Крест
Радуйтесь, ибо Господь грядет судить
Вселенская Проповедь Вечного Евангелия. Сайт отца Олега Моленко - omolenko.com
  tolkovanie.com  
Rus
  omolenko.com  
Eng
  propovedi.com  
  Кредо Переписка Календарь Устав Аудио
  Имя Божие 3000 вопросов Богослужения Школа Видео
  Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
  Публицистика Дискуссии Эра Духа Святого История Фотокниги
  Апостасия РПЦ МП Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Стримы
  Жития святых Книги о.Олега Исповедь Библия Избранное
  Молитвы Слово батюшки Новомученики Пожертвования Контакты
Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования YouTube канал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод
YouTube канал отца Олега   Facebook страничка   YouTube канал проповедей отца Олега  


ВКонтакт Facebook Twitter Blogger Livejournal Mail.Ru Liveinternet
Вопрос №624

Об изображениях Креста Господня и об изображениях Господа, ангелов и святых Его

Vladimir L. , France
17/04/2003

Батюшка, известно, что Господа распяли на Кресте, у которого горизонтальная перегородка, на которой были пригвождены пречистые руки Спасителя, расположена ближе к верхней части Креста. Чем объяснить использование в практике Церкви абсолютно симметричных (равносторонних) крестов – на облачениях в храме, священнических одеждах и т.д. ?



Ответ отца Олега Моленко:

Использование таких изображений креста основано на узнавании в них Креста Христова. Этому узнаванию много способствуют простота и благоговение. В наш "умный" век эти качества преданы полному забвению. Все иконопочитание, к которому относится и почитание Креста Господня и его изображений, основано на узнавании и различении. Узнавание необходимо нам, чтобы мы понимали с Кем или кем, или с чем мы имеем дело, взирая на различные изображения.

Существуют различные виды изображения Креста Господня:

  1. графические или линейные; к ним можно отнести и изображение на себе рукою крестного знамени, при котором линии остаются невидимыми;

  2. художественные изображения;

  3. рельефные;

  4. скульптурные;

  5. материальные, когда крест изготавливается из дерева, глины, золота, серебра и т.д.

  6. архитектурные, когда здание храма изготавливается в виде креста;

  7. могильные, когда могила вырывается крестообразно, как, например, было при погребении живого апостола Иоанна Богослова;

  8. рукосложенные, как это было при благословении патриархом Иаковом детей святого Иосифа Прекрасного и как это бывает у православных христиан, когда они подходят к Чаше Жизни за причащением Святых Таинств (кстати отметить, это образ симметричного креста);

  9. рукоразведенные, как это видно на примере действий Моисея в битве с Амаликом, у преподобной Марии Египетской в борьбе с искушениями плоти и страстями, когда она ложилась на землю крестообразно распростерши руки, и как это бывает у служащих священников в некоторые моменты богослужений;

  10. мыслеобразные, когда крестное знамение (ввиду, например, связанности и занятости рук) производится мысленно, и это низводит благодать и работает так, что бесы убегают, хотя и не видят само изображение креста;

  11. гласные (т.е. голосом) или звуковые, когда крест изображается голосом или звуками речи, например, при возглашении:"С нами Крест Господень!", "С нами Крестная сила!" и т.п.; бесы не терпят таких слов и бегут;

  12. словесные письменные или буквенные, когда слово "Крест Господень" изображается посредством написания его названия буквами и словами;

  13. природные, когда мы видим изображения креста, соделанные природно, т.е. Богом в природе, например, крестообразное расположение звезд, крестообразное изображение на шее осликов, изображения креста на камнях прожилками другой породы, крестообразные ветки дерева, скал и т.п.

  14. орнаментально-украшательные, когда кресты или изображения на тему креста производятся на облачениях, тканях, вышивках, орнаментах, обложках книг, фоне сайтов, мозаике, настенных росписях, чеканках, элементах храмовой архитектуры и т.п. для украшения;

  15. описательные, когда произносимым словом или письмом описывается изображение Креста Господня или Распятия, а также их различных изображений.

Все эти виды изображений Креста объединяет одно: узнавание в них Креста Господня и перенесение своего отношения от образа к первообразу.

Подобное происходит и с иконами. Есть изображения Господа Иисуса Христа (Богоматери и святых) в полный рост; есть оплечные изображения; есть изображения только Лица (например, "Спас Нерукотворный"). Если подходить по плотски и формально (т.е. неверно и ошибочно), то "половина" и "часть" не есть Христос. Да, не есть, как и икона Христа в полный рост, но указует на Христа и мы узнаем Его, и в этом смысле икона есть для нас Христос, а не доска с красками. Подобное происходит и с призыванием имени Божьего. Само по себе имя есть знак, указующий Бога, но не Бог, но при искреннем его призывании именно, как имени Живого Бога с направлением к Нему, оно становится для нас Богом, ибо неотделимо в сей момент от Него. Подобное было в часы крестных мук Господа Иисуса Христа, когда Крест и Господь на нем были неотделимы и составляли одно – Распятие. От этого Крест оставался освященным великой благодатью и после снятия (разделения со Христом) Христа с Креста.

Ведь если ты смотришь на фотографию только лица своей жены или сына, или погрудную их фотографию, то разве от этого ты не скажешь, что это твоя жена и сын (изображены)? Также, если будет портрет твоей жены в красках, гипсе, графике, мозаике и т.п. ты все равно скажешь: "Это моя жена". Почему? Потому, что узнал! Главное не в деталях, а в узнаваемости.

Узнаваемость – это большая и важная (если не важнейшая ) тема в духовной жизни человека. Если брать ещё шире, то эта проблема сводится к восприятию, различению, пониманию, усвоению и применению в жизни информативных потоков, исходящих от Бога. Почему? Потому, что так устроил Бог! Бог по своей природе непостижим, познаваемо непознаваем, невместим, ничем не ограничен и необъемлем, неизобразим, невыразим и т.п. Тем не менее для общения с созданной Им разумно-вечной тварью, Ангелами и человеками, Он благоволил даровать средства для этого общения их с Ним и Его с ними. Такими средствами являются имена Бога и другие знаки и символы, дарованные нам от Бога для нашего Богообщения. Не будь этого, мы бы никогда не смогли общаться с Богом, понимать Его волю, желания, повеления, заповеди, знамения, пророчества, Писания и прочее, что от Бога. Он был бы для нас неприступен и недоступен. Многими из этих средств (например, словесность или речь, язык, письменность, способы изображения, художественное творчество) мы пользуемся и для общения друг с другом. А раз появляются знаки и символы, то появляется потребность и нужда в их узнавании, а по причине существования природных явлений и намеренно лукавых подделок под божественное со стороны злых духов и лукавых людей, то и в различении знаков и символов. Появляется также нужда в истолковании одних символов другими (например, притчей Господних простыми словами).

От неразличения и неузнавания происходят многие беды, путаницы, заблуждения, ереси, лжеучения и т.п., которые иногда доводят людей до тягчайших грехов, каким явилось Богоубийство, осуществленное высшим руководством иудейского народа при поддержке его большей частью этого народа. Лидеры, которые в тайне покланялись сатане, пошли на Богоубийство сознательно из зависти, а большинство народа по той причине, что не узнали Того, о Ком говорил Моисей и пророки. Даже ученики Предтечи и Крестителя Господня Иоанна сомневались, спрашивая:

Лк.7:
19 Иоанн, призвав двоих из учеников своих, послал к Иисусу спросить: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?

– Иоанн узнал Господа и Мессию ещё при крещении Его и не сомневался нисколько, но послал своих учеников спросить у Господа ради их немощи .

Да и апостолы после смерти Господа на Кресте были в недоумении и сомнении:

Лк.24:
21 А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло.

Страшно согрешают и другие Христоубийцы, которые убивают плоть Христа или Боговоплощение не телесно, а духовно – ложью. К ним относятся всякого рода иконоборцы, крестоборцы и прочие еретики и лжеучителя, которые все, так или иначе, искажают главный догмат и тайну Христа и Церкви Его – догмат о Боговоплощении. Все они подпадают под суд духовного закона, изложенного святым апостолом Иоанном Богословом:

1Иоан.4:
2 Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога;
3 а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире.

Здесь важно отметить, что пришествие Сына Божьего во плоти должно исповедываться, т.е. производиться и свидетельствоваться во всей полноте и точности Божественного откровения и в послушании воле Святого Бога, а не просто признаваться как факт. Иконоборцы и прочие еретики не исповедуют ТАК, КАК НАДО (Сравним это с примером из обыденной жизни: кто-то заявляет вслух, что любит свою мать, а затем при всех постоянно плюет на её фотографию или портрет и топчет ногами. Разве после этого люди поверят, что он или она любит свою мать? – никогда!) великую Тайну явления Бога во плоти, внося в Божественное откровение свои домыслы и измышления, пытаясь оправдать их ссылкой на различные места Писания, якобы говорящие в пользу их извращенного понимания. Они, как не водимые Духом Божьим, но водимые, по Иоанну Богослову, духом антихриста, не узнают в Писании того, что там содержится, даже если знают его текст наизусть. Водясь плотским мудрованием, они применяют рассудочное действие неочищенного покаянием и молитвой человеческого ума к Богодухновенному Писанию. Результат выходит для них самый печальный – они становятся отверженными Богом и Писанием еретиками, извратителями слова Божьего, невольными богохульниками и лжеучителями. При этом они уверены в своей правоте и спят довольны. Страшное и горькое обольщение! Это о них Господь говорил:

Мф.22:
29 Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией,

И святой апостол Петр говорит о них:

2Петр:
15 и долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам,
16 как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания.

И святой апостол Павел выносит им суд:

Тит.3:
10 Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся,
11 зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден.

Различные иконоборцы и прочие еретики по причине своего духовного невежества (непросвещенности свыше) и духовной глухоты-слепоты страдают тяжким недугом неразличения и неузнавания сокрытого в словах Писания Божьего воздействия, откровения, духа, смысла и содержания. От этого неузнавания и неведения Бога они извращают и превращают рассматриваемые ими рассудочно места Писания. При этом они пытаются ссылаться на мертвящую букву Писания, прибегая к его божественному авторитету, забывая однако, что оно говорит:

2Кор.3:
6 Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит.

Рассмотрим механизм заблуждения на примере иконоборцев, т.е. людей которые отвергают поклонение святым иконам или образам (также Честному Кресту Господню, святым мощам и другим материальным святыням) под лукавым предлогом якобы запрещения подобного почитания, поклонения и изображения вообще Господом Богом. При этом они почитают иконы идолами или другими богами, ссылаясь на:

Второзак. 4:
16 дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину,
17 изображения какого-либо скота, который на земле, изображения какой-либо птицы крылатой, которая летает под небесами,
18 изображения какого-либо [гада,] ползающего по земле, изображения какой-либо рыбы, которая в водах ниже земли;
19 и дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды [и] все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом.
...
23 Берегитесь, чтобы не забыть вам завета Господа, Бога вашего, который Он поставил с вами, и чтобы не делать себе кумиров, изображающих что-либо, как повелел тебе Господь, Бог твой;

Второзак. 5:
8 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли,
9 не поклоняйся им и не служи им;

У иконоборцев, как и у всех еретиков вообще, большая проблема с различением и узнаванием конкретного места Писания в пределах сокрытого в нём Божьего откровения, духа, смысла и содержания. Из-за этого неузнавания происходит извращение и превращение этих мест Писания. Извращение состоит в том, что отнимается подлинный Божественный смысл данного места, а превращение – в том, что отнятый Божественный смысл заменяется другим небожественным: своим, по духу плоти, или по бесовскому внушению. Совершают они извращение и превращение в форме произвольного и небогодухновенного толкования. Они забывают или не вникают в смысл слов апостола Павла:

2Тим.3:
16 Все Писание богодухновенно

и в слова апостола Петра:

2Петр.1:
20 зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою.
21 Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым.

Это единственный существенный закон Христовой герменевтики, который гласит: Писание написано по воздействию Духа Святого и читаться может непогрешимо и правильно только теми, кто находится в Духе Святом. Конечно, простое внешнее прочтение текста Писания доступно любому грамотному человеку, а на слух – и безграмотному. Но подлинный духовный (сакральный) смысл закрыт от них и требует истинного толкования от богодухновенного человека. Толкование Писания есть харизма, т.е. особый дар Божий:

1Кор.12:
30 Все ли истолкователи?

Обратите также внимание на слова апостола Петра:"зная прежде всего". Именно этого знания прежде всего, т.е. знания в духе своем о богодухновенности Писания и лишены (невежеством, или забвением, или невниманием, или небрежением – это не суть важно) еретики. Это их первая и роковая ошибка, происходящая от непримечаемой ими гордости. Гордым же, как говорит Писание, Бог противится и не допускает их к правильному уразумению Писания и другим духовным благам, и лишь смиренным дает благодать правильного прочтения и понимания Писания. То, что это особый дар Божий говорит само Писание:

Лук.24:
45 Тогда отверз им (т.е. апостолам) ум к уразумению Писаний.

Как же могут правильно разуметь Писания те, кому Господь Бог Иисус Христос не отверз ум? А ведь именно Он отверзает ум к разумению Писаний, дарованием дара Духа Святого, ибо Писания говорят о Нем:

Ин.5:
39 Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне.

Но цель исследования Писаний одна – придти внутренне ко Христу и соединиться с Ним в духе:

Ин.5:
40 Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь.

Если чтение Писаний не достигает этой цели – то оно будет лишь в вящее осуждение, как и вера, молитва и прочие дела лицемерного и пустого благочестия. Поэтому Господь и говорит здесь в негативном ключе: "Но вы не хотите придти ко Мне", чтобы подчеркнуть важность пребывания в Нем, без чего чтение Писаний и прочее не спасительно, а также, что мало кто достигает этого соединения с Ним. Основной причиной не прихода людей к нему Господь поставляет нежелание людей, объясняя в другом месте, это нежелание любовью ко тьме (т.е. заблуждениям):

Ин.3:
19 ...но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы;
20 ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы,
21 а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны.

Обратите внимание, что Господь говорит "Писания", а не "Писание", как это принято сейчас. А в

Лк.24:
44 И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах,

Он разделяет Писания (ВЗ) на три основных части (выделены зеленым цветом). Все они вошли в жизнь Нового Завета, как богодухновенные Писания (и в состав христианской Библии) в следующем качестве:

Закон Моисея, со всеми его предписаниями практического и культового характера, обрядами, особенностями богослужения, жертвоприношениями животных, запрещениями (в том числе и изображать Господа Бога, ибо Он воплотился в Лице Сына Божьего) и разрешениями (например, многоженства, наложничества, побиения камнями и прочего), праздниками и прочим, что по слову апостола Павла было лишь "тенью грядущего", "служением мертвящим буквам" и "детоводителем ко Христу" – был отменен Христом и заменен на Закон Благодати или Закон Христов, который состоит из всех Его заповедей, пророчеств и поучений. От него берется лишь духовная часть в заповедях десятисловия, ветхозаветные образы, служащие прикрытием духовной сути новозаветного служения и пророческая часть, указывающая на Христа.

Пророки, т.е. пророческие места Писания полностью приняты Новым Заветом к руководству и назиданию:

2Петр.1:
19 И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших,

Они имеют двоякое приложение: к началу, т.е. первому пришествию Христа, и к концу, т.е к Его второму пришествию.

Псалмы – они вошли в Новозаветное богослужение в качестве его основы.

Начало этому на практике положил Сам Христос на Тайной вечере:

Мф.26:
30 И, воспев (псалмы), пошли на гору Елеонскую.

И Павел подтверждает:

Еф.5:
19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,

Вторая существенная ошибка еретиков состоит в вырывании фраз из полного контекста данного места Писания, при этом смысл может сильно меняться вплоть до противоположного или искажаться. Вернемся к вышеприведенному месту из Второзакония 4, и возьмем для примера стих 16. Если поставить целью доказать, что слово Божие запрещает вообще делать какие бы то ни было изображения, и в частности, мужчин и женщин, то этот стих можно препарировать так:"16 дабы вы (не развратились – это можно опустить или не обращать внимание) и не сделали себе изваяний, изображений (какого-либо кумира – это опускаем), (представляющих – это тоже опускаем) мужчину или женщину", и в результате выбрасывания "лишних" слов получаем ложное запрещение изображать мужчину и женщину навсегда, любыми способами, для любых целей и любыми средствами. Любому здравомыслящему и психически нормальному человеку ясно, что никто из людей, включая самых ярых иконоборцев и изображение-противленцев не смог и не сможет не погрешить в этом, хотя бы посредством фотографии в паспорте. Бывает извращение смысла и без опускания отдельных слов, например ложным истолкованием или объяснением. Эта третья существенная ошибка еретиков происходит от неуравновешивания одних мест Писания всеми другими, которые касаются данной темы. Дух Святой дает смиренному читателю Писания помнить и видеть одновременно все места Писания касающиеся рассматриваемого вопроса. Еретики же, увлеченные кровяным разгорячением и видимостью мнимой правды Божьей забывают, что слово Божие по своей сути антиномично, т.е. часто содержит в себе изречения или фразы, которые выглядят как противоположные по смыслу. Такие места должны непременно добавляться одно к другому и использоваться вместе, ибо только дополняя друг друга они разрешают кажущееся противоречие. Классическим примером подобной антиномии являются два утверждения Писания: о спасении делами, и о спасении только верой:

Иак.2:
14 Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?
15 Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания,
16 а кто-нибудь из вас скажет им: "идите с миром, грейтесь и питайтесь", но не даст им потребного для тела: что пользы?
17 Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе.
18 Но скажет кто-нибудь: "ты имеешь веру, а я имею дела": покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих.
19 Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут.
20 Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?
21 Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего?
22 Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства?
23 И исполнилось слово Писания: "веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим".
24 Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?

Это подтверждает и Сам Господь в Своем описании Страшного суда: Мф.25, 31-46.

О спасении верой говорит апостол Павел:

Рим.1:
16 Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину.
17 В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет.

Рим.3:
20 потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познаётся грех.
21 Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки,
22 правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия,
23 потому что все согрешили и лишены славы Божией,
24 получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе,
25 которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде,
26 во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса.
27 Где же то, чем бы хвалиться? уничтожено. Каким законом? законом дел? Нет, но законом веры.
28 Ибо мы признаём, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона.

К этому можно добавить его Послание ко евреям, особенно 11 главу.

Эту антиномию, по поводу которой велся великий спор между римо-католиками и протестантами, начинает разрешать сам апостол Павел:

Рим.3:
31 Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем.

Вывод же такой: спасаемся верою, свидетельствованною делами ради Христа Господа, и получаем суд по делам веры. Вот почему нельзя вырывать из контекста всего Писания одну часть антиномии и поставлять её на вид без другой уравновешивающей части.

Иконоборцы, запрещающие всякие изображения вообще, а особенно в сфере божественного, впадают в туже ошибку. То же Писание, которое в одном месте "запрещает" делать изображения, изваяния и прочие материальные объекты для священного почитания им поклонения, в другом месте прямо повелевает делать их от лица Бога и по образцу показанному на небе:

Так

Исх.20:
4 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли;
5 не поклоняйся им и не служи им," запрещает вроде бы делать изображения,

а книга "Исход" повелевает

Исх.25:
18 и сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки;
19 сделай одного херувима с одного края, а другого херувима с другого края; выдавшимися из крышки сделайте херувимов на обоих краях ее;
20 и будут херувимы с распростертыми вверх крыльями, покрывая крыльями своими крышку, а лицами своими будут друг к другу: к крышке будут лица херувимов.
21 И положи крышку на ковчег сверху, в ковчег же положи откровение, которое Я дам тебе;
22 там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов (Просматривается очевидная связь культового Богообщения с материальными священными изображениями, т.е. иконами, причем в данном случае не Бога, а Его Ангелов, которая в совершенстве была развита в богослужениях Нового Завета. Эту связь устанавливает Сам Бог, как непреложное условие самого Богообщения. Понятно, что эти изображения херувимов почитались как святыня, но не как Бог. Им кадили фимиамом и прочее. Причем все так устроено, что кланяясь находящемуся между двумя золотыми "херувимами" говорящему Богу, священник неизбежно кланялся и самим "херувимам". Ясно, что отделение Поклона от поклона происходило лишь в сознании священника.), которые над ковчегом откровения, о всем, что ни буду заповедывать чрез тебя сынам Израилевым.

И если сделанный руками человека из металла жертвенник скинии был великой святыней:

Исх.29:
37 семь дней очищай жертвенник, и освяти его, и будет жертвенник святыня великая: все, прикасающееся к жертвеннику, освятится,

то не большею ли святыней были золотые "херувимы" на крышке ковчега откровения, который находился во Святая-святых. Устройство скинии хорошо описывает апостол Павел:

Евр.9:
2 ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется "святое".
3 За второю же завесою была скиния, называемая "Святое-святых",
4 имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета,
5 а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно.
6 При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение;
7 а во вторую – однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа.

Из этого описания мы видим, что вторая скиния, именуемая "Святое-святых", почиталась несравненно большей святыней по сравнению с первой. Главной же святыней "Святого-святых" был ковчег откровения с золотыми херувимами, которые тоже освящались кроплением крови первосвященником. Апостол Павел подтверждает небесное происхождение такого устройства скинии (храма):

Евр.8:
5 которые служат образу и тени небесного, как сказано было Моисею, когда он приступал к совершению скинии: смотри, сказано, сделай все по образу, показанному тебе на горе.

Из всего сказанного делаем вывод по нашей теме:

богослужение производится в храме, специально изготовленном по небесным образцам из земных материалов посредством художественного искусства и ремесленного мастерства. Все изделия храма, алтаря (Святое-святых), престола (ковчег откровения с "херувимами") должно украшаться художественной отделкой. Также выделяются и одежды священников. Величайшая святыня храма напрямую связана с изображениями херувимов (т.е. их иконами), которые повторяются и вышивкой на завесах скинии. Это говорит нам, что Бог не только не запрещает делать изображение святых Его тварей, но прямо повелевает это, поставляя условием Своего присутствия. Эти изображения освящаются и становятся великой тварной святыней. Храмовые изображения – святыни требуют должного и соразмерного почтения и поклонения, которое переходит в данном случае на херувимов, т.е. представителей высшей ангельской иерархии, а через них Господу Сил. Поклонение им, как самостоятельным богам и кумирам недопустимо, и именно оно запрещено Богом в соответствующих местах книг Исхода и Второзакония. Писание указывает нам и на наличие в храме других Богом установленных материальных святынь: жертвенника, благовонного мира из состава благовонных масел, служебных сосудов, священных хлебов, одежд, частей мяса жертвенных животных и др. Итак, почитая подобные материальные святыни установленные Самим Богом и воздавая им должное и соразмерное поклонение ради благодати проявляемой в них и через них мы не только не согрешаем, но исполняем Богом установленные условия и дела благочестия. При этом нет поклонения твари вместо Творца, но лишь поклонение и служение Творцу всего (в том числе храмового устройства, священных изображений и пр.) во славу Его (не зря ведь апостол называет "херувимов" на ковчеге "херувимами славы") посредством Его творений, среди которых и материальные изделия и изображения. Вот почему ошибочно, нелепо, безумно и невежественно приписывать практике почитания материальных святынь единственно правой пред Богом православной веры статус идолопоклонства или нарушения Божьих запрещений на изображения культового характера. Это не есть выдумка или установление человеческое, но Бога. Вот почему отвергающие употребление и почитание материальных культовых изображений и изделий противятся Божьему установлению и, тем самым, богохульствуют. После Боговоплощения, когда Бог явил нам пресветлый лик Своего Сына в человеческой плоти, отвержение Его изображений (икон) является тяжким грехом, богохульством и антихристовым действием. Бог нигде никогда не запрещал делать Его изображений. Запрещено было делать изображения других богов, т.е. неистинных, которые именуются идолами или кумирами, и за которыми на самом деле стоят демоны. Сами по себе идолы ничто, но поклонение им является поклонением демонам. Никто не может привести из Писания ни одного места, где бы было сказано, что Богом запрещено делать художественные изображения Одного истинного Бога, ибо таких мест в Писании нет. Если бы подобное запрещение было, то оно бы выглядело, по кальке Исх.20, 4-5, так: " Не делай себе никакого Моего изображения или изображений Господа Бога твоего, не кланяйся ему и не служи ему". Зато там есть много изображений или образов Бога посредством Его имен (имя Бога – знаковая икона Бога) и описаний (видений) Его явлений, какие Ему было угодно показать Своим угодникам. Кроме этих образов-икон Бога, ничего другого изобразить было не возможно, ибо не было образцов. Эти образы не являли сущность Бога, но лишь служили символами Бога, которые воспринимались как Бог и были необходимы для определенности и конкретизации процесса Богообщения. Сама сущность Бога оставалась и остается непроницаемой и недоступной для твари.

Итак, если в одном случае Бог в Писании повелевает не делать никаких изображений, в том числе, что на небе вверху, а в другом – повелевает делать изображения херувимов, которые как раз и есть на небе вверху, то следует разбираться в чем же дело. Именно это повеление делать изображения Ангелов Божиих, т.е. по сути их иконы, показывает нам, что понимание иконоборцами мест запрещающих изображения в принципе неверно и вышло из установленных Богом пределов в ложное произвольное толкование.

Бог повелевает сделать изображение херувимов не только на ковчеге, но и Исх.26:"1 Скинию же сделай из десяти покрывал крученого виссона и из голубой, пурпуровой и червленой шерсти, и херувимов сделай на них искусною работою;" на покрывалах Скинии (походного храма). Господь Бог не только повелевает сделать изображения того, что на небе наверху, но и того, что на земле внизу:

Исх.25:
31 И сделай светильник из золота чистого; чеканный должен быть сей светильник; стебель его, ветви его, чашечки его, яблоки его и цветы его должны выходить из него;
32 шесть ветвей должны выходить из боков его: три ветви светильника из одного бока его и три ветви светильника из другого бока его;
33 три чашечки наподобие миндального цветка, с яблоком и цветами, должны быть на одной ветви, и три чашечки наподобие миндального цветка на другой ветви, с яблоком и цветами: так на всех шести ветвях, выходящих из светильника;
34 а на стебле светильника должны быть четыре чашечки наподобие миндального цветка с яблоками и цветами;
35 у шести ветвей, выходящих из стебля светильника, яблоко под двумя ветвями его, и яблоко под другими двумя ветвями, и яблоко под третьими двумя ветвями его [и на светильнике четыре чашечки, наподобие миндального цветка];
36 яблоки и ветви их из него должны выходить: он весь должен быть чеканный, цельный, из чистого золота.
37 И сделай к нему семь лампад и поставь на него лампады его, чтобы светили на переднюю сторону его;
38 и щипцы к нему и лотки к нему [сделай] из чистого золота;
39 из таланта золота чистого пусть сделают его со всеми сими принадлежностями.
40 Смотри, сделай их по тому образцу, какой показан тебе на горе.

Мы видим, как Господь Бог подробно объясняет все художественные детали желаемого Им изображения, и закрепляет это образцом, который был показан Моисею на горе, т.е небесным образцом. Этим подчеркивается, что и на небе есть изображения, и что земная Скиния, а в последствии земной Храм и храмы, со всеми их изображениями это только отражение, образ или икона небесной Скинии или Храма.

Как же выправить положение в повелении о запретах на изображения, т.е. как их правильно уразуметь? Для этого надо вернуть их в пределы Божественного откровения. Господь помогает нам в другом месте Писания, указуя на важный духовный закон, который позволяет понять, как требует от нас Господь Бог исполнение Его заповедей и повелений, а также, как правильно понимать Его заповеди и повеления в Писании:

3Ездр.4:
5 Тогда я сказал: говори, господин мой. Он же сказал мне: иди и взвесь тяжесть огня, или измерь мне дуновение ветра, или возврати мне день, который уже прошел.
...
36 На это отвечал мне Иеремиил Архангел: "когда исполнится число семян в вас, ибо Всевышний на весах взвесил век сей,
37 и мерою измерил времена, и числом исчислил часы, и не подвинет и не ускорит до тех пор, доколе не исполнится определенная мера.

Этот духовный закон состоит в том, что Господь Бог всё сделал мерой, весом и временем, и от нас требует такого же отношения к каждой Своей заповеди. Приложим этот закон к запрещениям, с учетом их антиномичности, в книге Исхода в 20-й главе и Второзакония в 4-й главе:

Исх.20:
4 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли;
5 не поклоняйся им и не служи им,

Ответим себе на вопрос: какова мера, вес и время данного запрещения? Для этого надо определить ключевое слово данного места. Ключевым словом здесь является кумир. Только отталкиваясь от этого слова мы сможем правильно уразуметь сокрытый смысл всей фразы, который прочитывается так: Не делай себе кумира, т.е. идола для поклонения вместо Бога, и никакого изображения в качестве кумира или бога, того, что на небе наверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. То, что речь идет именно о кумирах подтверждается словами не поклоняйся им и не служи им. Далее можно продолжить не записанную, но зримую мысль, с учетом Божьего повеления делать изображения: изображения же того, что на духовном небе вверху, и того, что сделано внизу, но по образцу небесному, и того, что в воде (например крещающегося во Иордане Господа) ниже земли, делать можно, если это служит во славу Божию и для поклонения Богу истинному. В данном случае нет запрещенного поклонения твари вместо Творца, но есть богоугодное поклонение Творцу посредством твари, как например сказано в Псалтири, Пс.18:"2 Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь". То же самое видим и во Второзаконии, гл.4. Там указывается на порядок падения в идолопоклонство: сперва идет развращение, и лишь за ним последует запрещенное делание изображения кумиров. При этом не запрещается делать изображения мужчин и женщин вообще, но лишь в качестве кумиров, т.е. субъектов божественного поклонения. Кланяться же людям, как людям можно:

Быт.23:
7 Авраам встал и поклонился народу земли той, сынам Хетовым;

Быт.33:
1 Взглянул Иаков и увидел, и вот, идет Исав, [брат его,]
...
3 А сам пошел пред ними и поклонился до земли семь раз, подходя к брату своему.
...
6 И подошли служанки и дети их и поклонились;
7 подошла и Лия и дети ее и поклонились; наконец подошли Иосиф и Рахиль и поклонились.

Разве поклонившиеся нарушили заповедь Божию о непоклонении твари? Никак нет! Они почли эту заповедь кланяясь человеку (причем грешному) не как Богу, а как образу (иконе) Божьему, ибо сказано Богом:

Быт.1:
26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему,
...
27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.

Вот почему кланяясь человеку мы кланяемся образу Божию. Кланяясь образу святого человека, мы кланяемся образу образа Божьего.

Среди запрещенных для поклонения (как Богу) тварей перечисляются и пресмыкающиеся, например гады (Второз. 4, 18).

И тут же в Числ. 21 Господь Бог повелевает Моисею сделать змея:

Числ. 21
8 И сказал Господь Моисею: сделай себе [медного] змея и выставь его на знамя, и [если ужалит змей какого-либо человека], ужаленный, взглянув на него, останется жив.

Здесь образ змея служит не украшением, а символом спасения от реальной смерти ужаленных змеями людей. Вознесение змея как знамени прообразует Крест Христов, взирая на который спасаются все ужаленные грехом и бесами люди.

Опять налицо явная антиномия, которая разрешается так: нельзя делать изображения каких-либо гадов ползающих по земле в качестве кумиров для поклонения им, но можно изображать их или изготавливать из металла и других материалов в качестве изображения их, как соответствующих тварей.

Если разрешено изображать змей и гадов (не для поклонения) то не тем более ли разрешено делать изображение Самого Неизобразимого Господа Бога, но лишь в тех образах, которые Он открыл нам и утвердил Писанием. В

Исх.20:
3 да не будет у тебя других богов пред лицем Моим,

Господь явно запрещает всех других богов (а далее и все изображения их), кроме Себя. Причем Господь не сказал "предо Мной", но "пред лицем Моим". Если же у Бога есть лицо, то его можно изобразить. Для этого нужно лишь увидеть это лицо, т.е. тот образ, которым Богу угодно было явить свое лицо человекам. В полноте это было явлено в Боговоплощении Сына Божия, Которого можно было видеть лицем к лицу, а значит и изобразить как Сына Человеческого. Но еще до этого Господь Бог являлся в различных образах (иконах) праведникам Ветхого Завета.

Рассмотрим ветхозаветные иконы Бога изображенные в Писании. Здесь уместно заметить, что и само Писание есть материальная писанная буквенными знаками икона слова Божьего. Итак, что же нам говорит словесная икона Бога о Его зримых иконах или иконах в виде образных видений или описаний.

В Писаниях Ветхого Завета находим следующие иконы Бога:

1) В виде Творца:

Быт.1:
1 В начале сотворил Бог небо и землю.

2) В виде Духа Божьего движущегося:

Быт.1:
2 ...Дух Божий носился над водою.

3) В виде (опускаю в видах Бога говорящего, называющего, совета Лиц Троицы, благословляющего, создателя человека, усыпляющего, упокоившегося, наказывающего за грех, изгоняющего людей из Рая и т.п.) Бога завета:

Быт.17:
1 Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен;
2 и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя.
3 И пал Аврам на лице свое (т.е. поклонился Божьему присутствию)".

Понятно, что раз сказано "Господь явился Авраму", то это явление было в каком-то видимом для Аврама образом. Писание не до носит до нас вид этого образа.

4) Явление в виде трех мужей (Бог и два Ангела его, что называют Ветхозаветной троицей):

Быт.18:
1 И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер [свой], во время зноя дневного.
2 Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер [свой] и поклонился до земли,

Данное явление Бога в образе трех мужей нельзя рассматривать, как явление сущности невидимого и неизобразимого Бога, но лишь как икону Его. Тогда Авраам есть истинный поклонник икон Бога и икон Ангелов, ибо два из трех мужей были Ангелы:

Быт.18:
22 И обратились мужи оттуда и пошли в Содом; Авраам же еще стоял пред лицем Господа.
...
33 И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом; Авраам же возвратился в свое место.

Быт.19:
1 И пришли те два Ангела в Содом вечером, когда Лот сидел у ворот Содома.

Если эту икону видел Авраам и описал Моисей, то почему ее нельзя увидеть нам посредством художественного воплощения искусным мастером?

5) Явление Бога на лестнице:

Быт.28:
12 И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней.
13 И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака; [не бойся]. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему;

6) Явление Бога в виде, борющегося с Иаковом Мужа-Некто:

Быт.32:
24 И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари;
...
28 И сказал [ему]: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом,
29 Спросил и Иаков, говоря: скажи [мне] имя Твое. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем? [оно чудно.] И благословил его там.
30 И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, говорил он, я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя.

Если Иаков видел Бога лицем к лицу в виде Некоего Мужа, то почему мы не можем изобразить этот образ и увидеть хотя бы Его изображение лицем к лицу?

7) Явление Бога Иакову в Лузе:

Быт.35:
9 И явился Бог Иакову [в Лузе] по возвращении его из Месопотамии, и благословил его,
...
13 И восшел от него Бог с места, на котором говорил ему.
14 И поставил Иаков памятник на месте, на котором говорил ему [Бог], памятник каменный, и возлил на него возлияние, и возлил на него елей;

Здесь Бог явился Иакову в некотором образе, который не описывается. Это понятно из того, что Бог стоял на конкретном месте и восшел с него. Если бы Он явился невидимо, то этого нельзя было бы сказать. Мы видим, что Иаков ставит каменный памятник в честь явившегося ему Бога и воздает ему культовые почести. Иаков создает из камня сооружение (статую) в честь Бога и воздает этому каменному образу культовые почести, которые относит к Самому явившемуся ему Богу – т.е. налицо явное поклонение каменному "идолу" или "истукану", но никто не называет Иакова идолопоклонником. Если можно это делать изделиям в честь Бога, то почему нельзя делать художественно оформленным изображениям Самого Бога в виде Его визуальных явлений?

8) Явление Бога Моисею в виде "горящего" тернового куста:

Исх.3:
2 И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает.
3 Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает.
4 Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я, [Господи]!
5 И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая.

Здесь мы видим икону Бога в виде "горящего" куста, которой воздается почесть снятием обуви с ног Моисея. Земля, где стоял этот образ Бога, названа Богом святой. Насколько же святее сам Образ освятивший землю! Кто же может запретить отобразить посредством художества образ этого Образа.

9) Моисей – образ или икона Бога:

Исх.4:
16 и будет говорить он (Аарон) вместо тебя к народу; итак он будет твоими устами, а ты (Моисей) будешь ему вместо Бога;

Исх.7:
1 Но Господь сказал Моисею: смотри, Я поставил тебя Богом фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком:

А как же насчет слов Господа Бога: да не будет у тебя богов других? Неужели Бог Сам Себе противоречит, говоря одно, а делая другое (противоположное)? Да не будет! Бог (и люди с Его благословения) может ставить образ Себя Самого когда, как и каким образом Он этого хочет. Нельзя делать образы других богов.

10) Исх.20:
23 не делайте предо Мною богов серебряных, или богов золотых, не делайте себе:
24 сделай Мне жертвенник из земли и приноси на нем всесожжения твои и мирные жертвы твои, овец твоих и волов твоих; на всяком месте, где Я положу память имени Моего, Я приду к тебе и благословлю тебя;
25 если же будешь делать Мне жертвенник из камней, то не сооружай его из тесаных, ибо, как скоро наложишь на них тесло твое, то осквернишь их;

Мы видим, что Бог запрещает делать изображения именно других богов, но для Себя повелевает делать жертвенник из земли или неотесанного камня. Слова на всяком месте, где Я положу память имени Моего, вполне можно отнести к иконам Бога, ибо и они являются памятью имени Его.

Ведь православные люди не молятся пред иконой Христа Бога, говоря "икона Христа, спаси или помилуй меня", но призывают имя изображенного Бога: "Господи, Иисусе Христе, Боже мой помилуй меня". Вот почему икона, несущая память имени Бога, не есть идол.

11) Исх.32:
15 И обратился и сошел Моисей с горы; в руке его были две скрижали откровения [каменные], на которых написано было с обеих сторон: и на той и на другой стороне написано было;
16 скрижали были дело Божие, и письмена, начертанные на скрижалях, были письмена Божии.

Сам Господь Бог изготавливает предметы – каменные скрижали откровения – для религиозного поклонения, придавая им высший авторитет и освящение написанием Своим перстом. Не зря ведь они впоследствии хранились в ковчеге откровения во Святое-святых. Если бы Моисей сразу просто записал бы своей рукой на папирусе или на скрижалях (что он потом и сделал с их дубликатом) заповеди продиктованные Богом (а так бы было, если бы нужна была только информация о воле Божией, а не вместе и предмет культового поклонения), то эти рукописи не имели бы такого значения. Выходит, что Господь Бог собственноручным изготовлением скрижалей и написанием на них с двух сторон буквами Своих заповедей для народа положил начало (установил) для почитания и поклонения самим книгам Писания, как иконам слова Божьего. То, что скрижали Божьи были вынужденно заменены на Моисеевы, не имело значения, ибо поклонения им уже было освящено Богом в лице первых. Эта замена показывает нам, что поклонения достойны не только собственноручные скрижали Бога, но и последующие их дубликаты, делаемые человеками. Достойное поклонение слову Божьему мы и видим в православных храмах по отношению к напрестольному Евангелию (ведь почитается не только содержание Евангелия, но и сама книга, украшенная священными изображениями, которую кадят фимиамом, целуют, которой благославляют народ, выносят для поклонения). Разве можно в таком случае назвать "Евангелие" идолом и запретить поклонение ему? Бог говорит – нет!

12) Исх.40:
9 И возьми елея помазания, и помажь скинию и все, что в ней (в том числе и два изображения херувимов), и освяти ее и все принадлежности ее, и будет свята;
10 помажь жертвенник всесожжения и все принадлежности его, и освяти жертвенник, и будет жертвенник святыня великая;
11 и помажь умывальник и подножие его и освяти его.

Здесь видно, что скиния (ныне храм) со всеми её принадлежностями и всем, что в ней, включая священные изображения херувимов (а в храме икон) является святой и все её материальные предметы для служения и почитания тоже святы. Великой святыней является жертвенник (в храме это престол). Если даже умывальник в храме является святым, то тем более святы священные изображения Бога, Ангелов и святых людей. Писание же учит нас различать святое от несвятого и воздавать должное почтение и поклонение святым предметам, но не как богам, а как посвященным истинному Богу.

13) Видение Исаией Бога на престоле среди Серафимов:

Ис.6:
1 В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм.
2 Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал.
3 И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!
4 И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями.

Это конкретное визуальное видение Господа в образе сидящего на престоле "человека" в ризах, с соприсутствующими Серафимами, имеющими шесть крыльев каждый. Почему же эту образ виденный Исайей нельзя запечатлеть на иконе? И разве поклонение этому образу есть поклонение идолу? Нет, но изображенному этим образом Самим Богом образу истинного Бога!

Исаия также пророчествовал о воплощении Бога, свидетельствуя, что Его можно будет видеть, как человек, а значит и изображать:

Ис.33:
17 Глаза твои увидят Царя в красоте Его

14) Видение Господа в славе пророком Иезекиилем:

Иез.2:
1 Такое было видение подобия славы Господней. Увидев это, я пал на лице свое, и слышал глас Глаголющего, и Он сказал мне: сын человеческий! стань на ноги твои, и Я буду говорить с тобою.

Ещё один образец визуального видения образа-иконы Бога.

15) Видение Даниилом образа Бога Отца в виде Ветхого днями и Бога Сына в виде сына Человеческого:

Дан.7:
9 Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его – как чистая волна; престол Его – как пламя огня, колеса Его – пылающий огонь.
10 Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги.
...
13 Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему.

Это тоже явное визуальное видение образа Бога с деталями, на основании которого вполне можно изображать Бога Отца в виде Ветхого Днями и Бога Сына в виде Сына человеческого, воздавая богоугодное поклонение Им, а не идолам.

Иконы Бога в Писаниях Нового Завета

1) Образ Бога в виде Вифлеемского Младенца Иисуса:

Мф.2:
11 и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.

Если святые мудрецы, увидев образ Младенца (а ведь в те времена никому и в голову не могло придти, что младенец = Бог) поклонились Ему, то кто может нам запретить покланяться нарисованному на доске (или как иначе) этому же Младенцу? Мы видим также, что Младенец Иисус неразрывно связан со своей Матерью Мариею. Вот почему поклоняясь ему, как Богу, мы вместе поклоняемся и Её (в Её иконах), но не как Богу, а как Матери Бога нашего, прося Её молитвенного ходатайства у Её Сына и Бога.

2) Икона новозаветной пресвятой Троицы виденная святым пророком и Предтечей Иоанном:

Мф.3:
16 И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.
17 И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

Мы видим, что святой Предтеча Иоанн ясно видел Сына Божьего Иисуса Христа в Его конкретной человеческой плоти. Значит Его можно рисовать по Его этому виду (как и любого другого человека) и покланяться нарисованному образу, относя это поклонение к Нему Самому.

Видел святой Иоанн визуально и образ невидимого по Своей природе Духа Святого в виде "Голубя". Так Богу Духу Святому угодно было явить Свой образ зримо. Для чего это было сделано (причем как бы явно в пику иконоборцам)? Для того, чтобы показать нам православный догмат о Пресвятой Троице, утвердив правое исповедание взаимосвязи Лиц Троицы: Дух святой исходит от Бога Отца и почивает на Боге Сыне. Это явление Духа святого в образе голубя позволяет нам изображать Его именно и только в этом образе, приписывая при этом словами "Дух Святой", чтобы кто-нибудь не спутал Его с обыкновенным голубем. В таком случае осознанное поклонение этому изображению с обращением к Богу Духу Святому будет вполне богоугодное.

Обратите внимание, что этот образ Духа Святого уже описан словесно в Евангелии и уже был виден (т.е. запечатлен глазами и сознанием) Святым Иоанном Крестителем, так что ничто не мешает его изобразить.

Образ Бога Отца не был явлен визуально, но лишь звуком, поэтому изобразить его нет возможности. Но можно воспользоваться образом из видения пророка Даниила и изобразить Бога Отца в виде Ветхого днями, что мы и видим на некоторых православных иконах. Некоторые православные христиане, ревнуя ложной ревностью (особенно из греков) несправедливо отвергают подобное изображение Бога Отца, мотивируя это неизобразимостью Бога Отца. В этом они становятся на позиции принципиальных иконоборцев. Но они забывают, что никакой иконописец никогда и не пытался изобразить существо Бога, но лишь разрешенные Богом образы Его. В противном случае надо вырезать из писания все образные описания Бога. Надо также запретить произношение и написание имен Божьих, и в частности имя "Бог Отец", ибо оно не отражает и не может отразить сущности Бога Отца (видите, нельзя обойтись без имени Бога даже при объяснении). Но говоря "Бог Отец", мы то, на самом деле, знаем о Ком идет речь и к Кому мы обращаемся. Точно так бывает и с иконами.

Итак, Писание, правильно увиденное и понимаемое, не на стороне иконоборцев. Их возражения против икон не имеют в Писании никакого подтверждения. Идолы и все изделия и изображения не истинного Бога мы отвергаем. В иконах Господа Бога мы кланяемся Ему Самому, а не материалу. В иконах Матери Божией Марии мы кланяемся Ей как Матери нашего Спасителя и Бога Иисуса Христа, а не как Богу. Если Бог заповедал нам чтить своих земных отцов и матерей, то как же высоко мы должны чтить Матерь Бога нашего. И если мы не плюем и не отвергаем портреты и фотографии нашей матери по плоти, и глядя на ее фото говорим: "Это моя мама", то не безумие ли отвергать изображение Матери Света, Жизни и Истины? Конечно и безумие, и нечестие.

Наконец, святых угодников Божиих, которых по слову апостола Павла недостоин весь мир, мы почитаем как Богоносных друзей Божьих, зная, от апостола, что много может молитва праведного, а от Господа, что у него все и после смерти живы. Это подтверждает Господь и в рассказе о нищем Лазаре и богаче, когда Авраам говорит с богачом находящимся в аду и в муках. Обращаемся мы к ним посредством икон и их святых мощей, что Богоугодно и полезно для нас. Множество чудес совершаемых за всю историю Церкви Христовой благодатью Божьей от икон и чудес самым явным образом доказывают их богоугодность. Все хулящие их хулят и Духа Святого, пребывающего в них и чудотворящего посредством их.

Вот почему Богу нашему слава, а еретикам иконоборцам анафема, анафема, анафема!



Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования YouTube канал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод
Код баннера
Сайт отца Олега (Моленко)

 
© 2000-2024 Церковь Иоанна Богослова