Крест
Радуйтесь, ибо Господь грядет судить
Вселенская Проповедь Вечного Евангелия. Сайт отца Олега Моленко - omolenko.com
  tolkovanie.com  
Rus
  omolenko.com  
Eng
  propovedi.com  
  Кредо Переписка Календарь Устав Аудио
  Имя Божие 3000 вопросов Богослужения Школа Видео
  Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
  Публицистика Дискуссии Эра Духа Святого История Фотокниги
  Апостасия РПЦ МП Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Стримы
  Жития святых Книги о.Олега Исповедь Библия Избранное
  Молитвы Слово батюшки Новомученики Пожертвования Контакты
Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования YouTube канал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод
YouTube канал отца Олега   Facebook страничка   YouTube канал проповедей отца Олега  


ВКонтакт Facebook Twitter Blogger Livejournal Mail.Ru Liveinternet
Вопрос №2689

Что такое христианская любовь? Какова её природа?

Адасфер , Великий Новгород, Россия
12/12/2007

Здравствуйте отец Олег.
Что такое христианская любовь? Какова её природа?



Ответ отца Олега Моленко:

Прежде чем ответить на твой вопрос давай решим такой вопрос: любовь существовала до создания Богом тварного мира или после создания? Надеюсь, ты согласишься, что любовь была до создания Богом всех творений. Любовь была всегда, так как она вечно соприсущна Богу. Любовь совечна Богу и всегда была с Ним. Нельзя помыслить, что Бог был без любви, а любовь без Бога.

Итак, природа любви божественна, так как она есть присное (всегдашнее) свойство Бога. Источником и проявителем любви является Бог. Божии творения – Ангелы и люди – созданы Богом по Его любви и наделены Им любовью и способностью любить. Прежде всего, они должны любить Бога как своего Творца, Благодетеля и Источник жизни, любви и благодати. Затем они должны любить созданных по Его образу и подобию других людей и святых Ангелов.

Что же такое любовь? Для чего она есть у Бога и нужна Ему?

Бог для нас, людей, есть великая, недомыслимая и непостижимая Тайна. Тайнами являются все Его свойства и качества, в том числе и любовь. Мы можем любить Бога и людей, но не можем постигнуть самой любви, что она есть. Вот почему все наши рассуждения о любви, даже движимые Богом и содействуемые Его благодатью, не могут быть полными, исчерпывающими и конечными, ибо Бог безконечен и неисчерпаем.

И все же некоторые правильные суждения о любви мы можем иметь в меру нашей немощи. В этом природном для нас ограничении мы можем сказать о любви следующее.

Бог открыл нам, что Он есть триединый Бог, то есть один Бог в трех Лицах – Отца, Сына и Духа Святого. Раз есть три Лица единого Бога, то есть и всегдашнее общение этих трех Лиц между собой. Это общение основано на любви, ибо любовь, по слову Апостола Павла, есть союз совершенства. А кто может быть совершеннее Бога?

Некоторые ереси утверждают, что Бог якобы есть в одном Лице. Если бы это было так, то не было бы места любви, которая связывала бы это Лицо с другим равным Ему Лицом. Тогда это единственное Лицо могло бы любить только Себя Самого, что было бы самолюбием. Тогда не могло быть и создание тварного мира, ибо самолюбец замкнут только на себе. Таким Бог наш быть не мог! Печальным примером такого самолюбца является созданный Богом херувим Люцифер, который и пал оттого, что не имел любви выходящей вне себя. По гордому самовозношению он, залюбовавшись собой и своими качествами, посчитал себя самодостаточным и в своем безумии подумал, что он Бог или мог быть на месте Бога. От этого он решил, что он незаслуженно был лишен этого места и вынужден зависеть от Бога. Это ложное воззрение привело его в помраченное состояние и ослепление гордыней, что подвигло его на бунт против Бога за призрачное достижение якобы попранных его прав. Этой ложной идее и злому устремлению Люцифера добровольно последовало до одной трети созданных Богом Ангелов. Теперь мы знаем их как падших, нечистых, злых и лукавых духов, демонов, бесов, а их начальника – как сатану, диавола, князя бесовского и князя мира сего.

Но вернемся к нашему Господу Богу. Мы уразумели, что Он не мог быть одним Лицом, ибо для любви непременно нужно другое Лицо отличное от первого. Мог ли Бог быть только в двух Лицах? Нет, не мог. Да, два Лица могут любить друг друга, но такой союз непрочен и несовершенен, ибо любовь в этом случае имеет одно единственное направление – от первого Лица ко второму Лицу, и обратно. Примером этого является союз двух первых людей Адама и Евы. Они любили друг друга, но не устояли в любви и верности к Богу. В этом случае любовь не имеет полного безкорыстия и полной самоотдачи, ибо может обслуживать союз двух Лиц по схеме "ты мне – я тебе", т.е. искать своего – ответную любовь. Но истинная любовь, как справедливо отметил Апостол Павел, не ищет своего! К тому же два лица (а это верно, как для Лиц одного Божества, так и для людей) не могут верно свидетельствовать друг о друге, ибо в таком случае имеется лишь один свидетель для другого лица, что недостаточно для его определения. Ведь не случайно Господь наш Иисус Христос, а вслед за Ним Его Церковь требуют во всяком случае двоих или троих достоверных свидетелей.

Итак, для создания совершенного союза на основании любви необходимо по крайней и, вместе с тем, достаточной мере три Лица (лица). Это природно явлено в нашем Господе Боге Пресвятой Троице. Вот почему святой Апостол Иоанн Богослов справедливо записал нам от Бога, что Бог есть любовь:

1 Ин.4:
"7 Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога.
8 Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь".

Выражение "Бог есть любовь" относится именно к союзу Трех Божественных Лиц: Отца, Сына и Святого Духа. О каждом Лице Троицы отдельно нельзя сказать, что Оно есть любовь, ибо любовь связывает Три Лица. Одно Лицо может любить и быть любимым, но не может Само быть любовью.

В данном стихе Апостол любви призывает нас любить друг друга, основывая это на четырех важнейших для нас истинах:

  1. Любовь от Бога – подтверждает природу и происхождение любви;
  2. Всякий любящий рожден от Бога и знает Бога – любить может лишь тот, кто рожден от Бога (то есть свыше, в купели крещения); рождаясь от Бога, человек вместе с тем получает от Него дар и свойство любви; поскольку только такая Богом дарованная любовь соединяет нас с благим Богом, то только она позволяет соединенному ею с Богом человеку знать Бога как Бога;
  3. Кто не любит, тот не познал Бога – не любящий Бога и людей человек (а не любить можно или по нерожденности от Бога, или по добровольному уклонению от любви в нечто греховное, что заменяет любовь) никак не может познать Бога, хотя бы он перечитал все книги написанные о Боге, или был бы как Иуда Искариотский Его учеником, видел, осязал и слышал бы Его;
  4. Бог есть любовь – это не ставит знак равенства между Богом и любовью, ибо любовь не есть Бог, но говорит нам о том, что Бог немыслим без любви, которая есть Совершенный Союз Трех Совершенных Лиц Единого Бога Пресвятой Троицы.

Само наименование Бога Троицей говорит о любви в Боге и показывает нам эту любовь между Тремя Лицами. От этой любви все прочие творения имеют свою любовь как природное свойство соединенных с Богом творений и как отражение той совершенной божественной любви.

Люди, как созданные по образу и подобию Бога, имеют любовь более совершенную чем Ангелы Божии. Ангелы Божии имеют любовь характеризуемую послушностью Богу являемую в виде служения. Они есть слуги Божии посылаемые Богом для служения людям:

Евр.1:
"13 Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?
14 Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение"?

Каждый человек призван Богом и наделен способностью любить Бога так, как друг любит Друга и так, как сын любит благого и заботливого Отца своего. Соответственно и прочих людей человек призван любить, как своих братьев и друзей.

Соединение во Христе Бога и человека не только явило людям особенную любовь к ним Бога, но дало людям вход в эту богочеловеческую любовь.

Как любовь достигает до нас? Вот так:

Рим.5:
"5 любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам".

Но и от нас Бог требует любви:

Мк.12:
"29 Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый;
30 и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, – вот первая заповедь!
31 Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет".

1Ин.4:
"7 Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога".

1 Кор.14:
"5 Достигайте любви".

Что значит достигать любви и как это делать? Это значит нудить себя на исполнение заповедей Божьих и покаянным подвигом готовить себя в сосуд Духа Святого так, чтобы любовь Божия могла излиться в твое сердце Духом Святым. С нашей стороны любовь бывает деятельной, а на нее снисходит божественная любовь от Бога, которая и делает нашу любовь совершенной и богоугодной.

Но ведь Господь требует любви не только к братьям своим, друзьям и ближним, но и к своим личным врагам:

Мф.5:
"44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,
45 да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.
46 Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?
47 И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?
48 Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный".

В чем совершенство, к которому мы призваны уподобиться Отцу Небесному? В любви, особенно к тем, кто нас ненавидит, гонит и обижает. Если мы действительно есть сыны своего Небесного Отца, то должны это свидетельствовать наличием в нас Его любви к добрым и злым, праведным и неправедным. Но любовь эта имеет строго определенные пределы. Так Бог, долготерпя, посылает дождь на праведных и неправедных и повелевает солнцу восходить над злыми и добрыми людьми, но приходит время, когда Бог забирает человека смертью и судит его по его делам и состоянию сердца. За злые дела добрый Бог отсылает грешного человека на мучения в узилища ада. Вот почему и наша любовь к личным врагам и недоброжелателям тоже имеет свои пределы. Мы деятельно оказываем им благотворения, молимся и благословляем, всячески соблюдая себя от впадения в осуждения и воздаяния злом за зло. Но при этом мы, хоть и не отсылаем своих врагов в ад, но не вступаем с ними в любезный союз. Такой союз был бы вредным и для них и для нас. Им бы он позволял утверждаться во зле, а нам – быть соучастниками их злых дел. Вот почему заповедь о любви к своим личным врагам уравновешивается другими заповедями, регламентирующими наше отношение к соприкасающимся к нам по жизни людям. Здесь есть заповедь требующая относиться к нераскаявшемуся, преслушавшему церковь брату как к язычнику и мытарю, есть и такая, которая повелевает не принимать неверного человека в свой дом и не приветствовать его, и т.п.

О любви к врагам Бога, Христа, Церкви, веры правой и святых Божиих людей заповеди нет, ибо такой союз недопустим и богонеугоден. Выходит, что любовь к своим личным врагам есть наше благожелательство и благодеяние к заблудшим людям как к созданиям Божиим вообще, но не союз с ними. Любовь же к Богу и к своим по вере есть союз совершенства. Любовь к ближним, которыми являются все люди с которыми мы соприкасаемся в этой жизни и которые явно с нами не враждуют, ограничена требованием любить их как любишь себя самого. То есть не делать им того, чего себе не желаешь, и делать то, что желаешь себе. Любовь к самому себе здесь не является греховным самолюбием, но есть правильное к себе отношение, которое все в нашей жизни поставляет на дело спасения нашей души. Значит, любить своего ближнего как самого себя означает не только благотворить ему так, как хотел бы чтобы благотворили тебе, но и всячески желать и содействовать его спасению.

Поскольку любовь есть благой союз разумновечных существ, постольку она может быть только по отношению к конкретным и известным нам лицам (Лицам), с которыми мы вступаем в общение. Число таких конкретных лиц не может быть абстрактным или безконечным. Вот почему у Бога есть точное число Его Ангелов и спасенных людей, записанных поименно в Книге Жизни.

Нельзя христианину любить какие-то общие и абстрактные понятия, такие как родина, земля, человечество, народ вообще (если под ним не понимать конкретное число ныне живущих людей). Любовь есть живая, благожелательная о Господе связь конкретного живого человека с Живым Богом или с живыми конкретными людьми. Господь пролил Свою безценную кровь и принял смерть на Кресте не за абстрактное человечество, а за всех реальных людей и каждого человека, которые Им были призваны в эту жизнь. Важно всегда помнить это:

Рим. 5:
"8 Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками".

Это делает нас безответными должниками Богу по любви. Вот почему нет выше любви, чем когда кто-то положит душу свою за друзей своих.

Ин.15:
"12 Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас.
13 Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих".

Итак, любовь имеет божественное происхождение, божественную природу и именно троичную природу! Высший образец и пример любви для нас есть любовь между тремя Лицами Единого Бога.

Надеюсь, что теперь ты будешь лучше понимать что такое христианская любовь и какова ее природа.



Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования YouTube канал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод
Код баннера
Сайт отца Олега (Моленко)

 
© 2000-2024 Церковь Иоанна Богослова