Крест
Покайтесь, ибо Господь грядет судить
Проповедь Всемирного Покаяния. Сайт отца Олега Моленко - omolenko.com
  tolkovanie.com  
  omolenko.com  
  propovedi.com  
holy.city - сайт о ВОЗВЕДЕНИИ БОЖЬЕГО ХРАМА В ДОМИНИКАНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ!
  Избранное Переписка Календарь Устав Аудио
  Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео
  Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
  Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги
  Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Архив
  Жития святых Книга отзывов Исповедь Статистика Карта сайта
  Молитвы Слово батюшки Новомученики Пожертвования Контакты
Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования Персональный видеоканал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод
МИР ВСЕМ МИЛОСТИВЫМ, ЩЕДРЫМ И МИЛОСЕРДНЫМ!
Дорогие читатели, прошу вас оказать милость и поучаствовать своим пожертвованием в Божьем деле - возведение первого православного Храма в Доминиканской Республике! Вы не обязаны этого делать, но можете! Для этого достаточно зайти по данной ссылке и перевести деньги на церковный счет в соответствии с указанными реквизитами банка. Там же можно прочитать подробнее об этом проекте.
И да благословит вас Господь обильным благословением за ваше щедрое сердце!


ВКонтакт Одноклассники Facebook Twitter Google+ Blogger Livejournal Яндекс Mail.Ru Liveinternet

Григор Нарекаци. Книга скорбных песнопений. Главы 58 - 64


Для прослушивания рекомендуем установить flash-плейер:

Get Adobe Flash player



Глава 58



Слово к Богу из глубин сердца



1

Благословен Ты, Господь Иисус, вместе с Отцом Твоим
Благоволением Духа Твоего Святого,
И все благословенные благословенны Тобой – Благословенным,
О единственно Благословенный Сын Благословенного.
И нет, кроме Тебя, иного царя,
Что властвовал бы над дыханием моим, о Христос.
«И через это загладится беззаконие Иакова, – говорит Исайя, –
И плодом сего будет снятие греха с него».

2

Днесь будь милостив ко мне, Благий Господь,
По обычаю прежнему Твоему
И благослови сосуд Твой разумный,
Как речено Давидом,
Дабы, словом Твоим достигши спасения,
Я обрел очищение Тобою, Благословенный.
Сверши чудо божественное надо мною,
О Милосердный Царь Небесный,
Подобно [чуду] над [прикованными] многие годы к постели больными,
Кои собрались в купальне Вифезды.
Одним из них был вдвойне нечестивый,
Тридцать восемь лет болевший отнятием членов;
Ты не отказал ему во врачевании,
Хоть и знал неисцелимость его вероломства,
Кое дважды умыслил он против Тебя,
Благодетельного, Великого и Милостивого, –
В день предательства и в ночь борения с Господом.
А ведь Ты предупредил его заранее:
«Не греши больше, чтоб не случилось, с Тобой чего хуже».
[Однако] не отказался он быть первым
Средь [судей] жестоких, что на крест Тебя осудили.
И подобного мужа, что не мог уже встать,
Смертью лишенного силы в коленях,
Злыдаря злочестивого Ты пожалел,
О Доброта неизреченная,
О Человеколюбие чудесное,
О Снисхождение, приводящее в трепет,
О Долготерпение дивное,
О Сладость непостижимая,
О Кротость, восхваления достойная!
Ты всегда побеждаем состраданием, но неподвергаем поношению,
Терпишь поражение от милосердия, но непорицаем,
Принуждаем человеколюбием, но не презираем,
Неволим добротой, но не хулим,
Побуждаем любовью, но не осуждаем;
Ты молишь о возвращении моем к Тебе и не тяготишься,
Ты поспешаешь вослед за мной, необузданным, и не отступаешься,
Ты зовешь меня, не желающего слышать, и не огорчаешься,
Торопишься ко мне, ослабевшему, и не задерживаешься;
Со мною, злым, Ты добр,
Со мною, повинным, Ты снисходителен,
Со мною, грешным, Ты – искупитель,
Со мною, помраченным, Ты – Свет,
Со мною, умершим, Ты – Жизнь.

3

Таковы все книги [Писания] богодухновенные и полезные,
Кои часто рождают неизреченные и дивные плоды небесные.
Скажи и мне, несчастному, о Вседарующий, Благословенный:
«Встань с места погибели, возьми постель грехов твою
И иди, [дабы] вступить в безмятежный покой жизни нетрудной»;
Рассеки всемогущим мечом повелевающего Слова Твоего
Погребальные одеяния, что стянули меня узами адскими,
И освободи от преследующих душу пелен удушающих,
Ниспослав животворным и Божественным Словом Твоим
Мне, смерти достойному, непреходящую радость свободы выспренней.
Не медли с исцелением и не оттягивай его со дня на день,
Дабы бремя тяжкого груза моих грехов
Не отяготило спину и плечи мои,
И, скрючив, не погубило, побуждая меня смотреть в ад,
И чрез насилие дерзкое и жестокое,
Лишив меня способности обращаться к оружию духовному,
Не принудило стать рабом смерти.
Но помоги мне, о Сострадатель Добрый,
В стенаниях и терзаниях мук смертельных,
Сняв с меня древо погибели,
Как некогда [древо распятия] с плеч стражника [1],
Чем воздвигнешь подобающий знак победы и доблести неустрашимой,
Крепкой верой упования твердого непреложно [меня] к Себе пригвоздив.
И Тебе с Отцом и Духом Святым Слава и власть вечные. Аминь!

 

 

 

Глава 59



Слово к Богу из глубин сердца



1

Верую и свидетельствую в полном сознании
И с внушенной Тобою силою души, созерцанием мысли,
Что Тебе, о Благодетель, желаннее
Мольбы согрешивших, нежели просьбы праведных.
Ибо один, обнародовав прегрешения свои, ждет милостей Твоих
И, зная меру природы нашей,
Подобен великому хулителю, восставшему против себя,
Самоистязателю, борющемуся с самим собою.
И жестоко осуждающему [себя], Всевидящему Обвинителю.
Другой же, высматривая плоды достоинств своих,
Рукой уверенной поражает душу,
Забывает возможности природы своей
И намерен узреть скорее дары, чем милосердие.
Так вот посему об одном создано бесчисленное множество речений,
Возвещающих трубным гласом о Милосердии Твоем;
О другом же немы они и [молчат] о [благодеяниях] Твоих –
Неисповедимых, грозных, всепопечительных.
Мне стыдно сказать, что повесть дел моих,
[Дел] земнородного, превыше Твоих.
Так явись, о Господи, и не укрепляй сильнее Своей десницу земнородного,
Не позволяй мерить силами людей Милости Твои.

2

Днесь у кого члены здоровы – те не нуждаются во врачевании,
И у кого зрячие очи – у тех в поводыре нужды не бывает,
И у кого множество добра – те не мыкаются по дворам богачей,
Пресыщенные всем – не ждут хлебных крох со стола,
И чистые образом жизни в помиловании не нуждаются.
Так вот пожалей и помилуй, Вознесшийся, Всевышний и Сильный,
Меня, наипечальнейшего и мятущегося.
Ибо, если б был я подобен Иову,
Назвал бы себя, как он, невинным, без порока,
Если б был я подобен Моисею, уверенно изрек бы, как он:
«Господь знает тех, кто Его»,
Если б был я подобен Давиду, сказал бы:
«Я совершал суд и правду».
И опять же [слова], возобладающие над естеством тела:
«Если бы я видел беззаконие в сердце моем,
То Господь не услышал бы меня»;
Если б был я подобен Илии, назвал бы себя «человек Божий»;
Если б был я подобен Иеремии, истинность Твою собой бы подтвердил;
Если б был я подобен Езекии, я бы изрядно, по праву гордился:
«Я ходил пред [лицом] Твоим верно...»;
Если б был я Павлу подобен, назвал бы себя
Обиталищем, рогом возвышения и вместилищем Слова Божьего.
Но я, нечестивец, будучи сведущ в законах,
Не только не могу явиться пред Тобой, как они, со словами благоговения
И уж вовсе [не могу] помянуть пред Тобой злодеяния свои как достоинства,
[Не могу] даже Имя Твое Могущественное,
Повсюду всеми тварями благословляемое,
Языком богохульным своим восхвалять.
А Ты, Умеющий все, Всемогущий во всем,
Дай мне душу спасения, десницу заступничества, руку попечения,
Указ доброты, свет милосердия, слово обновления,
Повод к искуплению, посох вспомоществования жизни.
Ибо Ты – надежда и упование, Господь Иисус Христос,
Благословенный вместе с Отцом и Духом Святым Твоим
Во веки веков. Аминь!

 

 

 

Глава 60



Слово к Богу из глубин сердца



1

И днесь, давно познав истину притчи,
Что «неприятна похвала в устах грешника»,
Как могу повторить те же восхваления
Я, многогрешный молящийся,
Что всегда получаю проклятия из псалтыря, о Счастье молящего?
Как могу я петь о горестях моих,
И писать о себе хулу,
И на груди обнаженной вместо лилий тернии собирать?
Как дерзну сказать я с Давидом: «Сокрушаешь зубы нечестивых»?
И еще: «Нечестивые не пребудут пред очами Твоими»?
Как [скажу]: «Суди меня, Господи, по правде моей
И по непорочности моей во мне»?
Как [скажу]: «Да прекратится злоба нечестивых»?
Как [скажу]: «Сокруши мышцу нечестивому и злому»
И то, что следует дале?
Как [скажу]: «Дождем прольет он на нечестивых
Горящие угли, и огонь, и серу»?
Как [скажу]: «Истребит Господь уста льстивые, язык велеречивый»?
Как [скажу]: «Ты испытал сердце мое... и ничего не нашел»?
Как [скажу] следующий за этим стих:
«Я охранял себя от путей притеснителей»?
Или следующий: «А я в правде буду взирать на Лице Твое»?
Или: «Я был непорочен пред Ним?
Как [скажу] следующее: «И воздал мне Господь по правде моей,
По чистоте рук моих пред очами Его»?
И как стану я сам ложь свою уличать,
Говоря вместе со святым:
«Буду омывать в невинности руки мои»?
Как, пребывая в суетности, буду «злословить престолы нечестивых»?
Как я, жалкий, представлю гордость блаженного,
[Говоря]: «Рассуди меня Господь, ибо я ходил в непорочности моей»?
Как я, чуждый добру, буду молить Тебя,
Коему ведомо сокровенное:
«Не погуби меня с нечестивыми»?
Как я, будучи сам проклят, прокляну других, говоря:
«Воздай им по делам их»?
И осмелюсь еще продолжать!

2

Ибо, коли я присовокуплю к первым [стихам] последующие,
Еще тяжелее станут недуги мои и умножатся горести.
Посему из обилия слез [этих стихов] лишь малую долю отмерив,
Я удовольствуюсь повторением непрестанным
Откровенно укоряющих воплей Псалтыря,
Что всегда меня, грешного, порицают.
К ним относятся и слова укоризны
Последней части псалма сорок девятого,
Кои вечно срамят меня, мерзкого;
Замыкая рот мой, дабы не мог я славословить,
Они обнажают жалкую мою душу
И, обвиняя гласом божественным, –
Словно меча в меня со стены смертоносный булыжник, –
Лишают меня упования на жизнь.
Ибо ежели горько принять от чужого проклятие,
То вдвое горше проклясть самого себя.
Однако коли хулу ближнего можно не принимать [во внимание]
То ожидать ее от Всевидящего –
Значит претерпеть муки кровавые,
Горести бедственные и терзания совести.
Но коли предашься им по своему смирению,
Бичуя и порицая себя проклятиями языка своего,
Будешь благословен признанными и всевластными
Губами уст Всевышнего,
Ибо свое обращение к Богу изъяснишь истинно,
Не покидая стезю жизни [праведной],
Мерой любви подсечешь ты под корень грехи,
Не дозволив козням злоречивых себя одолеть.
Овца стада христова нашла себе исцеление,
Обратившись к соли целебной, что лечит нутро изъязвленное,
Но [воистину] безрассудным надо обладать нравом,
Дабы, будучи разумным животным
И пасясь средь зеленых, цветущих лугов животворного слова,
По лености разума вкушать траву смертоносную.

3

Днесь, поелику обо мне сей пример укоряющий,
То указует он на несчастья мои и беды опасные,
Ибо сам на себя самого вызывал я всегда
Извержения жаркого пламени сожигающего,
Что низвергается с небес на естество черепа –
Сего светильника разума моего.
И какой плод полезный извлеку я из Псалтыря,
Коли, не «воспевая духом», как учит Павел,
Остаюсь бесплодным, [хоть] и часто пою [псалмы]!
Как к [реченному] пророком присовокуплю [Слово] Господа
Я, величайший средь грешников, ничтожнейший средь полезных,
Говоря вместе со святым:
«Удалитесь от меня все делающие беззаконие»,
Как я, не исполнив [ни единой] из многих заповедей милосердия и закона,
Скажу вместе с блаженным,
Который сам сперва исполнил то, что [потом] установил для нас:
«И раб Твой охраняется ими» и следующие затем слова?
Как я, лишенный совершенной мудрости жизни,
Стану благословлять Господа вместе с боящимися Его?
Как присоединю я к молитве [Давида] великого свою:
«Одного я просил у Господа:
Созерцать красоту Его и посещать [Святый] Храм Его»,
Как подступиться к тому, от чего отказаться должен,
Когда слышу, что «правым прилично славословить»?
Как устами своими себя прокляну, сказав вослед многих:
«Но Лице Господне против делающих зло,
Чтобы истребить с земли память о них»?
Или еще другой: «Ибо делающие зло истребятся»,
Или подобающее мне по сходству:
«Мышцы нечестивых сокрушатся»,
Как молить стану о своей погибели:
«А нечестивые погибнут»,
Как погружу свой многогрешный язык в слово благословенное:
«Буду я наблюдать за путями моими,
«Чтобы не согрешать мне языком моим»?
Как я, удушенный терниями грехов, буду хвалиться [вместе] с непорочным:
«А меня примешь в непорочности моей»?
Как я, грешный и вдвойне виновный,
Стану осуждать себе подобных, дабы избавиться от них:
«От человека лукавого и несправедливого избавь меня»?

4

Как, словно бы я не был идолопоклонником, стану величаться бесстыдно,
В суетном тщеславии говоря вместе с Давидом:
«Если бы мы забыли Имя Бога нашего
И простерли руки наши к Богу чужому»?
Ибо, кто поддастся мерзким грехам,
Тот пред собою воздвигнет и станет поклоняться
Похотливым, порочным, ввергающим в любодеяние изображениям
Астарты и Хамос и мужским изваяниям Милькома и Тарахата подлого,
С неприкрытым срамом женским и плотью ослиного.
Как же не постыжусь я в сей [молитве] сказать вместе с мучеником,
Который всегда к добру благосклонностью обладал:
«Но за тебя умерщвляют нас всякий день»
И следующие строки псалма сего?
Как же я, всегда безрассудный и гнусный, дерзну произнесть:
«Уста мои изрекут премудрость и размышления сердца моего – знание»?
Как я, притворщик и льститель, стану молить,
Дабы рассыпал Бог кости льстецов?
Как [упомяну] о дважды повторенной благодати великой:
«Я ходил перед лицом Божьим во свете живых»?
Как я, обладатель несметных грехов, возглашу вместе с праведником:
«Нет ни греха во мне, ни вины, но ходил без греха я праведным»?
Как предам я сам себя гибели, молвив сей стих:
«Не пощади ни одного из нечестивых безбожников»?
Могу ли [сказать]: «Как тает воск от огня,
Так нечестивые да погибнут от Лица Божия»?
Как я, избалованный растлевающей негой,
Произнесу слова, несогласные мне:
«Изнури постом мою душу»,
И стих другой, схожий с ним:
«Я во время болезни их одевался во вретище...
Я ходил скорбный, с поникшей головой»?
Как стерплю вечное упоминание кары для мне подобных:
«Однако гуща гнева Божьего не иссякнет,
И упьются ею все нечестивые земли»,
А также: «Все роги нечестивых сломаю»?
Как, судя о предательстве Иакова, стану насмехаться над ним,
Я, что вместо тени истину получил
И все же, повторяя за израильтянами их ошибки,
Скорее забыл Благодеяния Христа,
Ниспосланные Божественным Промыслом чрез Спасительный Крест,
Нежели они предводительство Моисея,
[Свершившееся] чудом жезла,
Что был лишь прообразом воплощения Божьего?
Могу ль показать, сколь пагубны восставшие на меня бесы,
Словно бы они были иноплеменным народом варварским,
Говоря: «Трупы рабов Твоих отдали на снедание птицам небесным», то есть бесам воздушным?
Как могу я святыми назвать: семя слова, упавшего на дороге,
И волю мою, соединившуюся со злом,
И следующее той же стезею воинственного зла
Тайное ратоборство необузданных мыслей моих,
Кое я возбудил с помощью козней искусителя?
И посему не могу я молить [словами]:
«Не безмолвствуй и не оставайся в покое, Боже »,
А также «замыслили против святых Твоих и сказали»
И следующими дале мольбами сего псалма,
Ибо уместнее применить [сей псалом]
К насилию бесов буйствующих, а с ними и их подручных,
Кои сражаются вечно, дабы смущать настоящее.

5

Сохрани и укрепи нас против них –
О Господь Христос, вышний Сын Бога Великого, –
Окружив нас воинством небесным Твоим
И защитив Святым Крестом Твоим
От всех налетающих на нас ветров искусителя.
Ибо хоть и присущи мне прегрешения многообразные,
Но только не богохульство!
Ведь от гибели нечестивцев, подобных мне,
Ты не обрел облегчения,
Но скорей восскорбел с печалью и состраданием глубоким
О развращенных людях, коих истребил Ты потопом,
Сочтя смертный жребий их для Себя огорчительным;
И сказал Ты в сердце Своем слова,
Удивившие тех, кто их слышал:
«Не буду больше проклинать землю за человека».
И утешаешься Ты премного и радуешься,
Когда [люди], нечистые и повинные смерти, [возвращаются] к жизни,
Показав, Милосердный, в притче о тыкве,
Что умеешь щадить [заслуживших] погибели.
И на пророка разгневался Ты, встревоженный очень
За промедление с дождем, что спасти должен был отступников;
В дни последние [вочеловечения Своего]
Ты явил примеры, упоминания и празднования достойные,
Повелев апостолам [Именем] Твоим
Благовествовать всем народам дальним и варварским.
Так брызни и на меня, о Животворец,
Росой Милосердия Отцовской Твоей любви,
Дабы обрел спасение и я, очистившись в [день] щедродательного Твоего посещения.
И Тебе с Отцом и Духом Твоим Святым вечная Слава.
Аминь!

 

 

 

Глава 61



Слово к Богу из глубин сердца



1

Как употребить мне все те речения псалма,
Кои, как укоризна и как проклятие,
Вечно [противостоят] мне?
Как же воспевать их, не переставая, на арфе своей?
Ибо, воистину, как уподобить могу я
Сияние Сего Блаженного – себе, осужденному,
Говоря вместе с Ним:
«Сердце развращенное не придет ко мне»?
Как пересказать мне
Следующие после этого грозные стихи,
Кои так верно отражают жизнь законоведца,
Воина, царя и светского повелителя,
[Занятия], кои были крайне угодны и [жителям] небесным,
Как, пересказав, не отчаяться в жизни
Мне, проповедующему Евангелие, и ученику новых [законов],
Не причастному вовсе к благим порядкам?
Как, в согласии с праведником справедливым,
Вооружиться мне, как речено в притче,
Против грешников, чтобы быть готовым
С раннего утра смерти их предать,
Коли члены тела своего я и розгами не проучил?
Как присоединиться мне к доблести [Давида] великого,
Дабы истребить нечестивцев града Господня,
Коль не уничтожил сам я изъяна, проросшего в душе у меня?
Как же я солгу тому, кто знает и сокровенное,
[Говоря], мол, «И пепел я, словно хлеб, поел»,
Коль не прибавил я [даже] мутной капли волнений моих.
К чистым родникам слез [псалмо] певца,
Как скажу я с ним, что питье свое я со слезами смешал,
Слезами своими омочил я постель свою?
Какие [грехи] мне себе приписать, мне, умершему в грехах,
Когда боголюбец [Давид] от всего сердца
Прегрешения предков своими почел?
Мол: «Согрешили мы вместе с отцами нашими,
Стали грешниками и преступниками...»
И так доходит до конца псалма;
Что воистину [сказано]
Скорей обо мне, нежели об Израиле.
Как дерзну причислить себя ко благим,
Коли не прибег я к тем средствам и снадобьям целебным,
Кои почитаемы родом человеческим:
Отвращение к пище, дабы до смерти голодать,
Частое умерщвление плоти, дабы изнурить душу,
Согласно избранным верой язычников и иудеев
[Канонам] своеобычным.
Как же правда моя пребудет вовеки,
Коль я вовсе ничего еще не совершил?

2

И дабы не наскучить замедленной речью,
Я постараюсь здесь ее сократить.
Что могу сказать я взамен слов,
Напетых боговдохновенным голосом псалмопевца Давида,
Который сказал, мол: «Всем сердцем своим ищу я Тебя»?
Как же вместе с ним нечто большее могу я сказать,
Мол: «От всякого злого пути удерживаю я ноги свои»?
Как со сказанным вместе и сие вознести,
Мол: «В сердце своем сокрыл я Слово Твое,
Чтобы не грешить перед Тобою»?
Как вместе с сонмом святых
Суетность мою выдать за свершения,
Мол: «Из заветов Твоих я уразумел
И возненавидел все дурные пути»?
Как смиренного праведность с ложью моей,
С постоянным клятвопреступлением моим совместить?
Обещая с преданным вместе: «Я клялся хранить
Праведные суды Твои и исполню»?
Зачем повторять мне, как ангелу смерти,
Заветные слова кары роковой,
Мол: «Далеко от нечестивых спасение»?
Как мне, кто воистину зол,
Причислить себя к праведникам тем,
Коим те блага воздаются от Господа,
Извращая слова этого стиха,
Мол: «Господь благотворит к тем, кто праведен сердцем»?
Как приписать мне себе, прегрешившему,
Краткое воздаяние беспристрастное.
Мол: «Совращающегося насильно берут с собой
Те, кто творит беззаконие»?
Как приложить мне богоносного славу
К себе, опозоренному, повторяя [слова] его,
Мол: «Господи, не возносилось сердце мое
И не возрадовались очи мои» –
И все, о чем затем рассказывается там?
Ужели слово, что неизреченней плоти,
Почитать поощрением мне, отчаявшемуся?
Мне, кладу геенны, говорить вместе с тем,
Кто был освящен Божественным Духом,
Мол: «С начала же Ты видел, что нет коварства на устах моих»,
С первых слов предвоспевая псалму
И до полного завершения речи моей?
Как же, согласный с сообществом людей дурных,
Я, муж смерти и сын погибели,
Скажу [устами] благодатного: «Мне ли не возненавидеть
Ненавидящих Тебя, Господи?» –
И следующее за этим в том же порядке?
Как по великому доверию [Давидову],
К радости (сего] мужа великого,
О душа моя, вселенной печаль,
Тебя, неискушенную, мне возвеличить?
Представить ли Тебя вместе с [душою Давида] увенчанного,
Мол: «Испытай меня, Боже, и посмотри,
Есть ли нечестие в руках моих» –
И остальное, следующее за этим,
Как я сам, будучи [грешником],
Стану молиться о жизни других,
Присоединив голос свой к тем, кто уповает на Бога:
«Соблюди меня, Господи, от рук нечестивого и от человека дурного...»?
Как осмелиться мне вместе с [Давидом) прославленным
Богу молиться, мол: «Ты – надежда моя и участь моя на земле живых»?
Как я, словно сподвижник ристателя, поднося венец победы царю,
Стану возносить несравненную мольбу-молитву,
Мол: «Будут мне служить праведники Твои, когда Ты воздашь мне»?

3

Достоин хвалы смысл духовный [псалма]
И повторяет деяния Господни –
Когда поучал тот искусителя, –
Где, пренебрегши всеми, он выбирает
Одну [лишь] первопричину бытия,
Сказавши, мол: «Блажен народ,
У которого Господь есть Бог».
Велика и возвышенна Благодать сия,
Прозорлива смелость, блаженства исполненная,
[Когда говорит он], мол:
«Святые Твои да прославят Тебя».
Вожделенно также свойство
Стремления к духовной сопричастности:
Уповать на Бога и в том твердо стоять,
Ликуя словами псалма,
Мол: «Господь исполняет волю боящихся Его».
И завершает речи свои
Горестными и радостными [словами],
Сообщая, мол: «Хранит Господь всех любящих Его,
А всех нечестивых истребит Господь»,
И в завершающей главе псалтыря – книге напевов,
Как бы показывает пример последнего воздаяния праведникам и грешникам.
Созвучны друг другу и напевы последующие:
Ибо если «смиренных принимает Господь
И унижает нечестивых до [самой] земли»,
То сколько же бедствий впереди [ждет] меня?
А коли Господь благоволит к народу святому
И прославляет смиренных спасением,
То где обрету я твердость,
Я, лишенный благоволения?
А если Бога славословят, как Бога, святые Его,
То к кому же я, чуждый святости, буду причислен?
А если близ прежде воспетых [псалмов]
Помещу я памятник укоризны себе,
Мол: «Любите Господа, святые Его,
Ибо Господь ищет преданность
И вдвойне воздает высокомерным»,
В каком же сонме окажусь я сам,
Плененный тайнами изобретателя зла?
Ибо, подобно тому как тревожно колышется хвоя кедровых дерев,
Взволнованная буйными порывами ветра и падающая вниз,
Так постарался [дьявол] сломать
И ввысь устремленную плодоносную ветвь жизни моей,
Сотворенную рукою Твоей, о Пахарь Несотворенный.
Так утверди Ты меня, вновь укоренив на ниве бытия,
В плодоносности новой и непорочной промыслом воли Твоей,
Всещедрый, Благословляемый присно, Царь-Христос. Аминь!

 

 

 

Глава 62



Слово к Богу из глубин сердца



1

Днесь почему же к выше написанному псалму пророческому
Не присовокупить еще [речения] других пророков?
Ибо как мне наслаждаться яствами,
Коль вкушаю я их, [одержимый] хворью бесчувствия?
Либо какая мне польза от псалма,
Коль его не понимаю я?
Ведь тем самым я
Проклинаю себя – и не ведаю,
Умывают меня – не очищаюсь я,
Солнце восходит – не освещаюсь я,
Вкушаю я мед – слаще не становлюсь,
Полон елея – не исцеляюсь я,
Вечно я спешу [воспевать псалмы] но суетным кажусь,
Не переставая все хулят меня –
Я же никогда не исправляюсь,
Вновь смиренно прошу, но не вразумляюсь.

2

Воистину грехи мои и нечестье при мне,
Изнурен я ими, как речет пророк,
Говоря от лица согрешивших
В притче Господней о ветхих мехах и вине молодом,
Ибо если погибнут нечестивцы и грешники вместе,
Как Исайя сказал,
То та же судьба уготована и сохранена и мне, жестокому;
Ибо читаю псалом я, мол:
«Воздается тем, кто пуще страдает гордыней»,
И присовокупляю к нему речение о том,
Что, мол, день Господний
Падет на все гордое и высокомерное,
Я говорю, что грешники стали чужими матерям своим,
И иные слова в том же роде...
Прибавляю к сему, что погибнут на земле беззаконные,
И богохульник исчезнет с земли,
И неправедные будут отринуты.
Читайте же плач по мне,
Мол, как горит тростник от искр огня.
Так сгорят грешники в разгоревшемся пламени;
Плачьте же вместе с псалмом,
Мол, метнешь в них искры огня....
Печально поведайте о божественной каре,
Возвещенной пророком:
Коль не желаете слушать меня –
То меч вас пожрет.
Стенайте же вместе с псалмом,
Мол, смерть будет пасти их.
Горькие слезы и тяжкие вздохи
С рыданием моим вы сопрягите,
Когда всевышний скажет и мне,
Как Израилю, словами псалма,
Мол: «Народ мой не слушал гласа моего»,
«Увы», скажите мне, несчастному,
Ведь то же говорит и другой пророк:
«Горе тем, кто удалился от него».
Вострубите в трубы, [огласите] вы новый свой клич,
Растревожив сердце свое,
Когда, пристыдив Богом, видящий упрекнет меня
Вместе с разнузданным родом Иакова:
«Смотрите, презиратели, удивляйтесь и развращайтесь!»

3

Но Ты отведи, убери
Вознесенный [надо мной] угрожающий
Меч гнева Твоего, о страшный,
От меня, отвратившегося от лица Твоего, о Великий!
И покровительством десницы Твоей
С попечением одари миропомазанием жизни меня,
Меня, молящего Тебя,
И слава Тебе в высях небесных
От смертных, склонившихся долу,
От всех пределов всех племен
Во веки веков. Аминь!

 

 

 

Глава 63



Слово к Богу из глубин сердца



1

Благодагный и Многожалостливый, Человеколюбивый и Терпеливый.
Единый Царь, вместе с Отцом Твоим Почитаемый и Благословляемый!
Господь всех [сущих], Сын Бога Живого!
Кто не был никогда повинен в гибели моей;
Кто вовек не был искушен в грехах;
Кто не желал смерти грешникам;
Кто волею своей даровал спасение;
Кто обращал вьюгу грехов в [веяние] ветра очищения.
Кто пламя гнева заменял дождем:
Кто женщину, [не внявшую] добрым [советам],
Задержав, [поставил] как столп один,
С сутью двоякой и веществом двойным,
И не пошла она с истинно безгрешными.
Но и не стала всецело грешницей:
Кто зыбкость воды морской
Обратил в кучи каменных глыб;
Кто в пустыне из тверди скалы,
Заставил забить родник звонкий;
Кто, остановивши чудом быструю стремнину вод Иордана,
Послал последних язычников на духовное омовение крещения;
Кто быстро развеял легковесной соломой.
Словно насилие дьявола, крепкие стены Иерихона;
Кто вредоносную воду ею
Подсластил, приправив таинственной солью,
Как благой пример обращения ханаанеян;
Кто горечь Мерры, как неверие мыслей,
Древом жизни, Тобой приспособленным, сделал полезною:
Кто, проявляя безграничность воли Своей.
Взяв воду из [реки|,
По своим свойствам бесцветную,
Придал ей новый красноватый оттенок.
Сгустив ее кровью на берегу;
Кто жезл неживой уподобил по обличью неядовитой змее,
Дабы [сущность] Свою через нашу изобразить
И народам чуждым [дать возможность] выбора [истины]:
Кто [исцелением] блаженной десницы Моисея
Дал [нам] узреть
Грядущее чудо Твоего, о Всевышний, вочеловечения
И дважды неизменным воздаянием своим провозвестил
Очищение Тобой склонной к порокам плоти моей.
Столькими [примерами] преображения Ты предсказал,
Всеискуснейшим промыслом Твоим, благословенный, всеблагий,
И ознаменовал нежданное, любовью сотворенное
Обретение грешников смертных.

2

Ты, что растишь зеленую поросль из мертвой земли бездыханной,
Ты, что заставляешь двигаться неподвижное,
Ты, что из скверной утробы призываешь образы, Тебе подобные,
Ты, что юным даешь зубы жующие
И чистым ланитам – волосы даришь,
Ты, что черную крону волос
Преображаешь чудом в снег [белый],
Показывая, что и в пределах дальних Ты – Победитель Всемогущий,
Ты, что преображаешь «язык велеречивый»
В суждения верные, как Иов сказал,
Ты, что сотрясаешь основы земли и столпов ее до основания,
Существованием созижденного давая нам знать,
Что лишь Тебе не дано погибнуть.
Ты, что обращаешь стихии, как преходящие, и снова
По-старому их объединяешь, как вечные,
Показывая тем, что столь же Ты властен,
Что легко Тебе не прощать иль прощать обилие грехов,
Ты, что бесчувственную природу зарниц, словно уздой, направляешь,
Показывая тем, что злые наклонности [нашей) природы,
Если захочешь, можешь усмирить.
Ты безмолвный лик луны то уменьшаешь, то делаешь полным,
Чем возвещаешь и благовествуешь видящим это,
Что лишенному благ греховному телу, его совершенствуя,
Ты возвращаешь первозданную святость.
Ты образы звезд бессловесных, как ничтожное стадо овец,
То разбиваешь [на группы], то собираешь [вновь],
Иносказательно обозначая этим попечение благое – надежду на жизнь.
Мол, Ты властен сподобить милостей и тех, кто не может [об этом] молить.
Ты открываешь по морю путь прямой между жизнью и смертью,
Предъявляя подлинное доказательство [того], что и в надежном месте
Мы будем непреткновенно защищены Тобою.
Как кипение воды в котле на очаге,
Ты предотвращаешь словом воли Своей
Яростную бурю наших грехов.
Ты взираешь на землю и ее сотрясаешь,
Дабы с помощью бессловесных [созданий] образумить разумных.
Ты, как легкий челн иль суденышко малое на бурных валах,
Сотрясаешь твердь земли безграничную,
Тем возвещая всем тварям [Своим]
Несомненное Свое бытие
И то, что все сущее было сотворено могучим Словом Твоим;
Ты засеваешь землю отдышавшею плотью
И, продержав ее там без потерь,
Вновь оживляешь:
То, что отдано в тлении, получаешь нетленным.
Ты мешаешь со смертною плотью моей частицы жизни Своей;
Ты волей [одной] в краткий миг мановением ока
Сотворил, украсив, все твари безвидные;
Ты так всесилен и всемогущ, что чередованием дней
Изменяешь времена года, придавая им сообразно благолепный вид.
Ты, как [тварей] живых, называешь бессловесных именами их,
Ты внушаешь им лишь – и шагают они;
Только Ты один Своим неизреченным мастерством высокомудрым
Соплетаешь мрак с утренней зарей;
После начального сотворения бытия первозданного
Ты, вочеловечившись, начал творить
Такие великие, славные, дивные дела,
К изумлению [Иова], предвосхитившего их в книге блаженства,
Что, совершенные при иных условиях благословенных,
Они превосходят своей несотворенностью
Все, что [до того] сотворено было в мире,
И несть им числа.

3

Ты погрешности наши Себе приписал,
Ты праведность Свою даровал нам,
Ты взял на Себя искупление за мир наш,
Ты никогда не отказывал в милости.
Обрати меня, кощунствующего,
К благому страху [Божьему],
Оцепеневшего меня – к бдению сердца доброго,
Нечистого меня – к Святости Образа Света,
Запятнанного меня к целомудрию и смирению Лика Святого,
Сломленного меня к доброму здравию, что не подорвется от бед,
Заплаканного меня – к ликующей бодрости неиссякаемой,
Отчаявшегося меня – к нерасторжимой любви соединяющей,
Устыдившегося меня – к твердой уверенности неколебимой,
Помраченного меня – к свету блаженства неизреченному,
Плененного смертью – к жизни, что не сгинет от тлена,
Дабы прославить Имя Твое, Иисус, исповедуемое всеми,
Вместе с Отцом и Духом Святым в высях небесных
И внизу, на земле, и обитателями их во веки веков.
Аминь!

 

 

 

Глава 64



Слово к Богу из глубин сердца



1

Во всех делах Твоих, во всем справедлив Ты, о Боже:
Беспристрастно судишь, взвешиваешь честно, правильно меришь,
С благословением следишь [за нами], с добротою шествуешь,
Любишь правду, ясности желаешь, свет [мудрости] приветствуешь,
Разбираешься, [потом] порицаешь, с долготерпением расследуешь.
Нет в Тебе коварства, нет и гордыни,
А [лишь] смирение полное, безмятежность и милосердие.

2

Оправдал Ты высшую неизменную мудрость промысла Отца Твоего.
Дважды подтвержденную с непреложным восхвалением усыновленными через благодать,
Как речено в словах тех священных,
Мол, я и над горем не рыдал и не плясал под, [игру] на свирели,
Кои мы, как благовествование жизни, от Тебя получили.
Ты сказал мне, нечестивому:
«Не греши», но я закоснел в грехах,
Мне, виновному, [сказал]:
«Не поднимай высоко рога своего»,
Но я поступил вопреки Тебе;
Не почувствовал вовсе я, совратившийся,
Что в руках Твоих смирить иль вознесть
Поднятые гордыми роги царствия [небесного], –
Как то говорят Аввакум, Давид и Захария;
Благословения мне пожелал Ты, Милосердный,
Но я, проклятый, отвратился в великом отчуждении
И принял жребий заслуженный;
Возлюбил я ярость, но не доброту,
Соприкоснулся, как написано, с тьмой, а не со светом,
На живой голос Твой, о Милосердный, я ответил грубостью;
«Червя бессмертного» и «огнь негасимый» из книги Исайи,
Укоризну бесконечную, «убежище неприступное» и картину сию грозную
Я не осознал, как псалмопевец сказал, не уразумел,
Пошел я путем мрака, слепой разумом.
Показал Ты через пророка, Мол:
«Благословение получит [лишь тот],
Кто закон учреждает», – я же постарался его исказить.
Ты поставив Давида с его псалмами,
Словно Твоим перстом начертанную запись памятную,
Господь Иисус Христос, о чем он и сам говорит:
«Хранил я закон Твой всегда, во веки и веки», кои, повторяя вновь,
Присовокупляет он, утверждая: «во веки и веки»,
И подобные им величественные [слова] – в одобрение мне;
Но не раскаялся я, а поторопился на праздник Ваала,
Но не [в храм] Бога; пошел я сомнений двойственным путем,
Снова захромал, не спеша к добру, как глумливо Илия сказал.
Предо мной воскресший из мертвых Моисей со своими законами,
И изречения пророков, в душе начертанные,
И книги апостолов, навязанные на персты мыслей,
И Господь всего [сущего] с заветами благовещения
И бесчисленными усопшими, воскресшими из мертвых.
Но я, более неверующий, чем пять братьев той богатой семьи
Кои, как сообразный пример, уподобляются жестоким
И пресытившимся органам чувств,
Остался недвижим, как наковальня в кузнице,
[Не склонился к добру], упорствуя с каменным сердцем,
Подобно Велиару, и не раскаялся.

3

Но снова вдохни могуществом тайны Славного Креста Твоего,
[О] добрый, Страшный, Человеколюбивый, Попечительный, Живой и Святый,
Светозарный, Беспредельный Царь, милосердие в этот образ мой отринутый,
В меня, в грехах закосневшего, неплодоносную ниву, в бесчувственные почки мои,
В бесплодное, отринутое сердце мое.
Дабы, получив подспорье и помощь от многожалостливой воли Твоей, о Вседержитель,
Взыграла, расширилась моя душа, даровав очам опечаленным
Потоки слез, кои оросят меня во спасение и в очищение,
Тебе в благоволение, Всеблагий Господь всего [сущего],
Прославляемый вовеки. Аминь!

 

 

 





Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования Персональный видеоканал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод

Flag Counter
Код баннера
Сайт отца Олега (Моленко)

 
© 2000-2017 Церковь Иоанна Богослова