Крест
Радуйтесь, ибо Господь грядет судить
Вселенская Проповедь Вечного Евангелия. Сайт отца Олега Моленко - omolenko.com
  tolkovanie.com  
Rus
  omolenko.com  
Eng
  propovedi.com  
  Кредо Переписка Календарь Устав Аудио
  Имя Божие 3000 вопросов Богослужения Школа Видео
  Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
  Публицистика Дискуссии Эра Духа Святого История Фотокниги
  Апостасия РПЦ МП Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Стримы
  Жития святых Книги о.Олега Исповедь Библия Избранное
  Молитвы Слово батюшки Новомученики Пожертвования Контакты
Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования YouTube канал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод
YouTube канал отца Олега   Facebook страничка   YouTube канал проповедей отца Олега  


ВКонтакт Facebook Twitter Blogger Livejournal Mail.Ru Liveinternet

О личности церковного учителя Оригена (185 г. – 254 г.)

 

 

Некоторые особенности

Ориген — языческое имя, означающ. «рожденный Оросом», «Сын Ора» (егип. бог Horos).

Прозвище, которое он получил — Адамантий (в переводе Алмазный), еще его называли «Железным человеком».

Подвижничество Оригена:

Спал на голой земле, постился, не носил обуви, не имел смены одежды,

оскопил себя и этим избавился от возможной клеветы, т.к. ему приходилось заниматься и с женщинами. Но нужно заметить, что этот поступок отдельные его биографы отрицают.

 

 

Происхождение

Родился он в 185(6) г.
Отец его – Леонид, учитель грамматики.
Мать – еврейка.

 

 

Христианская преемственность


Отец, скончавшийся мученически, и мать – еврейка, обратившаяся в христианство были первыми наставниками сына.

Ориген учился в катехизическом училище у Климента.

 

 

Во время гонения на христиан при Септимии Севере (202–203).


Отец Оригена Леонид умер мученически за веру. Всё его имение было конфисковано.
Оригену пришлось содержать свою мать и шестерых младших братьев. Он зарабатывал частными уроками.

Гонение заставило тогдашнего руководителя училища оглашенных Климента покинуть Александрию.
18-летний Ориген занял его место.
Вскоре александрийский епископ Димитрий официально признал Оригена руководителем Александрийского училища.

 

 

Во главе Александрийской школы (~203-230 гг.)


Огласительное училище приобрело при нём совершенно новый характер, оно стало чем-то вроде христианского университета.

  • вводится преподавание светских дисциплин наряду с религиозными,
  • учащиеся – не только кандидаты к принятию Крещения, но и любые желающие.

Ориген продолжал учиться и сам:

  • изучал у раввинов еврейский язык,
  • у неоплатонического философа Аммония Саккаса (Сакка) (Аммония Мешечника) — философию.

Когда по причине увеличения числа слушателей Ориген перестал справляться с объемом преподавательской работы, он поручил преподавание оглашенным своему ученику Ираклу (брат его первого ученика, мученика Плутарха), впоследствии епископу Александрийскому, а сам сосредоточился на преподавании богословия и Священного Писания.

211-212 годы:
Ориген предпринимает путешествие в Рим.
Римской Церковью управляет епископ Зеферин. Там он познакомился со св. Ипполитом.

212-213 годы:
Ориген знакомится с Амвросием, обращает его к христианству (Амвросий был гностиком).
Впоследствии: Амвросий предоставлял Оригену всё необходимое для его литературно-богословских работ, включая стенографистов и переписчиков, которые тиражировали эти произведения Оригена. Но все работы Оригена затем поступали в распоряжение Амвросия.

В 214 году Ориген путешествует в Аравию по вызову тамошнего префекта, язычника, который написал префекту Александрии Димитрию письмо, в котором просил послать к нему Оригена для беседы. Ориген поехал по указанию еп. Димитрия.

В 215(6) г. во время репрессий, наложенных на Александрию императором Каракаллой, удалился в Кесарию Палестинскую, где по просьбе своих учеников епископов Феоктиста Кесарийского и Александра Иерусалимского много проповедовал во время богослужений.
Епископ Димитрий Александрийский порицал за это палестинскую иерархию, потому что она доверила проповедовать человеку не в сане. Как говорил Димитрий Александрийский, что никогда такого не было видано, чтобы епископам проповедовал мирянин.

В конце 216 года Ориген возвращается в Александрию и приступает к прежним занятиям.

 

Рукоположение во пресвитера


Около 230 года Ориген, имея на руках рекомендательное письмо епископа Димитрия, был вынужден отправиться в Грецию,
какъ говорит Руфин ,,для борьбы с еретиками, которые забрали там большую силу”

По пути обратно через Палестину был посвящен во пресвитера Феоктистом, еп. Кесарии. Епископ хотел предоставить Оригену большую возможность проповедовать за богослужением.

Но Александрийский еп. Димитрий не признал посвящения и осудил Оригена.

  • В конце 230 года Димитрий собирает Собор египетских епископов и пресвитеров. Было постановлено устранить Оригена от учительства и запретить ему пребывание в Александрии.
    (но сана Ориген не лишен)
  • В 231 году был второй Собор против Оригена из нескольких египетских епископов, и было выработано окружное послание (знал Фотий).
    (собор лишил Оригена священства??)

Обвинения Оригена:

  • еп. Димитрий объявил, что по каноническим причинам Ориген не мог быть рукоположен в сан пресвитера, как человек, который сам себе нанес увечье (оскопление).
  • Др. обвинением было то, что Ориген, будучи членом Александрийской церкви, принял рукоположение не от своего епископа.
  • На соборах поводом было не скопчество, а некоторые богословские воззрения, которые, действительно, не всегда вписывались в православное вероучение.

Об этих соборах >>>

Ориген уходит из Александрии и направляется в Кесарию Палестинскую.

Место Оригена в школе занял его ученик и помощник Иракл.

Вскоре после смерти еп. Димитрия Иракл был возведен на Александрийскую кафедру.
Ориген приехал в Александрию надеясь на примирение, но Иракл, ученик и соратник Оригена, отлучил Оригена от Церкви за нецерковное учение. (по Фотию)

 

Во главе Кесарийской школы (с 231г.)


Не примирившись с александрийским епископом, Ориген отправляется обратно в Кесарию, основывает богословскую школу, которая достигает известного развития, становится центром христианской науки и центром библеистики.

Как и в Александрийской школе Ориген преподает не только библеистику и основы христианского вероучения, но и светские науки: диалектику, физику, этику и метафизику.

Фермилиан, епископ Кесарии Каппадокийской (позднее кафедра Василия Великого), призывал Оригена к себе, иногда сам направлял кого-то к Оригену для обучения.

Мать тогдашнего императора Александра Севера Маммея пригласила Оригена в Антиохию, куда он и отправился для беседы. (Некоторые датируют эту беседу 215 годом.)

 

Дальнейшая судьба


После 235 Максимин Фракиянин поднял гонение на христиан, которое затем продолжил Валериан.
Когда гонения дошли до Кесарии Палестинской, Ориген ушел в Кесарию Каппадокийскую.

20 лет его жизни почти не освещены.

В это время Ориген предпринял путешествие в Афины; по какому поводу, и в каком году – неизвестно. Считается, что пребывание Оригена в Афинах было продолжительно, потому что там он написал толкование на пророка Иезекииля, начал и довел до 5-й книги толкование на книгу Песнь Песней.

Совершил (возм., около 244 г.) второе путешествие в Аравию.
Было вызвано монархианской ересью Берилла, епископа Бостры Аравийской.(108 кмк югу от Дамаска)

После диспута с Бериллом распространились слухи о неправославии Оригена, о субординационизме в его учении о Святой Троице. Ориген был вынужден написать защитительное послание к Римскому еп. Фабиану.

После состязания с Бериллом довольно часто к Оригену стали обращаться за помощью в борьбе с возникавшими заблуждениями.

(Например, в Аравии возникло учение, согласно которому человеческая душа умирает и разрушается вместе с телом, и только по воскресении с телом она вновь оживает с ним. По этому поводу был созван Собор, на который пригласили Оригена. Он успешно выполнил свою миссию, так что заблуждающиеся оставили свои мысли.)

 

Исповедник


В гонение Декия Ориген был арестован, заключен в тюрьму, подвергнут пыткам, после которых почти не мог ходить. Мучения сделали его исповедником, но не мучеником.

 

Творения


о творениях Оригена >>>

 

Кончина

От последствий пыток умер в 253 или 254 г.
в возрасте 69 лет либо в Кесарии, либо в Тире.

 

Осуждение учения Оригена


Учение Оригена легло в основу многих учений, и еретических, и православных.
Он был посмертно осужден как еретик и предан анафеме на поместном константинопольском соборе 543 года при императоре Юстиниане.
Десять лет спустя осуждение Оригена было подтверждено на Пятом Вселенском соборе, а сочинения его были объявлены подлежащими уничтожению.

 

 

Свидетельства:


Дидим Слепец назвал Оригена «вторым после Павла».

Дионисий Александрийский написал около 250 г. по поводу претерпенных Оригеном жестоких истязаний «О мученичестве».

 

Св. Григорий Неокесарийский:

Он стремился не просто одолеть меня своими доводами, но благоприятным, человеколюбивым и благородным расположением спасти и сделать причастником как тех благ, которые проистекают из философии, так и других, особенно тех, которые Божество даровало превыше многих, или, может быть, превыше всех нынешних людей...
Св. Григорий Неокесарийский.
Благодарственная речь Оригену, 81-82
Здесь и далее цитируется по изданию:
Отцы и учители Церкви III века. Антология. Составление, биографические и библиографические статьи иеромонаха Илариона (Алфеева). Т.II. М., 1996, сс.165-191.

Он поразил меня жалом дружбы, с которым нелегко бороться, острым и сильно действующим, — жалом умелого обращения и доброго расположения, которое, как благожелательное ко мне, бнаруживалось в самом тоне его голоса, когда он обращался ко мне и беседовал со мною.
Благодарственная речь, 81

Он стремился возбудить и развить не только эту [высшую] сторону моей души, правильная постановка которой принадлежит одной только диалектике, но также и низшую часть души: я был изумлен величием и чудесами, а также разнообразным и премудрым устройством мира, и я дивился, хотя и без разумения, и совершенно поражен глубоким благоговением, но, подобно неразумным животным, не умел ничего объяснить; так он возбуждал и развивал во мне эту способность другими отраслями знаний, именно посредством естественных наук он объяснял и исследовал каждый предмет в отдельности, и притом весьма точно до самых первоначальных элементов, потом связывал своей мыслью и проникал в природу вещей... Посредством естественных наук он объяснял и исследовал каждый элемент в отдельности до тех пор, пока... не вложил в наши души вместо неразумного разумное удивление священным устройством вселенной и безукоризненным устройством природы. Этому возвышенному и божественному знанию научает возлюбленнейшая для всех физиология. Что же я должен сказать о священных науках - всем любезной и бесспорной геометрии и парящей в высотах астрономии?.. Он через обе эти названные науки как бы посредством десницы, возвышающейся до небес, делал для меня доступным небо.
Благодарственная речь, 109-114.

Он требовал, чтобы мы занимались философией собирая по мере сил все имеющиеся произведения древних философов и поэтов, не исключая и не отвергая ничего... кроме произведений безбожников... Такие произведения непристойно и читать, чтобы случайно не осквернилась моя душа... Со всеми же остальными произведениями я должен был знакомиться и заниматься ими... Для меня не было ничего запретного, ибо не было ничего сокровенного и недоступного; но я мог изучить всякое учение - и варварское, и эллинское, и относящееся к таинствам [христианской веры] и [из области] политики, и о божественном и о человеческом - с полным дерзновением мог изучать и исследовать все...
Благодарственная речь, 151-153

Чтобы и мне не потерпеть того же, что случилось со многими, он не вводил меня в какое-либо из философских учений и не внушал примыкать к ним, но приводил меня ко всем, чтобы я был несведущ в каком-нибудь эллинском учении. Но он сам шел вместе со мною впереди меня и вел меня за руку, как бы во время путешествия, на то случай, если встретится на пути что-нибудь неровное, потайное или коварное... Он собирал все, что у каждого философа было полезного и истинного и предлагал мне, а что было ложно, выделял, как другое, так в особенности то, что по отношению к благочестию было собственным делом людей.
Благодарственная речь, 171-173

...Он сам истолковывал пророческие вещания и изъяснял то, что было темным и загадочным, какого много в священных изречениях... Он прояснял и выводил на свет, встречалось ли что-нибудь загадочное, потому что он был способным и в высшей степени проницательным слушателем Божиим... [и] потому что Первовиновник всех этих изречений, Который вещал... пророкам и внушал все пророчества и таинственные и божественные речи, так почтил его, как друга, и поставил истолкователем их. Что Он через других сообщал только в неясных намеках, то чрез сего мужа сделал предметом обучения... Этот величайший дар имеет от Бога сей муж, получивший с неба и превосходнейший жребий быть истолкователем божественных слов людям, воспринимать божественное как бы из уст Божиих и изъяснять людям, как это доступно для человеческого слуха.
Благодарственная речь, 174-181

Терния и волчцы и всякий род диких трав и растений — сколько их в изобилии произрастила моя беспокойная душа, так как она была неупорядочена и нерассудительна, — все это он обрезывал и удалял своими изобличениями и запрещениями. Он нападал на меня и особенно своим сократическим способом доказательства иногда повергал меня на землю, если видел, что я, как дикая лошадь, совершенно сбрасывал узду, выскакивал на дорогу и часто бесцельно бегал кругом, пока убеждением и как бы принудительной силой — доказательством из моих собственных уст — как уздой, снова делал меня спокойным. Сначала мне было тягостно и небезболезненно, когда он приводил свои доказательства, так как я не привык еще к этому и не упражнялся в том, чтобы подчиняться доводам разума; но вместе с тем он и очищал меня.
Благодарственная речь, 97-98

...Он овладел мною и со свойственным ему искусством как бы земледельца осмотрел и проник не только в то, что видимо всем и усматривается на поверхности, но глубоко вскопал и исследовал самые внутренние основания, ставя вопросы, предлагая их на разрешение и выслушивая мои ответы; когда он усматривал во мне что-либо не непригодное, небесполезное и не исключающее надежды на успех, он начинал вскапывать и перепахивать и поливать, все приводил в движение, прилагал все свое искусство и заботливость.
Благодарственная речь, 95-96

 

 

Ориген так бегал похотей, что по божестненной ревности (но однако не при помощи знания, т. е. не посредством каких-либо лекарстненных средств) обрезал железным орудиемъ родотворные члены.
Бл. Иероним. «Письмо к Паммахию и Океану»

 

Епифаний! Я не согласен оскорблять и древнего мужа, если он скончался в благочестии; не смею приступать к поносному делу и изгнать то, чего не отвергали наши предки, особенно, когда мне известно, что в книгах Оригена нет никакого худого учения
Свт. Феотим Скифский в 402 г., получив от св. Епифания Кипрского приглашение произнести совместное осуждение Оригена (Сократ. Церковная история. 6,12).

 

Говорят, он много пострадал за святое учение веры и за имя Христово; в городе много раз его оскорбляли, поносили и подвергали жестоким истязаниям. Однажды, как говорят, эллины обстригли его, посадили при входе в так называемый Серапиум, т.е. в капище их идола и велели ему раздавать пальмовые ветви приходившим для нечестивого служения и поклонения идолу. Взяв ветви, Ориген, без всякой робости и колебания, воскликнул громким голосом и дерзновенно: «Идите, приимите не идольскую ветвь, а ветвь Христову»… Но награда за подвиг не осталась с ним до конца; то, что он превосходил других своей образованностью и ученостью, особенно раздражало в то время правительственную власть... Делатели зла придумали нанести срам сему мужу и определили ему такое наказание — отдали его эфиопу на осквернение его тела. Не в силах будучи стерпеть такого измышленного диаволом действия, Ориген закричал, что из двух предложенных ему дел он скорее готов принести жертву. Хотя он и недобровольно совершил это, но так как сам он вполне признался, что это сделал, именно что язычники, положив ему на руку ладан, сбросили его с руки на очаг жертвенника, то, по суду исповедников и мучеников, он лишен был тогда славы мученичества и извержен из Церкви. Подвергшись сему в Александрии и не имея сил выносить насмешки ругателей, он удалился отсюда и избрал своим местопребыванием Палестину. Когда он прибыл в Иерусалим, священноначальствующие убеждали его, как известного и ученого толкователя, проповедовать в Церкви, ибо говорят, что прежде принесения жертвы он удостоен был и пресвитерства. Он встал и произнес только одно изречение псалма сорок девятого: «грешнику же говорит Бог: что ты проповедуешь уставы Мои и берешь завет Мой в уста твои», затем, согнув книгу, отдал ее и сел с плачем и слезами; вместе с ним плакали и все
(св. Епифаний Кипрский. Панарий. 64,1-2)

 

Говорят, что он умыслил нечто против своего тела. Одни говорят, что он оскопил себя, чтобы не волноваться сладострастием; иные же говорят не так, а что он придумал прикладывть к известным членам какое-то лекарство и иссушать их... Мы не совсем верим необыкновенным рассказам о нем, однако не опустили передать эти рассказы
(св. Епифаний Кипрский. Панарий. 64, 3).

 

См. также:

  • Иероним Стридонский. О ЗНАМЕНИТЫХ МУЖАХ. Глава 54
  • История извержения из пресвитерского сана и отлучения от Церкви. (из книги В. Фаррара)
  • Восемь ошибок у Оригена по Епифанию Кипрскому
  • Был ли конфликт между Оригеном и его учеником Ираклом (Гераклом)
  • Cвятоотеческое учение о человеке: Ориген // Архим. Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы

 

 

 

 


Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования YouTube канал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод
Код баннера
Сайт отца Олега (Моленко)

 
© 2000-2024 Церковь Иоанна Богослова