Крест
Радуйтесь, ибо Господь грядет судить
Вселенская Проповедь Вечного Евангелия. Сайт отца Олега Моленко - omolenko.com
  tolkovanie.com  
Rus
  omolenko.com  
Eng
  propovedi.com  
  Кредо Переписка Календарь Устав Аудио
  Имя Божие 3000 вопросов Богослужения Школа Видео
  Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
  Публицистика Дискуссии Эра Духа Святого История Фотокниги
  Апостасия РПЦ МП Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Стримы
  Жития святых Книги о.Олега Исповедь Библия Избранное
  Молитвы Слово батюшки Новомученики Пожертвования Контакты
Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования YouTube канал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод
YouTube канал отца Олега   Facebook страничка   YouTube канал проповедей отца Олега  


ВКонтакт Facebook Twitter Blogger Livejournal Mail.Ru Liveinternet

60 лет патриаршества

Отношения Русской Православной Церкви с инославными церквами и религиозными объединениями
(из доклада "патриарха" Пимена 25 мая 1978 года)

Пимен


Экуменическая деятельность

Большое и важное место в жизни и служении Русской Православной Церкви занимает ее разносторонняя экуменическая деятельность. В отношении к инославию наша Церковь всегда руководствовалась заповедью Христа Спасителя: "Да будут все едино" (Ин. 17, 21). Епископат нашей Церкви, клирики и богословы по мере своих сил, с воодушевлением и надеждой осуществляют братское общение с чадами неправославных Церквей и объединений, взаимное ознакомление с опытом духовной жизни, богословский диалог, различные формы экуменического сотрудничества, совместное христианское служение миру на земле и общечеловеческому благу. Русская Православная Церковь с любовью свидетельствует инославному миру веру Древней Неразделенной Церкви и радостно отвечает на проявление интереса к традициям и духовным сокровищам Православия.

Мы особо отмечаем высокое значение, какое придаем развитию братских взаимоотношений с инославными Церквами и религиозными объединениями нашей страны: Армянской Апостольской Церковью, Всесоюзным Советом евангельских христиан-баптистов, Римско-Католической Церковью в Латвийской ССР, Римско-Католической Церковью в Литовской ССР, Евангелическо-Лютеранской Церковью в Латвийской ССР, Евангелическо-Лютеранской Церковью в Литовской ССР, Евангелическо-Лютеранской Церковью в Эстонской ССР, Методистской Церковью в Эстонской ССР, религиозными обществами Адвентистов седьмого дня, Реформатской Церковью Закарпатской области Украинской ССР, Старообрядческой Архиепископией Московской и всея Руси, Старообрядческой древле-православных христиан Архиепископией Новозыбковской, Московской и всея Руси, Высшим старообрядческим Советом в Литовской ССР, Рижской Гребенщиковской старообрядческой общиной, Московской Преображенской старообрядческой общиной, Московской старообрядческой поморской общиной. Нас объединяют общие экуменические задачи, совместное патриотическое и миротворческое служение. Я горячо и сердечно приветствую находящихся среди нас дорогих во Христе братьев, представляющих эти Церкви и религиозные объединения.

Я с удовлетворением отмечаю установившуюся в Русской Православной Церкви практику ежегодного совершения экуменической молитвы о христианском единстве, для участия в которой мы с любовью приглашаем наших инославных братьев, равно как и благословляем представителям нашей Церкви участвовать в подобных молитвах, когда они проводятся в инославных Церквах и религиозных объединениях.

Отношения с Римско-Католической Церковью

Мы с удовлетворением свидетельствуем, что начавшиеся двадцать лет назад во время понтификата приснопамятного Святейшего Папы Римского Иоанна XXIII (1958—1963) братские отношения между Церквами Русской Православной и Римско-Католической продолжают благоприятно развиваться, получая подтверждение и поддержку в различных формах сотрудничества, включая богословские собеседования, совместное участие в определенных сферах экуменической деятельности и миротворческого служения, обмены церковными делегациями и группами паломников и другое.

Прежде всего мы братски благодарим Его Святейшество Папу Павла VI за то, что им было сделано для развития дружеских отношений между Римско-Католической и Русской Православной Церквами. Мы весьма ценим труды в этом направлении Высокопреосвященного Иоанна, архиепископа Ухрехтского, кардинала Виллебрандса, председателя Секретариата по содействию христианскому единству, и его коллег. Мы сердечно приветствуем находящегося среди нас Преосвященного епископа Района Торрелля, заместителя председателя Секретариата по содействию христианскому единству.

Добрый вклад в развитие этих отношений вносят богословские собеседования между представителями Римско-Католической и Русской Православной Церквей, успешно осуществляемые на протяжении последних лет. В Одессе в октябре текущего года мы готовим пятую встречу богословов двух наших Церквей, главной темой которой будет "Церковь Поместная и Церковь Вселенская".

С 1972 года мы осуществляем многостороннее сотрудничество с католической миротворческой организацией "Паке Кристи интернационалис". В мае с. г. в Лондоне имела место очередная встреча представителей двух сторон, предметом обсуждения которой были богословие мира и последствия Совещания по безопасности и сотрудничеству в Хельсинки.

Мы были удовлетворены участием наблюдателя от Святого Престола отца Иоанна Лонга во Всемирной конференции: Религиозные деятели за прочный мир, разоружение и справедливые отношения между народами, имевшей место в Москве в июне истекшего года.

В настоящее время в католических высших учебных заведениях Рима заканчивает курс обучения третья группа наших аспирантов. В 1975 году в Ленинградской духовной академии защитил научный труд по литургике и получил степень магистра богословия иеромонах Михаил Арранц, профессор Папского Восточного института в Риме. Подобное сотрудничество в богословской области, несомненно, способствует дальнейшему укреплению уз братских взаимоотношений между двумя Церквами.

Традиционно братские отношения у нас сохраняются и развиваются с епископами и клириками Римско-Католической Церкви в нашей стране. Русская Православная Церковь деятельно участвует в работе Межправославной технической комиссии по подготовке диалога с Римско-Католической Церковью. Это еще не диалог, но от успешной работы названной Комиссии во многом зависит успех этого важного богословского сотрудничества между Православной и Римско-Католической Церквами.

Отношения с Древними Восточными Церквами

Доброе развитие получили ныне отношения между Поместными Православными Церквами и семьей Древних Восточных Церквей, в силу исторических обстоятельств не принявших постановлений IV Вселенского Собора в Халкидоне в 451 году и от того времени идущих особым путем. Наше многолетнее сотрудничество с иерархами, богословами и другими деятелями Древних Восточных Церквей убеждает нас в наличии общих или весьма близких позиций по многим вопросам, составляющим основу искомого единства. В этом своем стремлении Священный Синод Русской Православной Церкви 19 октября 1971 года принял решение, стимулирующее участие нашей Церкви в подготовке официального диалога между Поместными Православными и Древними Восточными Церквами. Мы увеличили публикацию в нашей церковной прессе материалов, относящихся к вопросам сближения между Поместными Православными и Древними Восточными Церквами. В систему преподавания в наших духовных школах ввели с 1972/73 учебного года как специальный предмет "Историю Древних Восточных Церквей". В наших духовных учебных заведениях получают богословское образование представители Армянской, Коптской, Эфиопской Церквей, Католикосата Востока. Некоторые из них защищают диссертации, получая степень кандидата богословия, магистра и доктора. Это также служит развитию взаимопонимания между нашими Церквами.

Его Святейшество Верховный Патриарх-Католикос всех армян Вазген I был почетным гостем Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 года, и мы высоко это оценили. С большой радостью я посетил в ноябре 1972 года Святой Эчмиадзин, а в июле 1974 года принял в Москве как весьма близкого и дорогого гостя Его Святейшество Вазгена I. В сентябре 1976 года я с глубоким удовлетворением участвовал в Святом Эчмиадзине в торжествах 20-летия предстоятельского служения Святой Армянской Апостольской Церкви Святейшего Патриарха-Католикоса Вазгена I. В июне 1977 года в Москве имела место Всемирная конференция: Религиозные деятели за прочный мир, разоружение и справедливые отношения между народами. Обширный вклад в подготовку и проведение этой конференции был внесен Армянской Апостольской Церковью и лично Его Святейшеством Вазгеном I, принявшим на себя почетное над ней попечительство. Столь динамичные связи между двумя нашими Церквами питаются и их вероисповедной близостью, и нашей принадлежностью к семье народов, входящих в великое содружество – Союз Советских Социалистических Республик. И сейчас я с особой сердечностью приветствую моего дорогого во Христе Брата Святейшего Верховного Патриарха-Католикоса всех армян Вазгена I и сопровождающих Его Святейшество досточтимых деятелей Армянской Апостольской Церкви.

В мае 1972 года я посетил древнюю Коптскую Церковь и ее Предстоятеля Святейшего Шенуду III, Папу Александрийского и Патриарха Престола св. Марка во всей Африке и на Ближнем Востоке. В октябре того же года с радостью мы принимали в пределах нашей Церкви Его Святейшество и группу видных представителей Коптской Церкви. В декабре 1975 года Высокопреосвященный митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим, Патриарший Экзарх Западной Европы, посетил Коптскую Церковь по приглашению Его Святейшества Папы и Патриарха Шенуды III. Мы радуемся развитию братских отношений между двумя нашими Церквами и считаем важным подерживать любые возможные формы нашего взаимообщения.

В январе 1974 года я посетил Эфиопию и вместе с другими представителями нашей Церкви имел многостороннее общение с руководителями, клиром и народом Эфиопской Церкви. Мы испытываем сердечные чувства к эфиопскому народу, строящему в настоящее время новую, справедливую жизнь. Мы верим, что Эфиопская Церковь, как это было на всем протяжении ее бытия, будет плодотворно трудиться на благо свободной Эфиопии. Я сердечно приветствую Брата нашего о Господе Святейшего Абуну Текле Хайманота, Патриарха Эфиопской Церкви, и спутников Его Святейшества, как желанных и дорогих гостей наших.

В сентябре – октябре 1976 года Святейший Василий Мар Фома Матфей I, Патриарх-Католикос Востока, Митрополит Маланкарский, и сопровождающие Его Святейшество видные деятели Ортодоксальной Сирийской Церкви были нашими превозлюбленными гостями. А в январе – феврале 1977 года я имел незабываемую поездку в Индию, в ходе которой во всей силе проявился глубоко братский характер отношений двух наших Церквей.

Мы высоко ценим добрый характер наших отношений с Святейшим Патриархом Антиохийским и всего Востока Мар Иаковом III.

Стремясь, чтобы наше братство стало совершенным, мы постоянно напоминаем своим представителям в Александрии, Дамаске, Иерусалиме, Бейруте возгревать дружеские связи с Древними Восточными Церквами, дабы внести свою долю в общее дело единения Святых Божиих Церквей.

Мы твердо верим, что Господь в угодное Ему время приведет наши Церкви к вожделенному единству.

Отношения с англиканским исповеданием

Отношения Русской Православной Церкви с англиканским исповеданием продолжают осуществляться в духе братской любви. Успешно развиваются двусторонние связи Русской Церкви с отдельными англиканскими Церквами. Представители нашей Церкви принимали деятельное участие в работе Межправославной богословской комиссии для подготовки богословского диалога с Англиканской Церковью и ныне усердно трудятся в Англикано-православных собеседованиях, открывших собою официальный диалог между Православием и Англиканством. В 1976 году по приглашению нашей Церкви в Москве состоялось очередное Всеправославно-всеангликанское собеседование, которое ее участниками было охарактеризовано в принятом ими коммюнике как встреча "во многом наиболее важная из серии встреч, проводившихся за последние семь-восемь лет Комиссией по вопросам доктринальных собеседований между Православной и Англиканской Церквами". В ходе этого собеседования православные и англикане достигли ряда соглашений, которые дают положительную основу нашим Церквам для дальнейших конструктивных дискуссий. Вместе с тем были выявлены и богословские расхождения, и различия во взглядах. Это особенно касается вопроса об англиканском рукоположении женщин.

Большое значение для развития двусторонних отношений между Русской Православной Церковью и Содружеством Англиканских Церквей имеет обмен визитами высоких иерархов обеих Церквей. Из них укажем на визит в 1972 году Его Милости Епископа-Президента Епископальной Церкви в США д-ра Джона Хайнса, посещение нашей Церкви в 1976 году делегацией Англиканской Церкви Австралии во главе с лорд-епископом Ньюкаслским Ианом Шевиллом. В июле 1977 года делегация Епископальной Церкви в США во главе с Его Милостью Председательствующим епископом Джоном Аллином посетила Русскую Православную Церковь и имела с представителями нашей Церкви богословские собеседования. С большим удовлетворением мы отмечаем братский к нам визит Его Милости Архиепископа Кентерберийского, Примаса всей Англии и Митрополита, д-ра Фредерика Дональда Коггана в сентябре минувшего года и состоявшееся тогда собеседование, которое, как было сказано в коммюнике, "не ограничилось вопросами веры и церковного устройства, но охватило иные темы общечеловеческого интереса..." Мы с благодарностью приняли приглашение Его Милости Архиепископа Кентерберийского посетить Церковь Англии и надеемся, что это будет новым свидетельством нашей взаимной христианской любви.

Отношения со старокатоличеством

Отношения Русской Православной Церкви с Церквами старокатолического исповедания характеризуются на всем своем протяжении углубленностью в рассмотрении богословских проблем. В последнее время особое значение для наших церковных взаимоотношений приобретает открывшийся православно-старокатолический диалог. Мы рады, что в диалоге богословы постепенно приходят к согласию по все большему числу доктринальных вопросов. В то же время очевидно, что перед Церквами еще немало проблем, стоящих на пути нашего единства. Укреплению отношений способствуют также личные встречи высоких церковных деятелей, из которых отмечаю нашу и членов Священного Синода беседу с Его Милостью д-ром Маринусом Коком, Архиепископом Утрехтским, в июле 1973 года в Москве. Мы удовлетворены присутствием наших представителей во главе с Высокопреосвященным митрополитом Киевским и Галицким Филаретом, Патриаршим Экзархом Украины, на недавнем XXII Международном старокатолическом конгрессе. Я сердечно приветствую Брата во Христе Его Милость Д-ра Маринуса Кока, Архиепископа Утрехтского, нашего дорогого гостя.

Отношения с евангелическо-лютеранскими Церквами

Весьма интенсивно развиваются наши взаимоотношения с евангелическо-лютеранскими Церквами. С глубоким удовлетворением отмечаю расширение дружеских связей между Русской Православной Церковью и Союзом Евангелических Церквей в ГДР. Визит к нам в 1972 году официальной делегации этого Союза во главе с его председателем епископом д-ром Альбрехтом Шёнхерром и ответное посещение ГДР в следующем году нашей делегацией во главе с председателем Отдела внешних церковных сношений Высокопреосвященным митрополитом Ювеналием укрепили существующие взаимные добрые отношения и привели к решению о проведении двухсторонних богословских собеседований, которые успешно осуществляются.

В начале октября с. г. в Киеве будет иметь место очередное, III богословское собеседование с главной темой "Освящающее действие благодати Божией в Церкви и через Церковь".

Столь же успешно и плодотворно развиваются отношения нашей Церкви и с Евангелической Церковью Германии (ФРГ). Показательным является, что с 1959 по 1976 год было успешно проведено семь двухсторонних богословских собеседований.

Особенно теплые и тесные отношения сложились у нас с Евангелическо-Лютеранской Церковью Финляндии, что обусловлено той особой "ортодоксальностью" Церкви Финляндии, которая столь нам близка. Отсюда так часты контакты церковных деятелей, богословов, студентов. Мы имели радость неоднократно принимать у себя Главу Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии Архиепископа д-ра Мартти Симойоки, внесшего большой и глубокий вклад в развитие богословского диалога и подлинно христианских отношений между нашими Церквами, которого с горячей братской любовью мы ныне сердечно приветствуем среди нас. Глубокое удовлетворение испытали мы от братского общения с Архиепископом Мартти Симойоки, когда в мае 1974 года посещали Финляндию. Большое значение мы придаем официальному двухстороннему богословскому диалогу, в рамках которого с 1970 по 1977 годы состоялось четыре плодотворных богословских собеседования.

В сентябре 1976 года мы с христианской радостью встречали в пределах нашей Церкви Примаса Евангелическо-Лютеранской Церкви Швеции Архиепископа Упсальского Олофа Сандби, президента ВСЦ.

Отношения с Церквами реформатского и методистского исповеданий

Многие годы мы успешно сотрудничаем в экуменической и миротворческой областях нашего служения с рядом Реформатских Церквей. Очевидный прогресс наблюдается в последние годы в наших отношениях с реформатским исповеданием в связи с успешным началом православно-реформатского диалога, одним из инициаторов которого была Русская Православная Церковь.

Есть все основания полагать, что в новую фазу вступают и наши отношения с методистами. Мы имеем довольно интенсивные контакты с рядом методистских Церквей. Решение XIII Всемирного Методистского Конгресса начать братский диалог с Православной Церковью открывает большие возможности для расширения отношений и достижения большего взаимопонимания между нашими Церквами.

Отношения со старообрядцами

В жизни нашей Святой Церкви особое место занимает вопрос о взаимоотношениях со старообрядцами, как приемлющими священство, так и не имеющими его.

Как известно, при Святейшем Патриархе Никоне (XVII в.) в результате неудачно предпринятой им церковной реформы (исправление богослужебных книг и обрядов) возник так называемый старообрядческий раскол. Поместный Собор Русской Православной Церкви 1971 года, движимый Христовой любовью и желанием утвердить православное единомыслие употребляющих равноспасительные новые и старые обряды, принял важное решение об отмене и упразднении клятв, наложенных Московскими Соборами 1656 и 1667 годов на старые обряды и на придерживающихся их. Соборно было засвидетельствовано, что "спасительному значению обрядов не противоречит многообразие их внешнего выражения" и что новые и старые обряды являются равноспасительными. Этим деянием Освященного Собора было устранено одно из основных препятствий к уврачеванию существующего церковного разделения, к развитию добрых христианских взаимоотношений между Русской Православной Церковью и старообрядцами.

Приветствуя это соборное постановление, председатель Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины Л. С. Михайлов в своем письме Высокопреосвященному митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Никодиму охарактеризовал его как "имеющее большое историческое значение... ценный вклад во взаимоотношения чад единого русского народа, во взаимоотношения обеих Церквей – Старообрядческой Поморской и Русской Патриаршей". Состоявшийся в Вильнюсе в 1974 году Собор Старообрядческой Поморской Церкви по докладу председателя Высшего старообрядческого Совета в Литовской ССР И. И. Егорова обсудил упомянутое решение и заявил, что "Старообрядческая Поморская Церковь должным образом оценивает этот шаг Русской Патриаршей Церкви и признаёт, что этим шагом устраняется взаимная отчужденность и неприязнь, создаются предпосылки для лучших взаимоотношений". Мы были рады обучению в Ленинградской духовной академии представителя Старообрядческой древле-православных христиан архиепископии Новозыбковской, Московской и всея Руси, направленного с этой целью Высокопреосвященным Архиепископом Павлом.

Мы глубоко удовлетворены всем этим и ныне с благодарностью к Единому Богу нашему свидетельствуем о созревании благоприятных условий для доброго и братского общения между нами в духе любви Христовой.

Трудно, практически невозможно в кратких словах рассказать о братских связях, существующих в настоящее время у Русской Православной Церкви с протестантскими Церквами и объединениями во многих странах мира. Мы верим, что, Богу содействующу, совместно с нашими инославными братьями и сестрами мы приблизимся к заветной цели – христианскому единству. Мы с любовью сотрудничаем с ними в деле укрепления дружбы, доверия и мира между народами.

Участие в деятельности Всемирного Совета Церквей

Основной и конечной целью деятельности и самого существования Всемирного Совета Церквей (ВСЦ) является служение Церквам в их совместных поисках воссоздания единства в Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Кроме того, ВСЦ должен быть платформой для сотрудничества Церквей вместе со всеми людьми доброй воли по достижению и упрочению справедливого и устойчивого мира во всем мире. Мы приветствуем шаги и усилия Комиссии "Вера и церковное устройство" ВСЦ по достижению согласия Церквей-членов в отношении таинств Крещения, Евхаристии и Священства. Разосланные на отзыв Церквей первые проекты богословских консенсусов (соглашений) по этим вопросам свидетельствуют о том, что в направлении преодоления христианского разделения удалось сделать хотя и скромные, но вполне реальные шаги. К сожалению, по вопросу о Священстве документ весьма далек даже от начальной стадии консенсуса.

Мы придаем большое значение изучению темы "Дать отчет в надежде, которая в нас". В августе с. г. в Бангалоре, Индия, будет иметь место Пленарное заседание Комиссии "Вера и церковное устройство", на котором эта тема должна получить дальнейшее развитие. Мы надеемся дать ответ "всем вопрошающим" о надежде, которая воодушевляет нас и движет нами в нашем христианском свидетельстве и в нашей христианской жизни в обществе развитого социализма. В настоящее время Всемирный Совет Церквей привлекает внимание христиан к поискам и разработке модели "справедливого, обеспечивающего участие всех и устойчиво-самодовлеющего общества". Мы хотим внести в это изучение опыт жизни и строительства нашего общества. Мы надеемся внести наш посильный вклад и в подготовку и проведение в июле 1979 г. Всемирной конференции "Церковь и общество" по теме "Вера, наука и будущее общества".

С чувством глубокого удовлетворения я отмечаю определившееся в текущий период стремление Церквей – членов ВСЦ из социалистических стран усилить свой вклад в деятельность Всемирного Совета и положительный отклик на это желание со стороны руководителей Центрального комитета ВСЦ и руководящих работников аппарата ВСЦ в Женеве во главе с генеральным секретарем д-ром Филипом Поттером. Я считаю необходимым выразить благодарность епископу Д-ру Тибору Барте за проведение в Венгрии с этой целью в период с октября 1975 года по март 1978 года трех консультаций Церквей – членов ВСЦ из социалистических стран. Мы надеемся на успешное развитие участия наших Церквей в программе ВСЦ и на усиление с этой целью наших возможностей внутри Всемирного Совета.

В этой же связи мы считаем важным осуществлять деятельное участие в работе Комиссии Церквей по международным делам (КЦМД) ВСЦ, которая стимулирует участие христианских Церквей в решении животрепещущих вопросов международной жизни.

Мы считаем весьма важным успешное осуществление КЦМД программы по борьбе с милитаризмом, против гонки вооружения и за разоружение. В этом отношении мы высоко оценили результаты подготовленных и проведенных КЦМД в ноябре истекшего года в Глионе, Швейцария, консультации по борьбе с милитаризмом, в апреле с. г. там же Конференции ВСЦ по разоружению. Мы высоко оцениваем и ту часть программы деятельности КЦМД, которая относится к заботе о правах человека и которая получила свое развитие в успешно проведенной в октябре 1974 года в Сент-Пёльтене, Австрия, Консультации "Права человека и христианская ответственность" и в других инициативах.

Мы считаем важным выражением христианской озабоченности о свободном развитии и бытии каждого народа программу борьбы ВСЦ с расизмом, а также программу участия Церквей в развитии, включающую стимулирование Нового международного экономического порядка.

Мы рады избранию V Ассамблеей ВСЦ, имевшей место в ноябре – декабре 1975 года в Найроби, Высокопреосвященного митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима одним из президентов Всемирного Совета Церквей. Мы расцениваем это и как признание личных заслуг нашего выдающегося иерарха и как признание значимости трудов на экуменическом поприще всей Русской Православной Церкви.

Участие в деятельности Конференции Европейских Церквей

За истекшие семь лет послесоборного периода Русская Православная Церковь продолжала интенсивно участвовать в деятельности Конференции Европейских Церквей (КЕЦ), членом-основателем которой наша Церковь является с 1959 года. Мы удовлетворены, что представитель Русской Православной Церкви Высокопреосвященный митрополит Таллинский и Эстонский Алексий (Ридигер-Дроздов – ред.) является президентом КЕЦ.

Нас радует, что КЕЦ приобретает все больший авторитет и значение в христианских кругах, что она расширяет сотрудничество со Всемирным Советом Церквей, Христианской Мирной Конференцией, Советом Епископских Конференций Европы Римско-Католической Церкви и с другими региональными экуменическими организациями и движениями.

В сфере богословия Конференция Европейских Церквей, по нашему мнению, проводит весьма полезную и необходимую для европейских Церквей работу, помогая в осуществлении их экуменических надежд, содействуя обретению ими общности и согласия в том, что принадлежит существу христианской жизни, стимулируя их взаимное обогащение духовным опытом, богословской мыслью, поддерживая и развивая межцерковный диалог.

Важнейшей стороной деятельности Конференции Европейских Церквей является ее миротворческое служение. Оно многообразно и направлено на упрочение мира в Европе и во всем мире посредством установления взаимопонимания, доверия, дружбы и мирного сотрудничества государств и народов нашего континента, через усилия по предотвращению новой войны и достижению разоружения, а также углублением процесса разрядки международной напряженности. С удовлетворением мы отмечаем, что КЕЦ на протяжении ряда лет выступала в поддержку идеи созыва общеевропейского Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе и была первой международной экуменической организацией, которая избрала темой особой консультации (Буково, ГДР, октябрь 1975 года) содержание и претворение в жизнь Заключительного акта Хельсинки, указав при этом на важность и неделимость всех Десяти принципов этого акта. Голос Конференции Европейских Церквей прозвучал также в поддержку и успешное завершение встречи в Белграде представителей государств – участников общеевропейского Совещания по подведению итогов положений Заключительного акта. Все это вселяет уверенность, что насущные проблемы мира будут и впредь находить горячий отклик в КЕЦ и что ответственность за судьбы мира будет всегда в центре ее внимания и деятельности.

Мы выражаем надежду на успех подготовки и проведения предстоящей в сентябре 1979 года Ассамблеи "Ниборг-VIII" по теме "В силе Святого Духа – служение миру".

Русская Православная Церковь сохраняет и развивает экуменическое сотрудничество со многими другими всемирными христианскими организациями, с континентальными, региональными и национальными Советами Церквей. Особо отмечаю успешное продолжение начавшегося более двадцати лет назад братского диалога между нашей Церковью и другими Церквами и религиозными объединениями СССР и Национальным Советом Церквей Христа в США. Этот диалог мы хотели бы еще более усилить.

Придавая важное значение дальнейшему развитию дружеских отношений Русской Православной Церкви с инославными Церквами и религиозными объединениями и усилению ее экуменической деятельности, мы и впредь будем столь же ревностно трудиться на этом многополезном поприще.

Я выражаю глубокую признательность и благодарность всем труженикам Отдела внешних церковных сношений, всем тем нашим архипастырям, пастырям и мирянам, кто отдает свои силы активному участию во внешней деятельности нашей Святой Церкви.


Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования YouTube канал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод
Код баннера
Сайт отца Олега (Моленко)

 
© 2000-2024 Церковь Иоанна Богослова