Крест
Радуйтесь, ибо Господь грядет судить
Вселенская Проповедь Вечного Евангелия. Сайт отца Олега Моленко - omolenko.com
  tolkovanie.com  
Rus
  omolenko.com  
Eng
  propovedi.com  
  Кредо Переписка Календарь Устав Аудио
  Имя Божие 3000 вопросов Богослужения Школа Видео
  Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
  Публицистика Дискуссии Эра Духа Святого История Фотокниги
  Апостасия РПЦ МП Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Стримы
  Жития святых Книги о.Олега Исповедь Библия Избранное
  Молитвы Слово батюшки Новомученики Пожертвования Контакты
Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования YouTube канал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод
YouTube канал отца Олега   Facebook страничка   YouTube канал проповедей отца Олега  


ВКонтакт Facebook Twitter Blogger Livejournal Mail.Ru Liveinternet

Отец Олег Моленко

НЕТЛЕННАЯ ПИЩА БЕЗСМЕРТНОМУ ДУХУ: О БОГОПОЗНАНИИ

 

Наши благочестивые предки, и прежде всего святые отцы Церкви Христовой, больше всего заботились о Богопознании. Именно к этому они побуждают тех из нас, кто обращается к их святому наследию.

Господь наш милосердный по Своей сущности и благодати невидимый становится видимым для тех, кто уподобляется Ему. Во Христе Иисусе дано самое совершенное откровение Бога о Самом Себе. Это откровение для нас самое доступное, близкое, родное и понятное нашему сердцу. Должно всегда помнить важные слова нашего Господа о том, что Отца не знает никто, кроме Сына и кому Сын хочет открыть (Мф. 9, 27). Видите, что опять все упирается в Сына Божия явленного нам в Иисусе Христе! А мы постигаем Сына Божьего через призывание Его Божественного и священнолепного имени, а также через вкушение Его Святой Плоти и Святой Крови. Христос есть совершенный «образ невидимого» Бога Отца (Кол. 1, 15). Он открывает об Отце тому кому Он хочет, но это Его хотение зависит от каждого из нас! Если кто-то истинно и искренне захочет познать Бога и засвидетельствует это видимыми и понятными Богу своими знаками и деяниями, то Христос непременно ЗАХОЧЕТ открыть ему об Отце, ибо Бог Сам ищет Себе поклонников, Своих в духе и истине! Христос требует от нас, чтобы мы любили Отца в Нем. Дух Святой, Продолжатель и Завершитель искупительного дела Христова, свидетельствует о Христе (Ин. 15, 26) и прославляет Христа (Ин. 16, 14). Мы любим Триипостасного Бога во Христе. Наше спасение неразрывно связано с познанием Сына Божьего, воспринимаемого всем сердцем и умом. Бог установил способ нашего Богопознания через Его откровение. Однако Сын Божий открывает Себе не непосредственно, а через Духа Святого, именуемого Духом Истины, Который всему научает и наставляет на всякую истину (Ин. 14, 26; 16, 13). Высшая сфера духовного и божественного ведения открывается исключительно Духом Святым! Вот почему первостепенная наша задача, задача каждого верного члена Церкви Христовой есть стяжание в себе Духа Святого, а до того - стяжание Его благодати!

Поймите, что не имеющий в себе Духа Святого не имеет и просвещения от Него! Такой человек не имеет истинного ведения и богопознания. Никакие внешние источники, подвиги и деяния сами по себе не могут дать человеку ни ведения, ни богопознания, ни приобщения к Богу! Этим путем (т.е. умственным накоплением книжных знаний и анализом без благодати Духа Святого) шли обольщенные гностики и все последующие еретики и прелестники! Основой же стяжания и сохранения в себе Духа Святого является исполнение заповедей Христовых. Богопознание без исполнения заповедей Христовых невозможно и есть ложь и обольщение (1 Ин. 2, 3-4).

У святого Исаака Сирианина есть признание о необычайной сладости Богопознания, а святой Максим Исповедник считает началом и концом спасения премудрость, которая в начале проявляется как страх, в конце - как любовь. Вообще же святые отцы согласно и дружно говорят о необходимости Богопознания и духовного ведения - живого, светлого, блаженного. При этом мы должны знать, помнить и понимать, что Бог не может быть предметом нашего мышления! Мышление человека основано на разделении рассматриваемых умом предметов (анализе). Мышление у нас по своему существу есть взаимодействие «мыслящего» и «мыслимого». Вот почему лишь тот, кто углубится внутрь себя, отказавшись от внешнего, тот непременно возвысится к небесному и божественному. Такое самоотречение от всего внешнего (а не только от греховного, суетного и мирского, что есть наш непременный долг) и есть уже соприкосновение с Божественным, ибо Бог там за внешним стоит и ждет нас! Поймите ту истину, что в нашей душе нет никакого движения и деятельности (как это, например, бывает у нашего ума), никакого помышления! Наша душа цельна и вполне духовна. Ей не нужно никакое внешнее воздействие для познания Бога и общения с Ним! Ей нужно лишь реальное соприкосновение с Ним! Этого мы добиваемся в молении Божественным именем Иисуса Христа. Имя призываемого Сына Божьего действует на наше тричастное естество так, что ум сперва очищается, затем освобождается от мышления вообще и упраздняется; душа просвещается Светом Божества и исцеляется благодатью Божией, а дух наш становится один дух с Господом Богом! Моление именем Божьим дает нам духовное, неразмысленное, цельное, созерцательное ведение Бога и всего божественного. В нем душа наша возвышается над всем мышлением и над всем внешним знанием. Если мы и читаем Священное Писание, то должны воспринимать Его созерцательно и духовно, а не как внешнее познание подсмотренное у Бога в Его слове! Такого познания не было, нет и не может быть ни у кого из людей, коме святых отцов, делателей Иисусовой молитвы и идущих вслед за ними этим подвигом. Все мудрецы века сего, философы, ученые, писатели, буквобогословы, политики, учителя суетного и прочие, все они шли и идут прелестным путем запрещенного Богом вкушения умственно-аналитического-информационного анализа с Дерева Познания! По этой причине все они неизбежно лгут даже при самом искреннем желании сказать правду! Все они обольщены не только демоническим влиянием, но и самим аппаратом нашего мышления доставленного нам падением, котором они безусловно верят! В этом смысле точно сказано в Писании, что всякий человек (падший) есть ложь! Только усердное и постоянное призывание имени Иисуса Христа ради покаяния выводит нас из этой прелести и лжи, делает цельными и духовными, и доставляет нам истинное познание нашего Бога и полезное нам ведение от Него. Святой Исаак Сирианин точно замечает, что Царство Небесное не приобретается изучением, но оно может быть вкушаемо только по благодати Божией (Сл.49). Господь же открыл на, что Царство Божие нудится и нужницы восхищают Его. Как нудится? Терпением в тесноте, непривычности и боли призывания имени Иисуса Христа! Нужницы есть те, кто нудят себя призывать имя Божие со вниманием и благоговением, с целью покаянного изменения себя в нового по Христу человека. В глубокомысленной гносиологии (т.е. в искусстве Богопознания) преподобного Симеона Нового Богослова находим, что «христианин потому называется верным, что ему вверены от Бога таинства, которых даже Ангелы не ведали прежде нас»( Т.1, стр. 330). «От Духа Святого научаются Христиане всякому разумению и познанию; и всякому слову премудрости и ведения таинственнейшаго. Чего не знают неверные, мы, сподобившиеся соделаться верными, можем знать, мудрствовать о том и говорить, будучи научаемы и просвещаемы благодатию Пресвятаго Духа. Поистине ключ разумения есть благодать Пресвятаго Духа, подаваемая ради веры. Благодать Святаго Духа отверзает заключенный и омраченный ум наш и сообщает ему истинное ведение и познание божественного просвещения» (Т.2, стр.59). «Ни бдение, ни уединение, ни пост, ни ничего-не-имение, ни труд телесный, ни другая какая добродетель не могут без Святого Духа доставить нам слова, или знания, или разсуждения; потому, что все это есть путь ведущий к свету, а не сам свет. Без Духа никто не может ни сам научиться, ни других научить. Ибо Того, Кто есть превыше всякого ума и помышления, как возможно познать нашему уму, созданному Им, если он не будет просвещен от Него и не соединится с Ним»? (Т.2, сл. 61 и 87). Вот почему тайны нашей веры неведомы и непонятны для не кающихся! Ведь покаяние это трехсоставной процесс состоящий из непрестанного моления именем Иисуса Христа, очищения помыслов и терпения за это находящих скорбей и искушений. Тем более не видят и не могут видеть тайны веры неверующие, маловерующие и кривоверующие! Почему великий Симеон Новый Богослов справедливо взывает, что пусть никто «никогда не прельщает вас суетными и обманчивыми словами говоря, что можно познать божественные тайны веры нашей без научения и просвещения Святаго Духа» (Т.2. стр. 343). Великий христианский философ Исаак Сирианин на своем благодатном духовном опыте изобразил таинственное шествие и подъем души ищущей Бога: «Что бывает с рыбой вышедшею из воды, то бывает и с умом, который выступил из памятования о Боге, и парит в памятовании о мире. Сколько человек удаляется от собеседования с людьми, столько же удостаивается дерзновеннаго умом своим беседования с Богом, и в какой мере отсекает от себя утешение мира сего, в такой удостаивается радости Божией о Дусе Святе... И как гибнут рыбы от недостатка воды, так умные движения, возникающия от Бога исчезают в сердце» (Сл.8) у того, кто укрепляется в суетное и мирское.

Видите, что дело не в Боге, а в нас! Он непрестанно посылает нам Свои духовные и умные воздействия (энергии), но мы, оставляя их без должного внимания от невежества, неопытности и небрежения неулавливаем их, но позволяем им тонуть и исчезать в нашем безчувствнном сердце! А ведь со сладостью богомыслия и славословия Бога ничто не может сравниться! Сердце любящее Господа только здесь и находит сладость и покой. Тут рай сердца, потому что оно только одного Господа имеет Богом своим. Будем же и мы не только петь по Воскресеньям «Имя Твое менуем», но и непрестанно именовать имя Господа нашего Иисуса Христа в наших молитвах! Переделаем себя этим покаянным именованием в нового человека! Стяжем им благодать Духа Святого и подготовим Его вселение в нас! Благодатью Духа Святого будем возрастать в духовном познании нашего Прекрасного и Совершенного Бога, получая от Него за это мир, покой, благодать, радость о Духе Святом, истинное ведение и все прочие дивные и неизреченные дары, которые только угодно Ему даровать нам! Аминь!

 

 

 

 


Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования YouTube канал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод
Код баннера
Сайт отца Олега (Моленко)

 
© 2000-2024 Церковь Иоанна Богослова