Крест
Покайтесь, ибо Господь грядет судить
Проповедь Всемирного Покаяния. Сайт отца Олега Моленко - omolenko.com
  tolkovanie.com  
  omolenko.com  
  propovedi.com  
  Избранное Переписка Календарь Устав Аудио
  Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео
  Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
  Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги
  Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Архив
  Жития святых Книга отзывов Исповедь Статистика Карта сайта
  Молитвы Слово батюшки Новомученики Пожертвования Контакты
Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования Видеоканал проповедей Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод
Google+ страничка   YouTube канал отца Олега   YouTube канал стихотворений Олега Урюпина   Facebook страничка  


ВКонтакт Одноклассники Facebook Twitter Google+ Blogger Livejournal Яндекс Mail.Ru Liveinternet

Григор Нарекаци. Книга скорбных песнопений. Главы 8 - 14


Для прослушивания рекомендуем установить flash-плейер:

Get Adobe Flash player



Глава 8



Слово к Богу из глубин сердца



1

Что же делать мне, погибшему, куда скрыться?
Как жить, как выбраться из темницы грехов?
Ибо многочисленны долги твои, [душа моя],
И не счесть, сколько надо вернуть их,
Суровы укоры и беспредельно осуждение,
Немилосердны ангелы и неподкупен судия,
Грозно судилище и нелицеприятен суд,
Ужасны угрозы и жестоко возмездие,
Страшно повеление и явно порицание;
Огненны реки и непроходимы потоки,
Кромешен мрак и непроницаем туман,
Яма полна скверны и вечно отчаяние,
Всем овладевающая преисподняя и лед,
От коего нет избавления.
Днесь поистине для тебя уготованы горечь всех этих терзаний
И жилище, в коем не найдешь ты спасения от нестерпимой кары.
О я, недостойный грешник, злодей,
Блудник многопорочный,
Поле мерзости, не ведающее границ.
Вот плоды трудов рук твоих,
Что унаследуешь ты, [о душа моя],
Совращенная с прямого пути и отвратившаяся от чистоты,
Отчужденная от праведности и законов смирения,
Суетная, хоть и обильны богатства, дарованные Духом Святым,
Вызвавшая ревностный [гнев] благодетеля и вседержителя-царя.

2

И так как ты сам признал неисцелимость твоих ран,
Беспримерность несчастья и неизлечимость свою,
Засвидетельствовав, что [достоин] смертного приговора,
То тем самым соорудил ты себе препятствие и западню,
Из коей нельзя бежать,
О ты, злой средь добрых,
Горький средь сладких,
Разоренный средь процветающих,
Темный средь светозарных
И осуждаемый средь хвалимых,
О нечестивый средь благочестивых,
Плотоугодливый средь рассудительных,
О глупый средь мудрых,
Неблагоразумный средь благоразумных,
О ничтожный средь избранных,
Смертный средь живых,
О нечистый средь святых,
Пьяница и обжора средь воздержанных,
О лицемерный средь праведников,
Бесполезный средь полезных,
О презренный средь славных,
Жалкий средь превосходных,
О раб средь вельмож,
Низший средь высших,
Нищий средь имущих,
О недостойный средь спасенных,
Бедный средь вышних и духом богатых,
Проклятый средь благословенных.

 

 

 

Глава 9



Слово к Богу из глубин сердца



1

Днесь какие еще заслуженные Тобою [слова] осуждения
Написать мне в этом молитвенном завещании –
Книге скорбных моих песнопений,
О душа моя, жалкая и бесстыднейшая,
Безмолвная, когда надо ответить на слово,
Недостойная быть сопричастною Богу и святым?
Ибо, коль даже придам я водам моря свойства чернил,
А бескрайними просторами полей стану мерить ширину пергамена
И заросли густые тростника срежу и превращу в перья,
То и тогда даже какую-то часть
Из моих накопившихся дел неправедных
Не смогу вписать я [в эти] пределы.
Коли, даже соединив [все] кедры ливанские,
Я превращу их в единое коромысло весов,
А на чашу [праведности], что поднялась до высшей точки,
Поставлю противовесом гору Араратскую,
То и тогда [чаша праведности] не уравновесится,
Не сравняется [с чашей грехов моих].

2

Ты – словно древо с ветвями толстыми, ввысь устремленными,
Многолиственное, но бесплодное,
Поистине схожее с той смоковницей,
Что засохла, Богом [проклятая].
Ибо, хотя внешне прекрасное,
Кудрявой листвой, словно венцом, украшенное,
Ты издали кажешься [людям] желанным,
Однако, когда подойдет сажатель,
Дабы срезать [плоды], коих взалкал он,
То обнаружит, что нет плодов на тебе
И безобразно ты в красоте своей,
Что для зрящих тебя ты – предмет насмешек,
А для осуждающих – поношения.
Коли дерево густолиственное, но лишенное плодов и мертвое, –
Подобие слабое застигнутого врасплох грешника –
Было предано проклятию,
Коли земля, ороишемая росою и не дающая сторицей землепашцу
За труды, вложенные им в нее,
Бывает заброшена и позабыта,
Можешь ли ты, о душа моя злосчастная,
Не претерпеть той же кары,
Что и [смоковница] в древности, [как речено] в притче,
Коли ты – обиталище разума и живое растение –
Не плодоносишь во время [положенное]?
Ведь взвалила на себя ты всю полноту бремени
Дел суетных, [старых] и придуманных заново,
Ненавистных и мерзких для Бога – Творца твоего,
Начиная от первого человека и до скончания его поколений!

3

И поелику поставил я тебя, о душа моя бесплодная,
Как мишень пред внутренним взором моим,
То, меча в нее булыжники слов своих,
Я, как зверя дикого, неукротимого,
Стану безжалостно избивать тебя камнями.
И хотя не доведется мне назваться праведным,
Однако в начале своего ответа,
Как было речено мудрецом,
Начну сражаться я добровольно
С самим собою, как с врагом неким.
И, исповедуя сокровенные тайны.
Что волнуют мысли мои.
Как уже свершившиеся деяния греховные,
Я представлю Тебе их, о мой Бог и Господь,
Ибо какою мерою буду мерить я прегрешения моей души,
Такою [мерою] отмерится мне из Твоего неисчерпаемого милосердия,
И благодать, полученная от Тебя,
Во много раз [превзойдет] величайшие мои грехи.
Сколь неисцелимее и мучительнее будут снедающие меня язвы и раны,
Столь же и больше засияет прославляемое чудесное искусство Твое,
О небесный целитель,
Сколь более множиться будут мои долги,
Столь превозносимее будет всегда Твоя щедрость,
О заимодавец,
Как речено в благословенной притче Твоей [2],
Ибо от Тебя спасение и от Тебя искупление,
Десницей своею Ты обновляешь
И перстом своим укрепляешь,
Волей своею оправдываешь
И милосердием своим освобождаешь,
Взором своим освещаешь
И лицом своим радуешь,
Душою своею благодетельствуешь
И миропомазанием своим утешаешь,
Росой благодати своей ободряешь.
Ты даруешь облегчение
И предаешь забвению отчаяние,
Ты рассеиваешь мрак горя
И скорбный плач обращаешь в смех.
Тебе подобают благословения и хвалы в горних небесах
От всех предков и поколений их
Во веки вечные. Аминь!

 

 

 

Глава 10



Слово к Богу из глубин сердца



1

Поелику исступленное покаяние,
Как и необузданное грешение,
Равно к погибели ведут,
То хотя разнородны они и несхожи между собой,
Однако, сопоставляя суть каждого из них друг с другом,
[Видишь], что оба они порождают отчаяние,
Ибо при первом сомневаешься в силе длани всемогущего,
При втором же, уподобившись неразумной скотине четвероногой,
Обрываешь нить надежды [на обращение].
Посему, неизменно потворствуя первому,
Радуется всегда сатана,
Вторым же, как пищей кровавой,
Утучняется он, словно зверь прожорливый с утробой адской.

2

И вот, как [человек], побитый многонаказующей палицей
И дошедший до брега смерти,
Я, обретя вновь слабое дыхание и оживившись душой,
Утешился, набрался сил,
Восстал из бездны неотвратимой гибели,
Вспомоществуемый дланью милосердного ко всем Христа,
Дабы получить мне, грешному, порочному и мертвому,
Плоды спасения и исцеления
От благодетельного Отца Небесного.
И в начале этих молитвенных скорбных песнопений
Я воздвигну здание веры.
Ибо и в древности некто, вооруженный ею,
Переселился немедля в бессмертную жизнь небесную:
Приняв лекарство покаяния в грехах,
Он ценою раскаяния
Получил свидетельство нетленности своей уже в этой жизни
Ранее тех, о коих упоминает апостол [1],
И кои еще [здесь], на земле,
«Среди поношений и скорбей» служили зрелищем [для других],
Уверовав в грядущее небесное упование
И обогатившись славой невидимой.
Ибо и тот, кто смертный грех совершил,
И тот, кто снова заключен в узилище злых духов,
И тот, кто погружен в пучину зла, –
[У всех] есть слабая [надежда] на спасение жизни,
На то, что снова обретут чрез нее
Очищение от грехов,
Словно бы должник слезами очей своих
Вновь стал по милосердию вседержителя
Плодоносящей землею, предивно цветущей,
Что принесена в жертву Духу Божьему,
Вспомним здесь также целительные
И внушающие надежду слова Господа:
«Все возможно верующему».
Это исповедание слова окажется первой и главной
Средь добродетелей, Богу угодных и избранных,
Если станем исследовать здесь меру достоинств их,
Ею лишь облачившись, войдем мы в святая святых.
Даже Господь – [Бог] славы,
Прежде чем явить нам свое чудодейственное могущество,
Потребовал в сопутники своему благодеянию нашу веру,
И поелику она непосредственно обращена к Богу,
То обладает достаточным могуществом
Сама по себе даровать жизнь,
[Ибо], как свидетельствуют благословенные уста Божьи,
«Вера твоя спасла тебя» [2].
И действительно, ясность видения и совершенная мудрость,
Близость к Богу и познание всевышнего
Суть удел веры – имени блаженного и избранного, –
Коя пребудет вечно непогрешимою и беспредельною,
Разделяя славу с любовью и надеждою.
Ибо, коли вера величиной с малое семечко – зерно горчичное –
Может смело перемещать громады гор в глубины моря [3],
То поистине мы эту веру приняли
Как впереди ходящего проводника по жизни,
Как неколебимое богопочитание.
Вместе с любовью и надеждою
Удостоенная имени восхваляемой Троицы
Вера видит очами духовными без колебаний ожидаемое и невидимое.
Коли эти три разные [по естеству] добродетели
Ты рассмотришь в одном, едином таинстве,
То премного возвысишься ими в Боге,
Ибо коли уверуешь в Него, то полюбишь
И обретешь тем самым надежду на невидимые дары Его.
Слава Ему вечная. Аминь!

 

 

 

Глава 11



Слово к Богу из глубин сердца



1

И вот днесь я – последний из верующих,
Лишенный благодеяния,
Обращаясь мысленным взором
К первоначальному сотворению меня из небытия
Рукою создателя,
Верую с упованием, что Иисус Христос
Может сделать, что пожелает,
И подобно тому как, наставленной Павлом и поучаемый Давидом,
«Я веровал и потому говорил»,
Так и теперь верю, что живые молитвы их
Помогут мне верою познать Его,
«И силу воскресения Его», –
Согласно апостолу, –
«И участие в страданиях Его» [1],
И все рассказанное вослед.
С нею связана и вполне одинакова
Подлинная вера и в это новое обращение
От грехов к их очищению,
От злодеяния к праведности,
От нечестивости к святости,
От неискупимого долга смертных грехов
К блаженству без осуждения
И от рабских оков к небесной свободе.
Поистине, не прекраснее ли, чем слово [иль мысль],
Очищенное, при помощи и милостью Бога,
От густого мрака сомнений сердце грешника,
Который, делая вид, что смеется, –
При этом рыдает в душе с раскаянием!
Хотя и низвергся он всей тяжестью [своих грехов]
С прекрасной горной выси [святости]
В губительную пучину бездонной пропасти
Несмываемых новых грехов,
Однако в мыслях и душе, словно искра света,
Слабо теплится [надежда] на близкое спасение жизни,
Подобно известному и удивительному крутому огню,
Что чудом всевышнего повеления
Загустел на глубоком дне заснувшего колодца [2].
Вот почему совершенно отчаявшийся
И лишившийся упования на благо грешник,
Коего покинула уверенность в обретении благодати,
Может надеяться снова, в другой раз,
Достигнуть первоначально дарованных украшений славы.
Ибо эта [искра надежды], что воздействует на [сердце] грешника,
Вложена в него свыше Богом,
Дабы благовествовать о всемогущей силе подателя.
Сей ладан Бог обоняет с большим благоволением,
Нежели запах всех благовонных [масел]
Или смеси, составленной некогда из измельченных [душистых веществ]
Для служения в скинии,
Что есть по сходству символ душ, сокрушенных раскаянием.
Вот почему спросил спаситель слепых:
«Веруете ли, что я могу это сделать?» [3]
И даровал их глазам свет
Лишь после того, как получил от них залог их веры.
Что может быть для нас, живых, безнадежнее,
Нежели попытка воскресить из мертвых [Человека|,
«что уже четыре дня был в гробе» [4],
Однако те жены, что, вооружившись верою,
Пали к ногам создателя,
Увидели тотчас зрелище славы Божией
В воскресении их брата.

2

Еще здесь, [в посюсторонней жизни],
Сохраняется неизменною благодать [Божья]
Даже после [свершения] грехов,
Чему есть могущественные свидетели:
Это прежде всего Енох,
Следом Аарон,
После него Давид
И еще Петр,
С ними и младший Елеазар,
Который, обретя милость великого Бога,
Стал [тем самым] свидетелем [ее] для старших,
Излишне упоминать здесь притчу о блудном сыне,
А также блудницу, что удостоилась похвал Бога,
И мытаря, что упомянут был благодетелем,
И блаженного разбойника, что при последнем дыхании
Получил венец благодаря вере,
И даже тех, что причастны были
К неискупимому греху убиения создателя,
А с ними и главного средь избранных – Павла,
Который некогда был главою неправедных.
Иные средь них пали, зная закон,
И снова встали,
Превзойдя тысячекратно набожно живших в древнем законе,
Что же до того, кто, прежде чем дан был закон [Божий]
Следовал искони принятым обычаям отчим,
То более всех был он близок
К заповедям первоотца вероучения,
И, признав грех первого [человека] за свой [грех]
И своими страданиями тяжкими заплатив за него,
Он не только прощен был и предан затем земле,
Но, измученным телом отважно смерть победив,
Он перенесен был на небо,
Став провозвестником дарованной людям жизни [вечной).
Иные, что не вошли еще в пору зрелости, долго жили во зле,
Однако по исполнении срока их лет,
Вместо того чтобы быть низвергнутыми с места высокого,
Они из полной тяжких бед жизни земной
Были вознесены на свод небесный.
И если вера в искупление грехов
Стала в давние те времена столь могуча,
Что даже бренную нашу плоть превращала в злато
И, запечатлев в наших душах
Царственный образ Божьей благодати,
Сделала наше [склонное] подчиняться козням [сатаны] естество
Неустрашимым, крепким [в вере] и побеждающим,
То сколь большую надежду внушает ныне
Свет явный, не скрытый завесой иль покрывалом,
Обещанный Господом нашим Христом –—
Ходатаем миротворствующим и небесным,
Заступником нашим живым и вечным.
Вот почему в нас твердо остается
Слово Господа – сей «завет мира» и печать утверждения,
Как речет пророк [5].
Днесь, следуя сему справедливейшему установлению,
Непреложному правилу и богоданному закону,
Я лобызаю устами веры образ слова сего
И уповаю на благодать славы,
Ибо поистине, если «Бог оправдывает нас»,
«Кто будет обвинять?», согласно твердому [слову апостола] [6].

3

Уповая на это ясно написанное [слово апостола],
Я, поверженный, остаюсь стоять,
Я, сраженный, [оказываюсь] победителем,
Я, заблудший, [возвращаюсь] к животворному обращению,
Я, злодей несчастнейший, – к надежде,
Я, на смерть обреченный, – к жизни,
Я, скверне преданный, – к благодати,
Я, прельщенный делами адскими, – к свету,
Я, в пристрастии к земному живущий по-скотски, – к небу,
Я, вновь соблазненный, – к повторному спасению,
Я, связанный грехами, – к обещанному покою,
Я, одержимый неисцелимыми ранами, – к елею бессмертия,
Я, дико упорствующий, – к узде умиротворения,
Я, беглец скитающийся, – к призыву [Божьему],
Я, гордец дерзкий, – к покорности,
Я, противник злоречивый, – к прощению
И все это милостью Иисуса Христа
И Отца Его могущего и неизреченного,
Именем и благотворящею волею Духа Истинного,
Коих благословенной и единосущной божественности
Принадлежат могущество и царство,
Величие и слава вечная. Аминь!

 

 

 

Глава 12



Слово к Богу из глубин сердца



1

Днесь, как прежде словами раскаяния безнадежного
Я постоянно осуждал себя
И тяжкой палицей сомнений избил себя до смерти,
Так ныне, обратив свой взор к надежде,
Я отважусь просить, молить о помощи мне, грешному, Святую Троицу.
И действительно, славя и исповедуя Бога, животворящего всех,
И призывая голосом смиренным
Грозное имя милостивого благодетеля,
Я – мертвый – тотчас буду возвращен к жизни,
Согласно предвозвещению пророка:
«Всякий, кто призовет имя Господа, спасется» [1].
Я же не только призываю, но прежде верю в величие Его.
Я не молю смиренно о дарах, ниспосылаемых им,
Ибо Его почитаю жизнью подлинной и дыханием истинным,
Без коих нет ни движения, ни развития,
И не узлом надежды связан я [с ним],
Но узами любви.
Не даров, но Дарителя алчу я вечно.
Не славы хочу, а лобызания Прославляемого,
Не стремлением к жизни горю постоянно,
Но воспоминанием о Животворителе,
Не вздыхаю от желания познать грядущую радость,
Но жажда к уготовившему ее исторгает
Из глубин сердца [моего] рыдания;
Не покоя ищу,
Но молю о [лицезрении] лика успокоителя;
Не [заботой] о свадебном пиршестве,
Но тоскою о Женихе я снедаем,
Благодаря могуществу коего
Я, обремененный вышеописанными прегрешениями,
Надеюсь без страха и уповаю без сомнений,
Что, вверив себя длани Всесильного,
Достигну не только искупления [грехов],
Но смогу узреть и Его самого
В Его милосердии, благости и небесном наследии,
Хотя и достоин я отлучения.

2

Днесь с головою, склоненною от смущения и стыда,
[Пером своим], что станет орудием речи
Вместо обеих умолкших,
По заслугам запертых на замок моих губ,
Неспособных заставить робкий язык шевельнуться,
Я превращу горестные стенания
В скорбные молитвенные песнопения,
Обращенные к небесам.

3

Прими благосклонно, Господи-Боже Могущественный,
Мои мольбы – [мольбы] огорчающего,
Приблизься с состраданием ко мне, чье лицо красно от стыда,
Рассей, о Щедрый, постыдную грусть мою,
Сними с меня, о милостивый, непереносимую тяжесть,
Отстрани от меня, о всеискусный, опасные привычки мои,
Разгони, о побеждающий, соблазны искусителя,
Развей, о Всевышний, туман бесноватого,
Помешай, о Избавитель, наступлению губителя на меня,
Расточи, о Тайновидец, злые ухищрения ловца [душ],
Сокруши, о Неизреченный, прибежище ратоборца,
Ознаменуй именем Твоим, [о Боже],
Окно на кровле моего дома,
Огради дланью Твоей своды храма моего,
Очерти кровью Твоей порог опочивальни моей,
Запечатлей знамение Твое
На стезе следов моих – [следов] молящего,
Укрепи десницей Твоей ложе упокоения моего,
Очисти покрывало постели моей от козней [опасных],
Сохрани волею Твоей измученную мою душу,
Сделай невредимым дыхание, что даровал Ты моему телу,
Расположи вкруг меня сонм воинства Твоего небесного,
Поставив [его] обороняться против скопища злых духов.
Мольбами и заступничеством святой Богородицы
И всех избранных
Даруй радостный покой этой ночью глубокой
Моему сну, подобному смерти,
Прикрой окна очей моих,
Кои суть орудия познания,
Сомкнув их безмятежным сном
И неизгладимостью упования на Тебя,
Неуязвимо защитив от смятения и беспокойства,
Мирских забот, пустых сновидений и бредовых призраков.
И когда вновь, очнувшись от тяжкого сна
Бдительным и неусыпным,
Обновленным духом и бодрым,
Я предстану пред Тобою,
О всемогущий царь неизреченной славы,
То вознесу к Тебе, на небеса,
Эти благоухающие верой молитвенные песнопения,
Распевая их вместе с полчищем небесным,
Кое величает Тебя.
Ибо Ты прославляем всеми творениями во веки веков. Аминь!

 

 

 

Глава 13



Слово к Богу из глубин сердца



Боже благодетельный, могущественный и страшный,
Отец [наш], по милости дарованной Тобою [нам],
Отчего само имя Твое, о великий,
Благовествующее нам о Твоем милосердии и близости,
Сладостно даже для [людей] жестоких и неблагодарных;
С Тобою и Сын Твой, подобный Тебе,
С дланью могущественной, как Твоя,
Грозный властью вечной Своей,
Вознесенный созидающим [естеством] Твоим;
И Твой Дух Святой и Истинный,
Что истекает из Тебя неиссякаемо,
Подлинное естество бытия,
Сущность вечная, равная Тебе во всем,
По власти разделяющая славу Сына Твоего,
Три ипостаси – все неизреченные,
Различаемые, как лица по своим особенностям,
Но единосущные именно по своей природе Господней,
Несмешиваемые, но и нераздельные,
Единые волею и союзом,
Ни у одного над другим нет преимущества,
И ни на мгновение не бывает один ниже другого,
Но как причина небесной любви –
Сего света без тени, –
Явление коей свершилось в нас,
Единым венцом славословия
Величаемы вечно они.
И поелику громогласное признание
Трижды прославляемого исповедания этого
Скала веры Петр признал достойным блаженства,
То пусть и душу мою – [душу], осужденного грехами,
Оправдает он, обновив ее дивно
Благоповелительным соизволением Твоим,
Что ищешь меня, пленного.
Хотя и дары суть Твои, и милосердие Твое,
Однако славишься Ты не столько дарами, сколь милосердием,
Ибо второе умножает Твою славу,
Первые же являют дела трудолюбцев:
Дары – это воздаяние праведникам,
А милосердие – благодеяние для меня, грешного.

2

Днесь не дай преимущества людским делам
Над благодеяниями Твоими, о Боже милостивый,
Хотя бы и превосходили они
Обычные возможности нашей неустойчивой природы,
Но при Твоем побеждающем долготерпении
Да окажутся ничтожными дела земнородных
В сравнении с Тобой.
Ибо, когда явился свет Твоей праведности,
Что познакомил с истиной Нового завета,
Тот, кто кичился, уповая на чистоту своих законов, –
Израиль, покинутый в крайнем убожестве, –
Оказался более нуждающимся в сострадании [Твоем],
Нежели самые жалкие отверженные.
И так как все для Тебя, о благодетель, возможно,
Внемли воплю молитвенных моих стенаний,
Коими призываю Тебя;
Смилуйся, оживи и окажи благосклонность,
Ибо суть Твои долготерпение, кротость,
Спасение, искупление и слава от всех народов,
Живших в веках. Аминь!

 

 

 

Глава 14



Слово к Богу из глубин сердца



1

Молю Тебя, о света луч, небесный царь,
Тебя – неизглаголанно восхваляемого,
Неизреченного Сына Бога великого,
Приблизься снова ко мне,
О всевышний, благий, прибежище жизни,
Приклони ухо к новым, слабым голосом [спетым],
Стенаниям [молитвенным] моим – стенаниям раненого.

2

Никогда не было написано,
Что [человек], загубленный мечом разбойников [1],
Обратился с просьбой к Тебе,
Ибо был он изувечен;
Не испустил затем и вопля молящего,
Ибо стал он безгласен;
Движениями пальцев своих не дал знать он о злой беде Тебе, всевидящему,
Ибо был он повержен;
И не устремил на Тебя скорбных очей, полных слез,
Ибо достоин был осуждения;
И не смягчил он волю Твою, о милосердный,
Чрез заповедное слово заступника,
Ибо был он беспомощен;
И не подвиг Твое сердце к жалости, о сострадающий,
Представив одежду свою,
Окрашенную кровью поверженного его тела,
Ибо не имел он надежды;
И не пытался он твердо идти на коленях, как на ногах,
Ибо не мог он стоять.
Для живого быть полумертвым –
Это немногим меньше, чем быть мертвым,
Тем паче что, наставленный словом Твоим,
Облагодетельствованный милостью Твоей
И украшенный славой Твоей,
Он не только не перестал идти наперекор Тебе,
Но дерзким мятежом увеличил собою число врагов,
Сговорился с ними,
Объединился с ненавидящими Тебя.

3

Но Ты, о многодарующий и благодетельный,
Незлобивый и животворящий,
Ты не только в памяти не сохранил дела злотворца,
Но даже ни единым словом не укорил его,
Ты не нанес удара павшему,
Но, с жалостью подойдя к нему,
Явил о нем безмерную заботу.
Ты не спешил приблизиться к раненому,
Дабы повергнуть его,
Подобно священникам,
Кои, согласно слабому закону Аарона,
Могущественному лишь в «служении осуждения»,
Карали проклятиями и каменованием;
В отличие от предтечи из рода Левин,
Который, находясь меж концом старого и началом нового
Призывал к покаянию, но без духовной [благодати],
Ты призрил на несчастье раненого,
Дабы не случилось, что он,
Устрашенный примером секиры.
Срубающей [древо] под корень ,
Увидел в Тебе «служение осуждения»
И погиб прежде предстоящих [Тебе] мучительных страстей
Но епанчой своей плоти, смешанной с нашим естеством,
Став сопричастным сирийским язычникам, –
Что именовались «блюстителями»,
Ибо, получив закон от иудеев,
Они соблюли его в целости,
Тогда как те забыли о нем, –
Ты предначертал весть освобождения иноплеменникам
И, простерши руку, божественной силой своей нетленности
Восставил смертельно согрешившего первочеловека с его поколениями
Сердце скорбящего Ты утешил, и изнемогшего – укрепил,
И однажды погибшего вновь оправдал [к жизни],
Святостью животворной купели и светом чаши исполнил,
Преобразил вновь хлебом небесным –
Божественным телом Твоим.
Чрез попечительство сонма блаженных избранников
Споспешествовал, приласкал и защитил;
В предводители дав медленно бредущий скот.
Ты уберег нас от страданий и довел до обиталища света.
При двойном посредничестве жизнь дарующих
Заветов – Ветхого и второго – [Нового] –
Ты исцелил нас человеколюбиво,
Как некогда во времена Моисея,
Подобно орлу, распростершему крылья,
Принял [Израиль] Ты и повел его
В тихий покой земли обетованной,
Приказав предводителям
Питать его пищею слова [Божьего].

4

Днесь Ты, кто свет беспредельной своей доброты
Чудесно явил во всем
И отнял у [сатаны], наславшего змия, сокровище,
Вернув себе имущество, принадлежащее Тебе,
Оживи и меня, очисти от долга грехов,
Ты, что жалуешь безвозмездно и нежданно,
Даруй и мне вместе с ними искупление и исцеление,
О милостивый, могущественный, неисповедимый,
Нетленный, страшный, благословенный
Всегда и во веки вечные. Аминь!

 

 

 





Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования Персональный видеоканал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод

Flag Counter
Код баннера
Сайт отца Олега (Моленко)

 
© 2000-2017 Церковь Иоанна Богослова