносная и ядовитая,
Ибо рождаю вино погибели,
Я сын Ханаана, а не Иуды,
Как речет великий Даниил,
Я сын геенны, но не царствия [небесного],
Наследник ада, но не желанной славы,
Естество мое [таит] терзания, но не покой.
Я неблагодарный пред Тобою – благодетелем,
Непризнательный пред Тобою – многомилостивым,
Я постоянно грешащий пред Тобою – долготерпеливым,
Огорчающий Тебя, о благосклонный.
Я раб лукавый и ленивый,
Согласно укоряющему слову Господа,
Искушенный в делании зла,
Согласно прорицанию Исайи,
Проворный в злодеяниях гнусных.
Я усерден в том, чтобы вызвать гнев Господа,
Всегда склонен к сатанинским уловкам;
Я скорбь постоянная для Творца своего.
Я немощен, когда надо творить добро,
Ленив, когда надо стремиться к добродетели,
Медлителен, намереваясь исполнить обещанное,
Бессилен, когда надо [делать] полезное и нужное,
Я – не помнящий благодеяний служитель, предавший Господа.

3

Горе мне, грешному,
Ибо прогневил я создателя своего,
Горе мне, «сыну погибели»,
Что забыл дар жизни!
Горе мне, обремененному тьмой несчетных талантов,
Кои не будут возмещены!
Горе мне, несущему бремя тяжких грехов,
Коему нет возврата в пристань спокойную!
Горе мне, убыточному должнику Господа,
Что не может предстать пред Могучим!
Горе мне – тростнику, легко воспламеняющемуся,
Что будет гореть в геенне!
Горе мне, что вспоминаю это,
Ибо стрелы гнева Божьего будут палящими!
Горе безумию моему,
Ибо не вспомнил я, что явным становится тайное!
Горе нечестивому мне,
Ибо всегда, непрестанно ткал я паутину зла!
Горе тучному телу моему – пище червей неумирающих,
Ибо как терпеть стану их ядовитые укусы!
Горе мне, опьяненному чашей смерти,
Как буду терпеть я муки вечные!
Горе мне, ибо, когда душа недостойная
Покинет жалкое мое тело,
Как предстанет она пред судьею [праведным]!
Горе мне, когда иссякнет масло в светильнике,
Ибо не загорится он вновь!
Горе мне, [что буду охвачен] трепетом тоски и страха,
Когда окажется заперт вход в небесный чертог!
Горе мне, когда [услышу] глас грозный, –
Вызывающие содрогание и ужас
Слова [окончательного] приговора судьи небесного –
«Не знаю тебя».

 

 

 




 
 
Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования Персональный видеоканал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод

Flag Counter
Код баннера
Сайт отца Олега (Моленко)

 
© 2000-2017 Церковь Иоанна Богослова