Крест
Радуйтесь, ибо Господь грядет судить
Вселенская Проповедь Вечного Евангелия. Сайт отца Олега Моленко - omolenko.com
  tolkovanie.com  
Rus
  omolenko.com  
Eng
  propovedi.com  
  Кредо Переписка Календарь Устав Аудио
  Имя Божие 3000 вопросов Богослужения Школа Видео
  Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
  Публицистика Дискуссии Эра Духа Святого История Фотокниги
  Апостасия РПЦ МП Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Стримы
  Жития святых Книги о.Олега Исповедь Библия Избранное
  Молитвы Слово батюшки Новомученики Пожертвования Контакты
Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования YouTube канал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод
YouTube канал отца Олега   Facebook страничка   YouTube канал проповедей отца Олега  


ВКонтакт Facebook Twitter Blogger Livejournal Mail.Ru Liveinternet
Вопрос №614

Существовало ли в Ветхом Завете откровение о воскресении мертвых?

Полина , С-Петербург, Россия
10/04/2003

Уважаемый батюшка,
Хотелось бы вот что спросить: воскресали ли святые до явления Господа в человеческом облике? Невозможно поверить, что с окончанием земной жизни для них все заканчивалось. Ведь если они жили свято, то Господь наверняка их брал к Себе. Почему они не верили в воскресение (в 6 псалме Давида он говорит, что в смерти нет памятования о Боге, "во гробе кто будет славить Тебя?").
Я, наверное, не могу претендовать на то, чтобы вы ответили мне здесь на все, но, может быть, вы посоветуете какие-нибудь книги почитать по этой теме?



Ответ отца Олега Моленко:

Нам не известен ни один случай, чтобы святые Божии угодники воскресали до пришествия Сына Божия во плоти и в таком качестве шли на небо.

Из всех людей лишь святой Енох из допотопного периода (Евр.11: 5 Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу ) и святой пророк Илия (из ветхозаветного периода) были живьем взяты на небо. Они еще не умирали, но придут на особое служение и проповедь во времена антихриста и будут им убиты. Известно, что святые воскрешали умерших людей (например, св. пророк Илия и св. пророк Елисей), а также, что святые воскресали для некоторого продления земной жизни, но после умирали:

Евр.11:
35 жены получали умерших своих воскресшими;

Есть ясное учение Церкви, что до славного воскресения Христова, которым Он открыл для людей Рай и Небо, все праведники шли во ад, но не в муку, а в особое место, именуемое "Лоном Авраамовым":

Лк.16:
22 Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.
23 И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его.

Как находящийся в аду богач мог видеть и говорить с Авраамом, если бы он находился на небе в Раю? Никак! Они были в одном месте по нахождению -- в аду, но в разных местах по состоянию: богач в муках, а Авраам на лоне, и непроходимая пропасть между ними означает непреодолимую разность их состояний. Факт выведения Адама, Евы, Авраама, Предтечи Иоанна и других праведников из ада в Рай подтверждается богослужебными текстами православной Церкви и иконами "Воскресения" и "Сошествия во ад". В тропаре Предтечи есть слова: "... благовестил еси и сущим во аде Бога явльшегося плотию...".

Русский перевод Псалтири неудачный. Куда лучше церковно-славянский, в котором стих из 6 псалма звучит так: "во аде же кто исповесться Тебе?". Святые ветхого завета верили в воскресение и ждали его. Апостол Павел прямо говорит о вере Авраама:

Евр.11:
17 Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного,
18 о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя.
19 Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование.

Эта вера Авраама не уменьшилась и после его смерти:

Лк.16:
29 Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.
30 Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.
31 Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.

Из этого отрывка видно, что не только Авраам, но и грешный богач верил в воскресение мертвых. Верил в него и грешный царь Ирод (убивший Предтечу Иоанна):

Мф.14:
1 В то время Ирод четвертовластник услышал молву об Иисусе
2 и сказал служащим при нем: это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им.

Если такие грешники, как Ирод, верили в воскресение людей, то как можно сомневаться в вере святых Божиих угодников?

Массовое воскрешение праведников и взятие их с телами на небо было, но не до пришествия Иисуса Христа, а после Его славного воскресения:

Мф.27:
52 и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли
53 и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим.

До совершения искупления людей на Кресте и воскресения Господа Иисуса Христа даже праведники по правде Божией не могли идти в Рай, ибо человеческая природа по падении находилась во вражде к Богу. Например, праведный Иаков знал, что по смерти он пойдет во ад:

Быт.37:
34 И разодрал Иаков одежды свои, и возложил вретище на чресла свои, и оплакивал сына своего многие дни.
35 И собрались все сыновья его и все дочери его, чтобы утешить его; но он не хотел утешиться и сказал: с печалью сойду к сыну моему в преисподнюю. Так оплакивал его отец его.

Но это вовсе не значит, что он не верил в вечную жизнь или воскресение из мертвых, или не уповал воскреснуть и вечно жить с Богом. Но, находясь в аду на лоне Авраамовом, праведники не могли исповедываться Богу и молиться о других. Вот почему в Ветхом Завете не было культа умерших святых и к ним не обращались за молитвенной помощью.

Все это нам принес Новый Завет.



Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования YouTube канал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод
Код баннера
Сайт отца Олега (Моленко)

 
© 2000-2024 Церковь Иоанна Богослова