Крест
Радуйтесь, ибо Господь грядет судить
Вселенская Проповедь Вечного Евангелия. Сайт отца Олега Моленко - omolenko.com
  tolkovanie.com  
Rus
  omolenko.com  
Eng
  propovedi.com  
  Кредо Переписка Календарь Устав Аудио
  Имя Божие 3000 вопросов Богослужения Школа Видео
  Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
  Публицистика Дискуссии Эра Духа Святого История Фотокниги
  Апостасия РПЦ МП Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Стримы
  Жития святых Книги о.Олега Исповедь Библия Избранное
  Молитвы Слово батюшки Новомученики Пожертвования Контакты
Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования YouTube канал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод
YouTube канал отца Олега   Facebook страничка   YouTube канал проповедей отца Олега  


ВКонтакт Facebook Twitter Blogger Livejournal Mail.Ru Liveinternet

Вопросы по второй заповеди закона Божия:

"Не сотвори себе кумира, и всякого подобия, елика на небеси горе, и елика на земле низу, и елика в водах, под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им"




1. Не заражен ли, сын мой, страстью любостяжания или сребролюбия?
2. Не предаешься ли, возлюбленный мой, чревоугодию, сластолюбию, особенно пьянству?
3. Не страдаешь ли гордостью или честолюбием? Не превозносишься ли своими дарованиями, заслугами или добродетелями?
4. Не согрешил ли ты лицемерием, т. е. не казался ли ты для приобретения славы от людей благочестивым, не имея истинного благочестия в душе?
5. Не считал ли идолопоклонством поклонение св. иконам? Носишь ли на себе крест Христов – орудие нашего спасения?




1. Не заражен ли, сын мой, страстью любостяжания или сребролюбия?



Помни, что любостяжание есть как бы идолослужение, по выражению св. ап. Павла (Кол. 3, 5). Он же называет сребролюбие корнем всякого беззакония (1 Тим. 6, 5). Знай, что "любящий земное более небесного лишится и небесного и земного", (говорит один подвижник, авва Евгений, см. Скит. пат.). Сребролюбцы по истине несчастнейшие люди и в этой и в будущей жизни: здесь они в безпрестанных заботах, трудах и безпокойстве, а там должны терпеть вечное мучение.

Эта страсть врачуется тем, чтобы

1) "всем сердцем и всею душею иметь упование на Бога" . (Препод. Нил в Доброт. т. II, стр. 425).

2) Аще хощеши победити сребролюбие; возлюби нестяжание и скудость, говорит преп. Нил. (Из поучений о осьми помыслах св. Нила).



2. Не предаешься ли, возлюбленный мой, чревоугодию, сластолюбию, особенно пьянству?



Слово Божие научает проводить воздержную жизнь: внемлите же себе, говорит Господь, да не когда отягчают сердца ваши объедением и пьянством и печалями житейскими, и найдет на вы внезапу день той (Лук. 22, 84). "Пресыщением отягченное чрево, как гиря, висит под крыламии духа и тянет к земле, так что, при всех усилиях, он более бьется о землю, нежели возлетает к небу", говорит мудрый святитель Филарет, м. моск. "Как днем будем вести себя благочинно, не предаваясь пьянству" (Рим. 13, 13), учит св. апостол Павел. Он же наставляет: "не обманывайтесь: ни пьяницы, ни злоречивые царства Божия не наследуют" (1 Кор. 6,10).

Горе человеку от пьянства! тысячи бедствий он испытывает и в здешней жизни, расстраивая свое здоровье, сокращая свою жизнь и делаясь таким образом самоубийцею, впадает в бедность и пороки, причиняя глубокую скорбь родным и знакомым и передавая свои порочные наклонности несчастным от него рождаемым детям (о, не забывай, сын мой, этого никогда!) и в будущей жизни лишается вечного блаженства.

Бегай, друг мой и брат мой, пьянства, как страшного яда, берегись его больше огня, страшись его, как западни диавола, чрез которую он уловляет к погибели христианские души и увлекает их на дно адово на вечные, конца не имущие, страдания вместе с собой.

Молитва к Господу о помощи (особенно молитва Иисусова) и чтение слова Божия да будут врачеванием от этой гибельной страсти. Эти средства многих спасли от пагубной привычки: опытом дознано.



3. Не страдаешь ли гордостью или честолюбием? Не превозносишься ли своими дарованиями, заслугами или добродетелями?



Знай, что Бог ненавидит гордость. "Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем: можно поручиться, что он не останется ненаказанным" (Притч. 16, 8). "Бог гордым противится, а смиренным дает Свою благодать" , сказано в слове Божием (Иак. IV, 6). Помни, что блажены нищие духом, т. е. смиренные, вовсе чуждые гордости.

Св. Антоний Великий, этот чудный учитель духовной жизни, пишет: "все грехи мерзки пред Богом, но мерзостнее всех гордость".

"Что горе возносишься человек, и подымаешься выше облаков, будучи пыль и прах?" учит один подвижник (Добротолюбие, т.II, стр. 285). Чрез гордость пал диавол, чрез гордость лишились райского блаженства наши прародители, пожелавшие быть яко бози и знать добро и зло; чрез гордость христианин делается недостойным принять благодать Св. Духа, без которой он неспособен ни на какое доброе дело.

"Не почитай же себя лучшим других, чтобы не явиться мерзким Богу, ведающему все, что есть в человеке. Не гордись добрыми делами, ибо не таков суд Божий, каков суд человеческий, и Богу многое неприятно, что нравится людям. Если есть в тебе что доброго, думай, что у другого больше, да сохранится смирение. Не будет тебе вреда, если ниже людей себя поставишь, но вред большой, когда, хотя над одним возвысишь себя. Смиренный пребывает в мире, а в сердце у гордого ревность и негодование" . (Фомы кемпийскаго, "О подражании Христу" , перев. К. П. Победоносцева, изд. 1880 г.).

Вот врачевство, преподанное опытными в духовной жизни подвижниками, против этой греховной болезни:

1) "Аще хощеши победити гордыню, что либо аще твориши, не глаголи, яко от твоего труда, или от твоего мужества бывает. Но аще постишься, аще бдиши, аще молишися, аще низу лежиши, аще поеши, аще служиши, аще поклоны многи твориши, глаголи: яко не от моего тщания, но от Божией помощи и заступления бывают" . (Из поучен. о осьми помысл. св. Нила).

2) "Истреби в себе две мысли: не признавай себя достойным чего либо великого, и не думай, чтобы другой человек был многим ниже тебя по достоинству" . (Св. Васил. Велик.).

3) "Когда придет тебе в голову безрассудная мысль – сосчитать какия-либо добрые дела свои, тотчас же поправься в этой ошибке и скорей считай свои грехи, свои непрерывные, безчисленные оскорбления Всеблагого и Праведного Владыки и найдешь, что их у тебя как песку морского, а добродетелей, сравнительно с ними, все равно, что нет" . ("Моя жизнь во Христе", прот. И. Сергиева (кроншт.), т. I).



4. Не согрешил ли ты лицемерием, т. е. не казался ли ты для приобретения славы от людей благочестивым, не имея истинного благочестия в душе?



Господь давно обличил наружное благочестие людей, устами, но не сердцем, чтивших Бога. Он сказал про таких, что всуе чтут Его (Мф. 15, 8-9). Он не только не услышит их, но воспылает на них праведным гневом. В новом завете Господь наш Иисус Христос грозно обличал книжников и фарисеев и предсказывал им великое горе, т. е. тяжкое наказание за их лицемерие.

"Нет пользы и от благотворительности, о которой трубят трубою; нет выгоды и от поста, о котором всем разглашают: что делается напоказ, то не приносит плода, но ограничивается людскою похвалою". (Св. Вас. Велик. в слове о посте).

Искупитель наш Господь наш Иисус Христос, даровавший нам действительнейшие врачевания против всех недугов наших, телесных и душевных, заповедует нам врачевать страсть лицемерства в корне ее, в ее начале, в тщеславии. Тщеславие алчет и жаждет славы человеческой: Господь повелел умерщвлять его свойственным ему гладом. Он повелел отъять у тщеславия его пищу и питие – человеческую похвалу; повелел тщательно укрывать все добрые дела от взоров человеческих, повелел все добрые дела, самую любовь к ближнему, приносить всецело в жертву единому Богу. (См. слова Игнатия (Брянчанинова), еписк. кавказск. Сн. "Ежедневн. поуч. в слове Божием" , свящ. Гр. Дьяченко, изд. 1897 г.).



5. Не считал ли идолопоклонством поклонение св. иконам? Носишь ли на себе крест Христов – орудие нашего спасения?



Св. Афанасий Великий говорит: "мы, верные, поклоняемся иконам, не как богам, как то делают язычники – да не будет! но только выражаем расположение и любовь души нашей к изображенному на иконе; почему часто, если изображение сотрется, то, что прежде было иконою, мы сжигаем, как простое дерево. Посему как Иаков пред своей кончиною поклонился на верх жезла Иосифова, не самый жезл почитая, но того, кто держал оный, так и мы, верные, почитаем иконы не по какой-либо иной причине, как только для того, чтобы выразить любовь нашу к тем святым лицам, которые изображены на них, целуя их так же, как целуем детей своих; кланяемся им так же, как иудеи поклонялись некогда скрижалям закона и двум херувимам златым изваянным, не естество злата или камня почитая, но Господа, повелевавшаго сие делать" . (См. Творения св. Афанасия Великого).


Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования YouTube канал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод
Код баннера
Сайт отца Олега (Моленко)

 
© 2000-2024 Церковь Иоанна Богослова