Крест
Радуйтесь, ибо Господь грядет судить
Вселенская Проповедь Вечного Евангелия. Сайт отца Олега Моленко - omolenko.com
  tolkovanie.com  
Rus
  omolenko.com  
Eng
  propovedi.com  
  Кредо Переписка Календарь Устав Аудио
  Имя Божие 3000 вопросов Богослужения Школа Видео
  Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
  Публицистика Дискуссии Эра Духа Святого История Фотокниги
  Апостасия РПЦ МП Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Стримы
  Жития святых Книги о.Олега Исповедь Библия Избранное
  Молитвы Слово батюшки Новомученики Пожертвования Контакты
Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования YouTube канал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод
YouTube канал отца Олега   Facebook страничка   YouTube канал проповедей отца Олега  


ВКонтакт Facebook Twitter Blogger Livejournal Mail.Ru Liveinternet

Григор Нарекаци. Книга скорбных песнопений. Главы 75 - 79


Для прослушивания рекомендуем установить flash-плейер:

Get Adobe Flash player



Глава 75



Слово к Богу из глубин сердца



1

И днесь я тону, очарованный,
И совершенно теряюсь, [вспоминая]
Неизреченные, многообразные, непрестанные
Благодеяния Твои, о Великий,
Что одесную и ошуюю, спереди и позади,

Громоздятся [вокруг нас] неисчислимо.
Сказанное здесь снова все о том
И опять о том
Повторяет вновь Духом Божественным вдохновленное
И апостолами изъясненное
Предание, [позволяющее] всеобъемлюще толковать
Лучезарное церкви исповедание.
И к сему [приложено также слово] о неодушевленном
Вещественном [строении церкви],
Которое есть Блаженный Образ Неизреченного.


2

Возношу, дарю отсюда вновь я
Залог восхваления истинного исповедания.
И как некогда по злоумышлению вселукавого
И наиковарного обольщения
Сетью саганы оторван был я
И изгнан был прочь,
Ушел из рая,
Ныне ж единением сим
Истинным и непорочным, [с Символом Веры]
Залогом воистину Благодати [Божьей] –
Снова я опять
Поднимусь вместе с Ним,
Возлечу на крыльях света,
Вознесусь днесь я, достигну небес.

3

И в конце главы моей о вере –
О исповедании Троицы [Святой] –
Следует по установленным для слов канонам
Увековечить в сей книге моей
Достославную Матерь мою Восхваляемую –
Великую и Блаженную Царицу Непорочную,
Наисвятейшую из всех девственниц,
В чьей утробе был я зачат
И в духовных муках рожден,
Дабы оповестить и явить
И племенам грядущим поведать
О мере Славы воскуряемой
И по достоинству обожествляемой,
Почитаемой как тело пречистое,
Глава коего – Слово Божие вочеловечившееся;
И днесь чрез посредство слов молитвы сей,
Начертанной Духом (Святым),
Кои прилажены [мной] к скинии света,
Прими меня, Благий, Благословенный.
Искупленным и освятившимся в ней!
Сними с ее (молитвы) помощью
Хулу с души моей
За грехи мои,
А меня, безгрешного, незапятнанного,
Помести под ней (скинией).
Прими немощного меня в доме давидовом
И перемести оттоль в дом Свой Божий,
Сообразно гласу пророка,
Что разумеет Тебя, Иисус.
Не делай Ты вход и выход [из церкви]
[Для меня] пустым лишь и бесполезным,
И не почитай тепло верования моего
[Всего лишь] холодом,
И лобызание приветствия моего
Не полагай чем-то беспутным,
Не приписывай поклонению неблагодарность
И не отвергни неосторожно обожание,
Дабы не было бесплодным видение образа
И не оставался тусклым внешний вид чуда
Не дай Ты жертве.
Без пламени заживо сжигаемой.
Быть позабытой
И литургии обетованной – сей речи моей
[Не дай] развеяться на стороне.
[Не дай], чтоб вкушение света Тобою
Обратилось смертью для меня,
И чаша крови из ребра Твоего
Стала для меня осуждением.

4

Умоляю Тебя, Господи Иисусе,
Одна из Сущностей [Божественных],
Вкусив которую мы познали
Отца Твоего и Дух Святый Твой.
Ибо именно Тобой мы обучены
Всем дарованным порядкам церковным.
И вместе с этим в святилище
Жизни спасенной и благодатной,
За моления нам пожалованном,
Руки воздевши и сердце расширив,
Возношу Тебе, обитающему там,
Властелину всех и Трисвятому.
Словесный фимиам,
Дарю навеки в сих речах моих
Благодарственных

Иное размышление оБожественном залоге
В Никее определенного символа [веры]


5

Прославляем, возглашая с напевами
И песнопениями благословения,
С верою в словесном богослужении
Благоповелительную причину [всего] сущего
Троицу Безначальную,
Несравненную по возвышенности,
Недосягаемую по смыслу [Своему],
Непостижимую пониманию,
Неощутимую чувствами,
Нестерпимую для тварей.
Мера, [которая объемлет] вышнее небо
И беспредельность бездны глубинной;
Полнота расточения, преддверие начал,
Едина в Трех Неслиянных Лицах
И тройственна в Неделимой Сущности Одной.
Невозбранимая боле, чем мысль,
Вечно длящаяся, всюду простертая.
Неизменно добрая правота непоколебимая,
Цельный образ любви, величие беспримерное,
Высота непреклонная, видение неистребимое,
Благодетельность неиссякаемая, воля твердая,
Повеление живое, спасительное мановение глаз,
Блаженство истинное, упование верное,
Обещание неложное, плодоносный залог,
Благовестие надежное, величие неприступное.

6

Один Отец Сына Единственного,
Облеченный Духом Единым,
Наибогатейший добротой [Своей]
И лишенный совершенно зла,
Громогласно благословляемый и восхваляемый,
Неисповедимым величанием прославляемый.

7

Один из Вышних, Имя грозное,
Единочтимый из имущих общение,
Неизреченный из Единокровных,
Трисветный из Сопричастных,
Несовокупленный из Совершенных,
Устремившийся своей волею и доброхотно
К Отцу Своему Единосущному,
При содействии Духа Святого
Смиренно снизошел с небес,
Не утративши Славы привычной,
Возжелал войти в утробу матери –
Богородицы, Девы Пречистой,
В коей и взрастил семя благословенное
На светоносной ниве непорочности.
И совершеннейшей сущностью Своей
В неразделимом единстве
И всепроницаемом смешении
Чудесно сочетал Дух Божественный
С существом [твари] дышащей,
Тем самым укротил он дерзость мою
Неотвратимой уздою вразумляющих удил
И, [Своей] волею предав Себя на крест,
Вознесся цветок плода жизни
На самый верх древа бессмертия.
Был ранен смертельно
В плоть, единосущную с нами
И неотделимую от Божественности,
Чем оживотворил орудие осуждения,
Непрестанно страдал плотью телесной,
Не отделимой от сущности Творца.
Сойдя в мрачные области ада,
Сорвал он узы, созданные им
Из пут супостата
И, будто пробудившись
От дремотного сна,
Оттолкнул от себя натиск смерти,
Восстал и ожил, как Бог,
Выйдя из земли, [словно] хлеб жизни
И пастырь стада словесного.
Был принят верою в мире,
И явился он [ученикам своим] все таким, как был
Совершенно неизменившимся;
Как пришел цельным –
Целокупным и вознесся [отсель],
Воссел и упокоился на вышнем престоле
Родителя Своего с прежней простотой,
С Божественной Славою.
И мы исповедуем Бога –
Благодетеля и Господа всего [сущего],
Что будет судить всю землю
Справедливым судом в день великий;
Сам он – начало и Сам же – конец,
Все Тот же и прежде, и Он же – и впредь,
В неубывающей целостности
В неприступном царствуя свете.

8

Благословляем вместе с Отцом и Сыном
Также неделимое исхождение Духа Господнего,
Равночестного с Ними,
[Духа], создавшего все и оживотворявшего
Всяческую [тварь],
Что даже и там,
Во вселенской тьме сотворения –
Объявшей мир мгле, –
Носился, живописуя и изображая
Всеобъемлющие воды неисчерпаемые
Моря, разлившегося по земле,
Для претворения [в жизнь] таинства
Нынешнего [крещения] в светозарной святой купели,
Сперва сотворил, а нынче действует;
Создал и постоянно совершенствует:
Мастерство и чудеса.
Предвидения святых,
Внушения Божественные,
Усилия дивные
Пророков, апостолов, вардапетов,
Наставляющих в учении и прозорливости.
Возвел святилище для жертвоприношения
Крови Христовой,
Велел милосердно [даровать], как Христос,
Очищение душам и здравие телам.
Крестил – и сильней, чем водой, –
Довольствуясь лишь одним собою,
Обновил, просветил
И беспрестанно крепнет
Благодеяниями их.
Засвидетельствовал Божественность Единородного
В потоках [реки] Иордан
И, показавшись в виде облака,
[Глаголил] гласом Отца
На горе Фаворской.
По примеру подобного рода
Стал покровителем рода Иакова
При исходе того из Египта
И при шествии во главе с Моисеем
Жестоким ветром потопил фараона.
Священников готовит,
Мудрецов созидает,
Царей укрепляет,
Отпущение подает,
Животворит умерших,
Обновляя их в воскресении.
Он Сам и есть помазание
Вочеловечившегося Бога;
Всегда равно с Отцом вместе
Обожествляемый
В честь величия Сына;
Бесконечным славословием
Присноблагословляемый, Аминь!


Сказанное им (Григором Нарекаци) о таинстве святой церкви против нечестивых раскольников – тондракитов, новых манихейцев


9

Исповедуем с истинной
И неотвратимой верой незапятнанной,
Приветствуя лобызанием губ,
Возведенную из неодушевленных камней
Сень строения церковного,
Обиталище Божье,
Что превзошло и небеса
Своим возвышенным великолепием;
Что было создано
Сонмом самих апостолов
И питомцами вышними было окуряемо,
И служители слова поклонялись [в нем].
Сия сокровищница жизни,
Взяв начало в вышних покоях,
В месте священнодействия,
В горнице, кою наполнил Дух Божий,
Засверкала там мощью Своей
В дни великой Пятидесятницы.
Сперва дому тому пригожему,
Как пример свершения Благодати Святой
Церкви сей, издавна почитаемой,
А затем и обитающим в ней
Пожаловал [Дух] светозарную Славу.
Где жертвоприносится
Кровь Бога страшного,
От века [превосходящая кровь] Авеля,
О смерти вопиющую,
[Ибо кровь христова] громко взывает
Гласом радования
И возвещает жизнь бессмертную.
Поелику не может никто
Нигде под небом и пред солнцем
Отважиться служить
Сему таинству грозному,
Если не будет охраняем крыльями ее (церкви);
И даже не станет довольствоваться
Сие жертвоприношение тела Господня небесами,
Коли не будет иметь как покров
Эту завесу благословенную.
Поелику по [старым] законам
На проклятие смерти
Будет осужден муж тот,
Кто вне хорана сего мученического
Станет обедню служить Божественную.
Наипаче же будет считаться виновником крови,
Кто не совершал жертвоприношение
Той крови, что является приметой души.
Только однажды смертью Христовой
Омывается здесь человек,
Дабы не была Божественность
Опорочена невеждами
И не претерпевались бы прежние [муки]
Просвещенными.
Только однажды рукополагаются они,
Что [проявляется] в светозарном
И достопочтенном освящении,
Дабы не примешивался обман
К незапятнанности.
Только однажды очищаются
[Скорее] милостью, чем покаянием,
Дабы истина не была сокрыта
Под внешним видом коварства.
Одна лишь вера в выбор грядущий,
Дабы угроза возмездия не была бы
Чуждой молвою и россказнями.
Один лишь укор справедливый
Каждому из [двух] естеств наших,
Дабы не было воздаяние человеку –
Его внутренней и внешней [сущности] –
За злодеяния или за добро,
Лишь вполовину творимым;
[Дабы не воздалось бы душе лишь одной]
[В миг] бессмертного могущества
Царственного усыновления;
Чтоб принято было
В великолепии царствия вышнего
[Также] земное
И справедливость была бы явной.
Одно лишь упование жизни
На нетленность святых,
Дабы надежда обетованная
Стала бы в умах внимающих
Убедительной и достоверной.

10

Царица сия обожаемая –
Церковь неодушевленная –
Дарует жизнь и над смертью властвует,
Как тот плод,
Который должен был вкусить Адам.
В [своей] неодушевленности
Чудотворит боле,
Нежели разумные [твари],
Вплоть до того, что
Доводит до совершенства
И утверждает заново,
Живописуя в нас вновь
Образ Славы света.
Написано также, что она –
Род величия свода вышнего,
Возведенного гораздо раньше,
Нежели поселились в ней сонмы небожителей.
Она делает души легкими
И тела одаряет
Некими новыми крыльями,
Воздавая вместе с богатством почитаемых [душ]
Почести и недостойным [телам];
Оскверняется она не собственными грехами,
А людьми злыми
И попирается нечестивцами.
Она – некий образ дивный,
Превосходящий представления наши,
Неодушевленный, одушевленным возведенный,
Покровительствующий ему, (одушевленному),
Подобно тому как высочайший
[Покровительствует] всегда низшему;
Она превыше человека,
Как жезл победный [выше] избранника Моисея;
Она превосходит разумного,
Насколько жезл, таинственно расцветший,
[Превзошел самого] Аарона;
Она отлична от мыслящего [настолько],
Насколько милоть дивная,
Чудесным образом рассекшая реку,
[Была отлична] от Илии и Елисея.
Она вновь дарует помощь
Всесовершеннейшим рукам священным,
Придав им скорее святость, нежели оружие.
Тело вещественное, единосущное камню и земле,
Оно осязаемым тварям и святым тоже родственно,
Подобно живому камню бессмертному.
[Церковь может стать причиной]
Падения и восстановления [многих].
Точно судия над всеми душами,
Проявляет она себя чудесным образом,
Как проклиная, так и благословляя.
Точно видящий невидимое,
[Церковь] всенародно [осуждает] одного,
А другого опекает она,
И к себе зовет, имя записав,
Подобно всемогущему повелителю сущих.
И точно гора вековечная,
Не боится она ударов врага.
Точно дивным неводом Великого,
Улавливает она души [людские].
Следует она невинно, безошибочно
По следам Христа,
С возвышенной величавостью,
Дерзновенно и чистосердечно,
По примеру восхваляемого [Христа]
С [высоко] поднятой головою.

11

И так велика святость ее,
Что даже тех, кто создан по Образу Божьему,
[Принимает] разборчиво по канонам [своим].
Ежели после долгих испытаний выбора
Осмелится кто-то, согрешив,
В притвор [церкви] вступить –
Не осквернится она,
Но затаит обиду на неготовых, несовершенных;
Не станет предавать анафеме,
Но смилуется над теми,
Кто не ведает меры благости;
Не истомится она,
Виновной считая себя,
Но омрачится
От наших [злых] дел.
Не позволит она дважды подойти
При неизреченном таинстве
[Причащения тела и крови] Господней,
[Как не позволил Христос
Дважды подойти Магдалине]
И ухватиться за ноги Его,
Жизнь дарящие,
Дабы случайно не опорочить жертву.
Могуществом своим сочувствует нам
И сострадает,
Сама [нисколько] не подвергаясь
Той скверне,
Что трепещет в нас;
И безгласно самовластием своим
Судит она нас, повелевая.

12

Она как ковчег некий священнейший,
Вдвойне блаженный,
Ибо спасет от погибели
В волнах жизни сей
Не [только] множество бессловесных
Сонмов звериных
И малое число людей,
Но вместе с земными соберет к себе
И [жителей] вышних, и приведет она
Не к смятения волнам,
А поднимет в выси небесные.
Подобно вскормленнику некоему,
Божьим Духом просвещенному,
Бежит она [прочь] от лукавства,
И телесные раны говорят
Не о ропоте смертном,
А о благовествовании жизни.
И не действует она по почину Ноя,
А строится повелением Творца;
И не Моисей с Веселиилом,
А Единородный [Сын] Бога-Отца
С Духом Святым ее украшают,
Не вечнодвижущейся, присноменяющейся,
А прочной навеки с неколебимой основой
Ее воздвигают.
И опять, как ковчежец из дерева,
Безмолвный, из досок сколоченный и бесчувственный,
Предводительствует [церковь] нами, зрячими,
Будто образ Бога Беспредельного,
В предварении явив нам,
Готовит нам место
В светлой жизни грядущей.
[Тот] вместе с Озой погибнет на месте,
В чью душу не проникнет [церковь] в виде креста;
Убьет [она], уничтожит тотчас и немедля,
Коль в супряге волов, к земле приверженной,
Подняв, потащат ее по земле на возу,
Точно некий сосуд рукотворный.
Говорит она не устами человечьими,
А словами ангелов.
Уха нет у нее,
Но слышит быстро и разумеет.
Нет у нее голоса, сообразно глаголющего,
Но заповеди и дела Христовы
Излагает и возглашает
Она племенам всем.
Нет подвижности связок гортани,
Но побуждает она к жизни
Неким дыханием Божественным.
Нет сочленений костей и жил,
Но, как [некогда] неисчислимому войску
Бога Всевышнего –
Оставшемуся в живых полку из воинства
Вооруженной рати иудеев
[Велено было сопровождать
Ковчег] на расстоянии двух тысяч локтей,
Так и ныне вместе с теми,
Как нечистых, лишенных святости,
Неких распаленных страстями греховными,
Хоть и избавленных от тяжких трудов с кирпичом,
Отстранив от себя,
[Церковь] сопровождает лишь на расстоянии.
И даже сущность Бога воплотившегося
Была "наречена именем камня сего";
Из, рассеченного ребра Его (Христа) испили мы все.
Не в жилах текущая кровь,
А сияние небесного света,
Пронизав единство сие (церковь),
Дарит жизнь и хранит [вечно] новой;
Не попечительство смерти подверженных Соломона либо Зоровавеля,
А мудрость Властителя всех,
[Церковь] предначертала.
И не утучняется она рукою Иакова
Елеем простым и всеми вкушаемым,
А освящается кровью Страшного
И Славой Великого.
[И это] не как дом из вещества земного,
А скорее как тело небесное из света Божьего,
[И Господь] сынов ее крестит и рукополагает.
И пестует не детей, взращенных в сей жизни земной,
А наследников царствия небесного,
Дабы вовлеченных в лоно свое
Передать в авраамово лоно.
Жених невесты этой –
Сын Бога Живого.
Дружки на свадебном пиру ее –
Патриархов сонмы.
Сама она забвению предает
Дьявольские высоты идолопоклонства,
Ибо сдружает с Богом Небесным.
Отвергает идолы всех божеств,
Ибо среди всех камней ее (церкви)
Христу поклоняются;
Разрушает открыто
Призрачные леса волхователей,
Ибо среди всех дубрав мира
По подобию с древом жизни,
В [церкви] Господь приносится в жертву.
Разбивает [она] все множество
Дьяволом обольщенных кумиров [каменных],
Ибо достохвальный камень рубин
Драгоценными каменьями и стенами живыми
Здесь утверждается.

13

Сей дивный кров богоприимный
Всецело свободен от всякого рабства.
Воспринимается он
Не как образ вышнего Сиона,
А скорее как истинный [Сион];
Не как капище, с которым идолопоклонники связаны,
Иль как место осуждения,
[С которым связаны] ярмом закона,
А приветствуется нами
Как дароносица благодеяний Господних.
Не колеблется никогда,
Преобразуясь в некую иную форму или вид,
А разрастается широко
Все с той же пышной славой;
Она сама – небеса небес
И на земле лучезарно прославляется.
Как невозможно без Отца Христова,
Так и без ее утробы материнской
[Невозможно] совершенствоваться душою.
Бродит бездомным непостижимый,
Коли в том доме не найдет крова.
Нет места у Него, у Господа всего [сущего],
Чтоб голову склонить,
Ежели только, войдя, не пребудет он [здесь],
В этом обиталище жизни.
Более, чем сводом небес высочайших,
Гордится жилищем вещественным сим.
Неиссякаем свет Божественный,
Что был на лице Моисея,
[Прикрывшего лицо свое],
И по примеру сему
[Церковь] закрыли,
Как бы убежав от Славы Лица Его.
Подобно сему и те, кто был в храме,
Не успокоились,
[Здесь же, в церкви] на торжестве величания,
[Свет тот] воспевается и восхваляется
Сонмами [тварей] разумных.
Здесь славословится с мольбою вдвойне
[Имя Господне боле],
Чем в раю благолепном.

14

Сия матерь духовная,
Небесная, светозарная,
[Боле], чем земная,
Одушевленная и телесная,
Лелеяла меня, как сына [своего].
Молоко сосцов ее – то Христова кровь,
Ежели даже кто-то напишет
С нее Образ Матери Божьей –
Не будет неправ он.
Как знамение Креста спасения
Могущество разнообразное,
Затеи многоразличные
Чудесно в жизнь претворяет;
Образ страшного суда
Является сотворенным в ней (церкви),
Им замкнули уста исступленные
Еретиков чуженравных.
Есть у нее и камни некие,
Одаренные смыслом и разумом,
Коими [тварей] зверонравных, нечистых,
Отделив, совершенно изгнав,
Навсегда [она] отлучает.
Рождает она и неких богов сотворенных –
Святые подобия
Бога Единого, Христа,
И обращена она к востоку –
К первому месту обетованного жития нашего;
Она как бы рукою ясно показывает
Путь пришествия Божьего.
И Господнею притчею о молнии
Напоминает нам, нас поучает:
Спасение будет оттуда, где солнце восходит,
И явится Христос в тот последний день, –
Толкует она тварям земным.
Изгоняет болезни,
Исцеляет недужных,
Осиливает насилие бесов.
Лоно чрева ее – купель животворящая,
В хороводе свадебного пира –
Сонмы апостолов.
Так окрепла в блаженном расцвете она,
Что сама именоваться стала
По достоинству спасителя именем,
И по имени света – Матери Божьей –
Близкими единорожденного была крещена.
Для грешников мятежных
Она – гавань покоя,
Место пиршества –
Для воинства небес,
Для осужденных в сомненье
[Церковь] – лечебница,
В ней прославляется
Благословляемая всеми
Неизреченная Троица.

15

А ежели кто рукой злонамеренной
Дерзко восстанет
Против царствия вышнего
И станет церковь почитать
Неким вымыслом вещественным,
Либо хитростью людскою,
Либо рукомеслом земным,
Основываясь на предании
О рукотворности ее,
А не даром высочайшей жизни,
Не [местом] чаяния Бога
И истолкованным Духом Святым
Предначертанием, свет обновляющим,
И благодеянием Всевышнего;
Исполнением вседаяния
И воли Создателя,
Исповедальней воскуряемой
И правой руки апостолов
Благорассудным установлением.
Говоря одним словом –
Не вратами небесными
И градом Бога Живого,
И матерью [всех] живых,
Свободных от вины;
И точным слепком облика
Видимой разумной [природы нашей],
Где познаваемое – намерения души,
И осязаемое – образ тела,
И святыней новою,
Превосходящей неизреченные слова
Старых законов,
Христовым знамением
Чудно и величаво увенчанной.
Тех, кто не исповедует так,
Отринет от лица Своего
Отец-Вседержитель
Через посредство слова,
Единосущного с Ним,
Отняв у такого залог милостей
Духа Единославного;
Закроет пред ним
Дверь к брачному ложу сему.
А мы свидетельствуем о том,
Что написали [здесь];
Во что мы верили,
То и подтверждаем
Во Имя и во Славу
Троицы Вседержащей
И Единого Божества
Во веки веков. Аминь!

То – вера моя в троицу,
А это – исповедание мое
Матери моей светозарной.

 

 

 

Глава 76



Слово к Богу из глубин сердца



1

Боже милостивый, всеблагий, могущественный, страшный,
Человеколюбивый, благословенный, живой, неизреченный,
Никто [никогда] не ослушается Слова Твоего,
Нет неосуществимого [для Тебя],
Если даже [сие] невообразимо для [человеческого] разума.
Ты властен подать плоды сладкие вместо терниев жестких –
Ты первоотец этих новых и дивных канонов жизни, –
Ибо благотворить ненавидящему, молиться за гонителя и искать спасение обижающему,
А для убийцы прощения просить – Тобою дарованы плоды эти дивные, –
И сладость их неизреченней, чем любой пример.
И приятны они благословенной воле Твоей
И вкушаются восхваляемыми устами Твоими,
Дыхание лиц наших и сила красоты,
Господи Христе, благословляемый в вышине,
Но люди, земнородные и заблуждающиеся,
От благодатных рук отвернулись ко злу.
А Ты и сам свет и дарующий свет,
Не слышишь проклятий, не нравится зло Тебе,
Не хочешь погибели, смерти не желаешь.
Не возмущаешься в гневе, не предаешься ярости,
Не бьешься в досаде, не помрачаешься в любви,
Не меняешься в милосердии, не преображаешься в доброте,
Не поворачиваешься спиной, не отводишь лицо,
Ты – свет всеобъемлющий и образ спасения.

2

Коль очистишь от грехов – силен Ты,
Коль исцелишь – могуч Ты,
Коль оживишь – властен Ты,
Коль [дары] жалуешь – щедр Ты,
Коль исцелишь – всеискусен Ты,
Коль даруешь – преисполнен Ты [благ],
Коль оправдываешь – всеведущ Ты,
Коль утешаешь – всевластен Ты,
Коль обновляешь – вседержитель Ты,
Коль чудо творишь – царь вселенной Ты,
Коль вновь утверждаешь – созидатель Ты,
Коль вновь сотворяешь – Бог Ты,
Коль заботишься о нас – Ты Владыка нас всех,
Коль вырываешь из грехов – попечителей Ты,
Коль помогаешь нам, недостойным, – благословен Ты,
Коль спасаешь от лукавого – спаситель Ты.
Коль отливаешь из своего нам – богат Ты,
Коль прежде, чем попросим, – Ты сам подаешь –
Не нуждаешься Ты,
Коль послабление даешь [нам] в беде – усмиритель Ты,
Коль меня, конченого, призываешь – покровитель Ты,
Коль меня, потрясенного, [снова] утвердишь –
[Прочная] скала Ты,
Коль жаждущего меня напоишь – родник Ты,
Коль выявишь меня, потаенного, – свет Ты,
Коль полезное откроешь мне – всеблаг Ты,
Коль невидимыми сделаешь пятна –
Долготерпелив Ты,
Коль не вступаешь в тяжбу с малым сим – великодушен Ты,
Коль мне, рабу, протягиваешь длань – созидатель Ты,
Коль десницей своей защищаешь [меня] – всерадетель Ты,
Коль отчаявшемуся мне помощь предложишь – [то] кормилец Ты,
Коль невежду меня поучаешь – [то] наставник Ты,
Коль принимаешь обратившегося к Тебе – упование Ты.

3

И вот все Твое, милосердный Господь,
И не только так, в записях одних,
Но и на деле, претворено в жизнь.
Ты же, первомученик среди страдальцев,
Муки терпевших,
Чтобы спасти меня,
Ты отважно явился на поле брани,
Дабы смягчить грубость насилия гордыни тела,
Ты приучал к мукам гнетущим,
И телом безгрешным Своим Ты измерил
Кару за тяжкие беды плоти нашей,
Чтобы, благоволя к нам,
На деле наставить брать пример с Тебя.
Благословенный навеки. Аминь!

 

 

 

Глава 77



Слово к Богу из глубин сердца



1

И поелику [ныне] – день благословенный
Грозной пятницы Пасхи Великой,
И обновлением света
Разделился он на две равные части,
Содрогнулось все сотворенное
И проявилось это в переходе в состояние иное –
Неизреченное и небесное:
Что было внизу – поднялось наверх,
Высокое было ниспровержено.
И тогда вот час подоспел благоприятствующий
Писанию моему, напевам этим для голоса стонов,
Смешанных с ужасом и ликованием.
И вот почитаю для себя вожделенным
Я отсюда поведать о том,
Что Ты там, в Твоей [жизни земной],
Претерпел за меня, о Бог всех [живых].

2

В образе моем Ты встал пред судом [человека], Тобой сотворенного.
Ты, даровавший слово, не заговорил; не глаголил Ты там, Ты, сотворивший язык;
Не издал ни звука Ты, сотрясающий землю,
Не закричал Ты, всевозвещающий рог величия;
Ни благодеяниями своими их не попрекнул,
Ни злодеяния их не изобличил,
Не предал позору предавших Тебя на смертные муки,
Не противился, когда связали Тебя,
Не ожесточился от пощечины;
Когда плюнули – не оскорбился,
Когда били – не возмутился,
Когда издевались – не разгневался,
Когда насмехались – не отвернулся;
Сняли с Тебя платье [Твое] и одежду, как с болящего,
И снова надели, как на узника, коему нет спасения;
Если бы дважды не испил он уксуса, смешанного с желчью,
Не излилась бы скопившаяся во мне желчь за былые грехи;
Он в отчаянии отведал, но в смятении тут же отказался [пить];
Разъярившись, отняли [губку воины] и нагло снова ее поднесли;
Осудили его на последнее бесчестье –
На битье батогами среди толп черни,
Понося и ругая, на колени бросили,
Возложив на него презренья венец.

3

Не дали Тебе отдохнуть, животворен,
А подготовили смерти орудие и дали его Тебе понести.
Принял Ты [крест] терпеливо, взял смиренно, поднял, страдая,
Взвалил [на себя], как грешник, – древо скорби.
Принес на плече Ты оружие жизни, подобно цветку лилии долин,
Дабы от ночных ужасов сберечь
На месте суда, как на праздничном пире,
Созданный Тобой телесный престол сущности моей.
Вывели Тебя, всесожжения [жертву],
И повесили, точно сабекова овна,
Как [повесили] того, подтянув за рога.
Распростерли на крестном алтаре, как заклание,
Пригвоздили, как злодея, прибили, как мятежника,
Тебя, тишь небесную, – как разбойника,
Тебя, величие безбрежное, – как жалкую [тварь].
Тебя, коему херувимы поклоняются, – как презренного,
Тебя, закон жизни, – как заслужившего смерти погибель,
Тебя, украсившего Евангелие, – как хулителя веры,
Господа и свершение [речений] пророков – как сократившего начертания,
Тебя, славы сияние, печать неисповедимой тайны Отца, –
Словно противника воли родителя,
Тебя, воистину благословенного, – как изгнанника,
Тебя, порвавшего узы [старых] законов, –
Как человека, анафеме преданного,
Тебя, огнь поедающего, –
Как какого-то узника отверженного,
Тебя, грозную [силу] небес и земли, –
Как неоспоримо заслужившего кару.
Тебя, светом неприступным укрытого, захватили, как земнородного.

4

О, доброты и милосердия Твоего
Сладость и долгожданное благодеяние,
С коими ради меня, неблагодарного раба нечестивого,
Ты, Господь всего, доброю волей и благосклонно,
С радостью принял телом, [с нами] единым,
[Страдания наши], на Себя Ты их взял.
И до могилы, где упокоились останки [Твои],
Не поступился ничем, был сутью своей всей неисповедимый Бог;
Перенесши с неизреченным терпением прежнюю хулу,
Вознесся живой самовластно в светлые выси –
Неистощимый плотью своей и совершенный Божественностью.
С благословенней славой и добротою восхваляемой,
Со славословляемым присно милосердием во веки веков. Аминь!

 

 

 

Глава 78



Слово к Богу из глубин сердца



1

И днесь, пав ниц земнородным обликом своим,
Поклонившись долу коленопреклоненно,
Стопы Твои, о Благодетель, животворящие лобызаю,
Вознося Тебе, великому, сей пример мольбы.

2

Умоляю Тебя, единственный споспешник,
Человеколюбивый, благий, животворящий, всемогущий,
Попечитель, хранитель,
Не обращай в тщету томительные страдания
Спасительных страстей Твоих,
[Страстей] вочеловечившегося ради меня Бога,
Пусть не втуне пролил Ты пот, смешанный с кровью,
Ночью в день предательства.
Пусть не померкнет благодеяние света Твоего,
Кое даровал мне, обездоленному.
Ты доброхотно и без выкупа.
Пусть не забудется благовестив о милостях Твоих,
Кое обновили капли из ребра Твоего,
Пусть не будут тщетными плоды страстей Твоих,
Поднесенные Тобою мне, нуждающемуся,
Пусть не кичится искуситель сраженный,
Что присвоил [меня] – достояние Твое.
Вот и победишь Ты волею своей стремление дьявола,
Пусть снова дивится он, уж раз изумленный,
Вновь он будет побежден, вконец осужденный.
Не скупись Ты на слова свои спасительные,
Кои меня, сотворенного Тобой, посвятив Тебе,
Обратят вновь к Тебе.
Творя блага неизреченные,
Неожиданно в час безнадежности,
Когда вовсе исчезло
И прекратилось движение жизни,
Ты, бессмертный, умер
И обновил тем меня, умершего.
И коль отменил правила закона взаимовоздаяния –
То не запрещай ныне [законы]
Удобные, легкие, наипаче осуществимые,
О перводаритель милосердия, сострадательный,
Благословляемый, долготерпеливый Царь!
Воздействуй Ты Словом всесильным Твоим,
Коим в давние дни сотворен был свет,
И я тотчас же, преобразившись, обращусь к добру;
И взамен того, что я не тщился идти вслед за светом Твоим,
Ты явишься мне вспомоществовать в лучах рассвета в обличье отчем,
И буду призван я пред очи Твои, – осужденный раб, –
Умилостивленный, облагодетельствованный Тобой;
Не нужно Тебе много времени,
Чтобы воздать мне за мои грехи,
Только дай Ты мне, изнуренному,
Лицезреть свет Твой во мраке сердца безнадежного.
Запрети, прегради Ты пути, на которых всегда
Щедро память моя расточает милости [Твои],
Сохрани [во мне], как дар, след сокровищ Твоих сияющих,
Коими я буду почтен, нарекусь Твоим,
Защищусь Тобой, о Добро беспредельное.

3

Так помилуй меня, Милосердный, умоляю Тебя,
Помилуй меня, о Всесильный, вновь помилуй меня.
Не заменяй родовыми муками злодеяния мои Ты, Благий ко всем,
Не отнимай у меня, злополучного, дарованные Тобою милости,
Не возбраняй дуновение благословеннейшего Духа Твоего,
Не стирай печать воскуряемую царского Образа Твоего,
Да не появятся тернии грехов в освященных намерениях моих
Не обрывай Ты уз единения, [связующих]
Меня с Тобою крепкой любовью,
Не лишай меня искусства всесилия,
Чтобы язык мог нужное сказать,
Не умаляй Ты успехов десницы [моей],
Дабы мог я раздавать частицы света Твоего.
Не вписывай в книгу жизни свою
Меня, осужденного на смерть,
Не храни и не почитай моими,
Не напоминай, не хули, не стыди,
Не попирай ногами, не пиши о греховности моей
И не собирай гибельных [поступков] моих,
Не обвиняй меня, как осужденного,
Не поднимай по мне, как по древу проклятия,
[Скверну плоти моей],
Не распускай на мне листьев погрешностей,
Не раскрывай Ты цветов злодеяний моих,
Не предъявляй мне записи о грехах моих,
Не позволяй созреть [во мне] Ты [скверны] плодам.
Не перечисляй Ты на сучках – земнородных пальцах Своих –
Сотворенные мною деяния [злые],
Не произноси Ты против меня грозные слова, упоминая безбожье мое,
Не предавай на волю мою заветы души моей, чтоб погнать ее в плен,
Не прославляй меня здесь, чтобы не судить меня на том свете;
Дабы ради жизни сей жалкой, преходящей,
Не пострадало извечное благо;
Недолговечным мигом сей [жизни преходящей]
Беспредельную славу Ты не измеряй;
И не обращай в юдоль печали и стонов
Ты жизнь нетленную;
И тенью мрачной сей
Ты не заменяй неизреченный свет;
И не отпускай узды дум моих,
Чтоб не следовать мне стезей кривою;
[Узкие] мостки нашей жизни [здесь]
Ты не почитай местом отдыха,
Не держи в тени юдоль мудрости моей,
[Грехи] грядущие объявляя мне.
Коли соберешь злодеяния мои, коим нет числа, –
Я заживо умру;
Коли накопишь их в сердце [Своем] –
Подпалив их здесь, я сгорю без огня;
Коль станешь исследовать нечестие мое –
Не воспротивившись Тебе, я растаю вконец;
Если же грехам дашь расти со мной –
Они изнурят, заглушат меня.

4

Вели, присновластный, всесильный,
Удалиться злу, что [живет] во мне,
Дабы заменить его благостью Твоей,
Прикажи, милостивый, попечительный,
Достохвальный, негасимый свет,
Силою своей беспредельною,
Чтоб утвердилась вновь жизнь сути моей
Под покровом телесным членов моих,
Где, упокоившись, будешь неразлучно жить,
Восседая, страстно желанный,
В единении с душою моей;
Изгнавши вконец тлен грехов моих,
Обнови меня в непорочности,
Всеживотворящий Царь бессмертный [наш],
Господь Иисус Христос, Благословенный вовек, Аминь!

 

 

 

Глава 79



Слово к Богу из глубин сердца



1

Помни, Господи, Владыка сострадания,
Любящий справедливость, Истинный Бог,
Взгляни снова Ты на существо мое,
Вечно склонное к грехам,
Исследуй меня вновь: движенье, ток крови,
Растекшейся повсюду;
Как целитель, Ты приблизься, дабы узреть,
Ведь создан я человеком,
С умом незрелым, с несовершенством дум,
О чем свидетельствовал и Ты, видевший небытие,
Ты, один лишь непричастный ко мраку лжи.
И вот вправе я причислить себя
Скорее к провинившимся по-человечьи,
Ошибившимся, оступившимся,
Побежденным вдвойне:
Как земнородные и как смертные телом,
Нежели допустить, чтобы слова Твои были бы ложью.
Ибо воистину Ты сведущ во всем:
И что деяния [наши] злы и пороки врожденны,
И что не изменятся помышления наши вовек,
Как предсказывал это в притче своей
Мудрец, Духом Святым воодушевленный.

2

Облегчи [Ты мне] горечь страданий,
Что уготованы [мне], ожидают меня,
Чтоб обратить меня, порождение геенны,
В украшение смерти вековечной;
Избавь от позорных долгов,
Кои оставлены, чтоб предъявить мне,
Бедному, на последнем суде.
Ниспошли Ты [мне] наказание мира [нашего],
Уже ранее дарованное нам милосердием Твоим,
Дабы ужасы невыносимые
Не представились пред очи мои,
И безнадежное оцепенение не стало
Предпочтительней покаяния животворного, –
Суд грозный, неподкупный и праведный Судия,
Позор ужасный, обвинение страшное, порицание неодолимое,
Беда неминучая, уныние отчаянное, трепет бесконечный,
Неутешный плач, неисцелимый скрежет зубовный,
Осквернение невосполнимое,
Проклятия грозные Твоих речей Божественных,
Конец милосердия и возбранение добросердечия.
[И тогда] небо будет свиваться и земля с твердью недр колебаться,
Как нагромождаются валы бурного моря, словно стремящиеся вдаль,
Но, препятствуя друг другу, задерживающиеся.
И, сотрясаясь и содрогаясь,
Обширная твердь земли
В самых своих основаниях,
Загрохотав от столкновения свирепого,
В глубинах бездны
Выровнит горы;
И, раскалившись, растают
И вещество скал, и все стихии сущие.
Преобразуются небеса, приняв вид нетленный,
И станут меняться творения по сути своей,
[Принимая] обличье новое;
Тайна деяний наших откроется,
Невидимые пороки наши станут явными,
Образ жизни, внушенный нравом нашим,
На теле нашем отобразится.
Царь небесный воссядет в суде с готовым решением кары.
Так горе мне, семижды горе, и снова рыдания,
Равные мерой и весом вот тому числу,
Кое вбирает в себя беспредельность всех других чисел.
Что стану делать я, скорбная душа,
В тот великий день – [день] отчаяния?
Ибо только вспомню я, прежде чем придет, и то страшно мне.
Как некий пророк, представляя нам подобный пример,
Отмечает, что беда неминуема, невозможно [ее] избежать,
Говоря, к примеру, мол: если кто убежит от льва
И ему встретится медведь,
Убежав от медведя, войдет он в свой дом
И обопрется о стену рукой, то ужалит его [здесь] змея,
И опять, заново усиливая суть того же видения ужасного,
Он восклицает: «Не мрак ли день Господень?
День мрака и тьмы, день облака и мглы».

3

Когда ангел-хранитель, сожитель [мой]
И надзиратель властный,
По праву [меня] обвинит
И грозный воздаятель
По справедливости меня обличит,
Прислужники Царя устремятся безжалостно
Кого к жизни призвать, а кого – осудить на позор,
Кому-то явить расцветшее от смеха лицо,
А мне – показать грозный, ощерившийся лик,
Кому – поднести венец лучезарный,
Другим же – предречь погибель и смерть,
Праведным – [подать] благовестия голос,
Мне – [обещать] скорбь бесконечной беды.
Когда исчезнет вконец победа смерти над добрыми –
Для меня, злоумышленника, она все же будет вечно жить;
В какую бы дверь ни стучаться [тогда] – не поможет ничто,
[Ибо] иссякло милосердие [Божье] ко мне.
Когда книги дивных чудес, где ныне сокрыты
Всех видов нравы людские, деяния существ человеческих,
Ради коих и существуют все твари, [раскроются],
То на теле любого, отпечатавшись полностью, они обнаружатся,
[И тогда вот] глубины неизреченного [попечения Божьего],
Заказанные пониманию нашему, станут видимы очам нашим
Где ныне плачем и слезами можно небо занять,
Там, как тщету запоздалую, их отвергнут с презрением,
Стенания, не вознесенные заранее сюда,
Там отнюдь не достигнут [цели],
Милости, скупо посеянные, ярким сиянием не предварят пути.
Там, где громогласно поносят, выступив против:
Ковчег – первопреступников, скрижали – презирающих Господа,
А грозное знамение – нынешних [христиан],
[Там], на том же месте ужас.
Как некий обвинитель законный,
Предо мной раскрывает:
Кто-то – сопричастность к вере отцов,
Кто-то – невидимую скинию страданий,
Кто-то – кровь Великого Бога –
Как многоразличные орудия пыток,
Кои я себе сам уже здесь подготовил.
Чем утешиться мне, коль надежда иссякла?
Ибо, если воинство света вместе с сонмом праведных,
Прославленных блаженством, трепещет, дрожа,
Не в состоянии вынести вида страшного суда,
Как же несчастный, забывший заветы,
Сын погибели, я там покажусь?
Ведь я не только [там] не буду увенчан –
Но и невыносимо [тяжкой] будет кара моя,
А утрата моя – невосполнимой.

4

Так спеши же, Наищедрейший, мощь неизреченная,
[Протянуть] длань спасения мне, пленнику смерти,
Дабы с помощью Твоей мне вернуться вновь от ворот ада
И, подготовившись и распорядившись,
Обезопасившись полностью, избежать наказания,
Предвидя уж здесь мысленным взором события грядущие,
Довольствуясь тем, что услышу [лишь] крики ужаса
От мук бедствия, страшные вести,
И, спасшись волею Твоей Благой, выживу я.
Да не буду я отдан тем детенышам льва,
Кои просят Тебя дать им меня на съедение,
Дабы размолоть меня клыками хищными;
Дабы наполнить [мной] чрево смерти,
Меня, вскормленного здесь, тащат растопить
И неприкосновенно хранить, как запас,
Чтобы навеки уничтожить [меня].
Ведь лишь только Ты можешь вырывать
Из клыков смерти для жизни, блаженства,
Упование всех, лучезарный Царь,
Бог Иисус Христос, благословенный вовек. Аминь!

 

 

 





Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования YouTube канал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод
Код баннера
Сайт отца Олега (Моленко)

 
© 2000-2024 Церковь Иоанна Богослова