Крест
Радуйтесь, ибо Господь грядет судить
Вселенская Проповедь Вечного Евангелия. Сайт отца Олега Моленко - omolenko.com
  tolkovanie.com  
Rus
  omolenko.com  
Eng
  propovedi.com  
  Кредо Переписка Календарь Устав Аудио
  Имя Божие 3000 вопросов Богослужения Школа Видео
  Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
  Публицистика Дискуссии Эра Духа Святого История Фотокниги
  Апостасия РПЦ МП Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Стримы
  Жития святых Книги о.Олега Исповедь Библия Избранное
  Молитвы Слово батюшки Новомученики Пожертвования Контакты
Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования YouTube канал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод
YouTube канал отца Олега   Facebook страничка   YouTube канал проповедей отца Олега  


ВКонтакт Facebook Twitter Blogger Livejournal Mail.Ru Liveinternet

Прот. Борисъ Молчановъ († 1963 г.) «Антихристъ» [1]


«Знаешь признаки антихристовы, не самъ одинъ помни ихъ, но и всемъ сообщай щедро» (св. Кириллъ Іерусалимскій).

Господь Іисусъ Христосъ сказалъ: «Я создамъ Церковь Мою и врата ада не одолеютъ Ея» (Мате. 16, 18). Что означаютъ в р а т а адае

«У евреевъ былъ обычай собираться подъ председательствомъ старейшинъ у воротъ города для обсужденія вопросовъ политическихъ, судебныхъ и общественныхъ. Эти собранія являлись высшей инстанціей во всехъ делахъ, здесь же возвещались и все повеленія Божіи. Они обладали определеннымъ авторитетомъ въ народе. На этотъ обычай евреевъ делать собранія у городскихъ воротъ можно находить указанія въ книге Руеи (4, 1. 11). Въ описаніи деятельной жены въ кн. Притчей (31, 23) говорится, что «мужъ ея всегда хорошо одетъ, и что его хорошо знаютъ въ в о р о т а х ъ», т. е. онъ облеченъ общественнымъ доверіемъ и онъ принимаетъ деятельное участіе въ важныхъ собраніяхъ (проф. В. В. Болотовъ).

Поэтому «врата ада» означаютъ не просто силы адскія, а генеральный штабъ адскихъ силъ, наиважнейшее собраніе ихъ, посвященное разработке плана о генеральной битве съ Церковью. Церковь и адъ представляются двумя воюющими силами. И въ этой войне съ адомъ Церковь, по слову Христа, останется неодоленной.

Адскій планъ борьбы съ Церковыо въ Св. Писаніи называется «тайной беззаконія» (2 Сол. 2, 7), действующей на протяженіи вековъ и имеющей завершиться появленіемъ Антихриста (2 Сол. 2, 8).

Антихристъ сможетъ придти лишь въ результате всемірной Апостасіи, т. е. о т с т у п л е н і я народовъ отъ Бога и отъ путей Божіихъ, когда благодать Божія отступитъ отъ людей.

«Когда отступники исполнятъ меру беззаконій своихъ, возстанетъ царь наглый и искусный въ коварстве» (Дан. 8, 23).

«Его же есть пришествіе по действу сатанину» (2 Сол. 2, 9).

Въ личности Антихриста сосредоточится все зло во всей полноте и силе, какое только сможетъ воспринять и выдержать природа человека. Подобно тому, какъ для полученія самаго чистаго и совершеннаго Плода на древе человеческомъ — въ лице Пресвятой Девы — потребовалось тысячелетнее развитіе и совершенствованіе добраго человеческаго семени, такъ и для полученія самаго сквернаго плода, способнаго вместить въ себя всю злобу сатанинскую, требуется усиліе целаго ряда поколеній человеческихъ въ отношеніи наибольшаго развращенія и оскверненія природы человеческой на почве безумной ненависти ко Христу и борьбы противъ Его Церкви. «Можно допустить, — говоритъ проф. Беляевъ, — что природное и пріобретенное зло, накопляясь постепенно въ длинномъ ряде предковъ Антихриста, передаваясь съ каждымъ новымъ поколеніемъ, въ самомъ Антихристе достигнетъ такой степени силы, какую только сможетъ вместить, проявить и выдержать человеческая природа. Въ немъ зло, живущее въ человеческомъ роде, достигнетъ предельной вершины своего развитія». («О безбожіи и Антихристе», т. I, стр. 193).

Конечно, по мере усиленія злого произволенія человека въ той же мере усиливается и содействіе ему со стороны діавола, который получаетъ все большій доступъ къ душе его. Такъ какъ въ Антихристе собственное злое произволеніе и развращеніе воли достигнетъ предельнаго наивысшаго развитія, то и отношеніе къ нему діавола достигнетъ предельной максимальной близости, которая будетъ выражаться въ томъ, что самъ діаволъ будетъ постоянно действовать въ лице Антихриста. «Богъ, — говоритъ св. Іоаннъ Дамаскинъ, — предвидя будущее развращеніе его (Антихриста) воли, попуститъ діаволу поселиться въ немъ» («Точное изложеніе православной веры», кн. 4-я, гл. 26-я). Такъ же учитъ и св. Кириллъ Іерусалимскій (Оглас. поучен. V, 14). Св. Андрей Кессарійскій говоритъ, что Антихристъ «выйдетъ изъ мрачныхъ и глубинныхъ странъ земли, въ которыя изгнанъ діаволъ» (Толкованіе на 11 гл. Апокалипсиса, 30 гл.). А блаженный ееодоритъ пишетъ: «До пришествія Христова явится въ міръ облеченный въ человеческое естество врагъ людей и противникъ Божій, демонъ, похититель Божія имени» («Краткое изложеніе Бож. дотматовъ», гл. 23-я — въ «Христіанскомъ Чтеніи» за 1844 г. IV, 355). Лактанцій, Гезихій Іерусалимскій и блаж. Іеронимъ называютъ Антихриста сыномъ сатаны.

Согласно такому святоотеческому ученію, въ жизни Антихриста нельзя допустить ни одного момента, свободнаго отъ сатанинскаго воздействія. Оно должно проявляться уже въ самомъ рожденіи и даже въ особенномъ и исключительномъ по своему оскверненію зачатіи его. «Отъ оскверненной девы действительно родится его (діавола) орудіе», говоритъ, св. Ефремъ Сиринъ. То же подтверждаетъ и св. Іоаннъ Дамаскинъ: «родится человекъ (Антихристъ) отъ блудодеянія».

Св. отцы: Ириней («Противъ ересей», кн. 5-я, гл. 30-я), Ипполитъ («Сказаніе о Христе и Антихристе»), а также Иларій, Амвросій, Іеронимъ н Августинъ отмечаютъ, что Антихристъ будетъ іудейскаго рода, изъ колена Данова.

Въ Синаксаре, положенномъ въ неделю Мясопустную, мы читаемъ: «Пріидетъ Антихристъ и родится, яко глаголетъ св. Ипполитъ Римскій, отъ жены скверны и девицы мнимыя, отъ еврей же сущи, отъ племени Данова» (Тріодь Постная). Для такого указанія въ Слове Божіемъ имеются некоторыя основанія:

а) Въ пророчестве патріарха Іакова о каждомъ изъ сыновей своихъ, ставшихъ родоначальниками коленъ Израиля, судьба потомства Дана изображается такими чертами, которые могутъ быть отнесены только къ Антихристу: «Да будетъ Данъ змій на пути, седяй на распутіи» (Быт. 49, 17).

б) Въ пророчестве Іереміи: «отъ самаго Дана слышно храпеніе лошадей, и отъ ржанія сильныхъ коней дрожитъ вся земля; они идутъ поглотить землю и все, что на ней» (Іер. 8, 16).

в) Въ пророчестве Апокалипсиса, перечисляющемъ остатокъ отъ всехъ коленъ Израильскихъ, запечатлеваемый Ангеломъ для спасенія, совершенно исключено колено Даново (Откр. 7, 4-8).

По ученію св. отцевъ, діаволъ, воздвигая Антихриста, будетъ стараться облечь его пришествіе всеми признаками пришествія Сына Божія на землю (см. Св. Кирилла Іерусалимскаго — 15-е огласительное слово. Св. Ефрема Сирина — 39-е слово въ русскомъ переводе. Блаж. ееодорита — Краткое изложеніе Божественныхъ догматовъ, гл. 23-я. Св. Ипполита — Сказаніе о Христе и Антихристе). Конечно, некоторое сходство у Антихриста со Христомъ будетъ только внешнимъ и въ сущности своей обманчивымъ, ибо вся жизнь и все дела Антихриста будутъ ожесточеннымъ и хульнымъ возстаніемъ противъ Христа и Его Церкви. Это ложное внешнее подобіе Христу проявится уже въ самомъ рожденіи Антихриста. Имея въ виду, что Христосъ родился отъ Девы, діаволъ произведетъ свое орудіе отъ девы, но не чистой, а напротивъ — преисполненной всякихъ пороковъ и сатанинской скверны. Затемъ, какъ Господь до Своего 30-летняго возраста пребывалъ въ неизвестности, такъ и Антихристъ, надо полагать, до такого же возраста пребудетъ въ сокровенномъ уединеніи и неизвестности. Какъ Христосъ началъ Свое спасительное служеніе проповедью Своего Божественнаго ученія и чудесами, такъ и Антихристъ начнетъ свое всегубительное служеніе обольщеніемъ людей своимъ ложнымъ ученіемъ и великимъ позорищемъ ложныхъ чудесъ своихъ. Какъ Господу было угодно всенародно явить Себя Мессіею въ Своемъ торжественномъ входе въ Іерусалимъ и вхожденіи въ храмъ Іерусалимскій, такъ и Антихристъ явитъ себя іудейскимъ лжемессіею, всемірнымъ монархомъ — въ своей торжественной церемоніи вступленія въ Іерусалимъ и возседанія въ храме Іерусалимскомъ, имеющемъ быть возстановленнымъ къ тому времени. Входъ Господень въ Іерусалимъ, — говоритъ Архіепископъ Иннокентій Херсонскій, — былъ «для всехъ іудеевъ всенароднымъ объявленіемъ, что Іисусъ Христосъ есть истинный Мессія. Неоспоримымъ доказательствомъ сего служатъ собственныя словa Его, произнесенныя Имъ предъ вратами Іерусалима: «О, если бы ты (обращеніе къ народу) хотя въ сей день уразумелъ, что служитъ ко спасенію твоему» (Лук. 19, 42). «Днемъ симъ, съ отверженіемъ Мессіи, навсегда была решена судьба народа Израильскаго» («Последніе дни земной жизни Іисуса Христа»). Такъ и въ грядущій день вступленія въ Іерусалимъ ложнаго мессіи — Антихриста — навсегда и безповоротно решится судьба современнаго ему человечества. Блаженны те, которые въ тотъ последній день, данный Богомъ для окончательнаго самоопределенія людей, смогутъ въ Антихристе увидеть служителя сатаны и неизбежную съ нимъ гибель всего признавшаго его человечества. И, наконецъ, какъ Господь явилъ Себя міру и совершилъ Свое служеніе, какъ Пророкъ, какъ Царь и какъ Первосвященникъ, такъ и Антихристъ сосредоточитъ въ своихъ рукахъ всю троякую власть и совершитъ свое всегубительное служеніе, какъ учитель всего человечества, какъ монархъ всемірной монархіи и какъ верховный первосвященникъ всехъ религій, требуя себе поклоненія, какъ Богу.

Всю жизнь и деятельность Антихриста можно разсматривать въ виде трехъ періодовъ:

ПЕРВЫЙ ПЕРІОДЪ Антихриста со дня его рожденія и до момента его общественнаго выступленія протечетъ въ сокровенной неизвестности. Св. Іоаннъ Дамаскинъ говоритъ, что «Антихристъ будетъ воспитанъ тайно» («Точное изложеніе православной веры», кн. 4-я, гл. 26-я).

ВТОРОЙ ПЕРІОДЪ жизни Антихриста откроется его громкимъ выступленіемъ въ роли всемірнаго учителя или «пророка». Весьма возможно, что онъ начнетъ свою деятельность въ условіяхъ міровой войны, когда народы, претерпевая все ужасы ея, не будутъ видеть никакого выхода изъ бедственнаго тупика, ибо все тайные рычаги для разрешенія его будутъ въ рукахъ тайнаго общества ему содействующаго. Антихристъ предложитъ проектъ самаго удачнаго съ точки зренія политической и соціальной мудрости разрешенія мірового кризиса — въ установленіи единообразнаго политическаго и соціальнаго строя во всемъ міре. И уставшее отъ потрясеній войны духовно ослепшее человечество не только не увидитъ въ этомъ проекте коварной для себя ловушки, заманивающей его въ самое безысходное и безпощадное рабство, а, напротивъ, — признaетъ его проявленіемъ учености и геніальности.

Міровая реклама объ Антихристе, какъ о геніальномъ мыслителе, новомъ вожде и спасителе народовъ въ кратчайшій срокъ возгремитъ во всехъ странахъ. «Лукавые духи, разосланные по вселенной, будутъ возбуждать въ человекахъ общее возвышеннейшее мненіе объ Антихристе, общій восторгъ и непреодолимое влеченіе къ нему» (св. Ефремъ Сиринъ. Слово 16-е).

Въ этомъ періоде своей деятельности Антихристъ не употребитъ никакого насилія и будетъ стараться завоевать доверіе и расположеніе къ себе людей обманомъ и своею лицемерною показною добродетельною личиною. Онъ, по выраженію Владиміра Соловьева, «наброситъ блестящій покровъ добра и правды на тайну беззаконія». Онъ придетъ, говоритъ Св. Ефремъ Сиринъ, «въ такомъ образе чтобы прельстить всехъ; придетъ смиренный, кроткій, ненавистникъ (какъ самъ скажетъ о себе) неправды, отвращающійся идоловъ, предпочитающій благочестіе, добрый, нищелюбивый, въ высокой степени благообразный, постоянный, ко всемъ ласковый, уважающій особенно народъ іудейскій, потому что іудеи будутъ ожидать его пришествія... Приметъ хитрыя меры всемъ угодить, чтобы въ скоромъ времени полюбилъ его народъ, не будетъ брать даровъ, говорить гневно, показывать пасмурнаго вида, но благочинною наружностью станетъ обольщать міръ, пока не воцарится» (тамъ же).

Изъ богатейшаго аскетическаго опыта нашихъ великихъ подвижниковъ намъ известно, что когда черный чортъ не можетъ одолеть подвижника, встречая съ его стороны стойкое сопротивленіе, тогда приходитъ сильнейшій діаволъ въ образе «ангела света» (2 Кор. 11, 14), стараясь возбудить къ себе симпатіи и довіріе со стороны подвижника, легко увлекая его къ погибели. Поэтому мы можемъ себе представить — какъ легко и быстро после отвратительнаго чорта въ виде большевизма сможетъ привлечь къ себе всеобщія симпатіи светлый образъ Антихриста.

Въ результате такого обмана — въ самомъ настроеніи человеческаго духа «возникнетъ требованіе приглашенія Антихриста. Раздастся призывной голосъ въ обществе человеческомъ, выражающій настоятельную потребность въ геніи изъ геніевъ, который бы возвелъ вещественное развитіе и преуспеяніе на высшую степень и водворилъ на земле благоденствіе» (Еп. Игнатій Брянчаниновъ т. IV, стр. 313).

Лицемеріе Антихриста въ этотъ періодъ дойдетъ до того, что онъ даже въ отношеніи къ христіанамъ не только не покажетъ себя противникомъ ихъ, но выступитъ даже съ готовностью своего покровительства имъ. Въ своей внешней показной стороне жизни онъ будетъ стараться подражать Христу. Большинство христіанъ, руководствующееся не духовнымъ разумомъ Церкви, а плотскою мудростью, не увидитъ этого обмана и признaетъ Антихриста Христомъ, вторично пришедшимъ на землю. Иноки Соловецкаго монастыря передаютъ ответъ преподобнаго Зосимы, данный имъ ученикамъ, которые вопросили его о томъ, — какъ узнать Антихриста, когда онъ придетъ. Преподобный сказалъ: «Когда услышите, что пришелъ на землю или явился на земле Христосъ, то знайте, что это — Антихристъ». Ответъ самый точный. «Міръ или человечество не узнaетъ Антихриста: оно признaетъ его Христомъ, будетъ провозглашать Христомъ... Но не нужно и невозможно будетъ человекамъ передавать другъ другу весть о пришествіи Сына Божія. Онъ явится внезапно, явится по всемогуществу Своему всемъ человекамъ и всей земле въ одно время» (Еп. Игнатій Брянчаниновъ, т. IV, стр. 275), Самъ Спаситель предупредилъ: Тогда аще кто речетъ вамъ: се здесь Христосъ или онде, — не имите веры. Аще бо рекутъ вамъ: се въ пустыни естъ, не изыдите, се въ сокровищахъ (т. е. въ какомъ-либо тайномъ отделеніи дома), не имите веры. Яко же бо молнія исходитъ отъ востокъ и является до западъ, тако будетъ пришествіе Сына Человеческаго» (Мате. 24, 23-27; Лук. 17, 23-24).

Для обольщенія людей Антихристъ покажетъ многія изумительныя чудеса. «Его пришествіе, — говоритъ Апостолъ Павелъ, — будетъ по действу сатанину во всякой силе и знаменіихъ и чудесехъ ложныхъ» (2 Сол. 2, 9). «Будучи отецъ лжи, онъ посредствомъ ложныхъ действій будетъ обольщать воображеніе, такъ что народу представится, — будто видитъ воскрешеннаго мертвеца, между темъ какъ онъ не воскрешенъ; будутъ видеть хромыхъ ходящихъ и слепыхъ прозирающихъ, тогда какъ не было исцеленія» (св. Кириллъ Іерусалимскій. «Огласительное поученіе» 15-е, 14, стр. 321).

Все эти меры Антихриста — его ученіе и слава геніальнаго мыслителя, его ложныя чудеса и вся его лицемерная показная добродетельная жизнь — будутъ иметь одну цель: захватить въ свои руки всю міровую власть надъ всеми народами. Первымъ этапомъ на этомъ пути будетъ достиженіе популярности среди іудеевъ. Антихристъ приметъ все старанія, чтобы іудеи признали его своимъ обетованнымъ мессіею. Ему удастся закончить устройство еврейскаго государства и приступить къ осуществленію тысячелетней мечты іудейской — возстановленію храма Соломонова. И тогда «понудится отъ человекъ, и царь проповестся, и возлюбитъ множае еврейскій родъ, и во Іерусалимъ достигнетъ, и храмъ ихъ воздвигнетъ» (Синаксарь въ неделю Мясопустную. Тріодь Постная).

Все эти старанія Антихриста — выдать себя за истиннаго Мессію — встретятъ неожиданное и чудесное противодействіе въ лице двухъ ветхозаветныхъ пророковъ-обличителей, которые по воле Божіей, не позназъ смерти, были взяты живыми на небо до времени и которые должны явиться на земле передъ концомъ міра, чтобы исполнить свою миссію и вкусить смерть. Имена этихъ святыхъ пророковъ — Енохъ и Илія. Ихъ пошлетъ Господь въ Іерусалимъ, чтобы въ эти последніе земные сроки дать людямъ последнее и чудесное предупреждеше противъ охватывающаго ихъ обмана. Они три съ половиною года будутъ невозбранно обличать всю ложь Антихриста на протяженіи всего его второго періода, когда онъ будетъ готовиться къ захвату всей міровой власти въ свои руки. Не разставаясь со своей личиной кротости и доброжелательства даже къ своимъ противникамъ, Антихристъ въ это время не сможетъ помешать обличительнымъ речамъ пророковъ и употребить въ отношеніи ихъ какое-либо насиліе.

Напрасно некоторые стараются это чудесное явленіе Еноха и Иліи истолковать иносказательно. Священное Писаніе и Преданіе Церкви определенно говорятъ о действительномъ приходе ихъ на землю за семь летъ до конца міра, объ ихъ обличительной проповеди, объ ихъ мученической смерти, о ихъ воскресеніи и восхищеніи на небо.

Въ Апокалипсисе мы читаемъ: «И дамъ двумъ свидетелямъ Моимъ, и они будутъ пророчествовать тысячу двести шестьдесятъ дней (1260 дней составляютъ три съ половиною года), будутъ облечены во вретище. Это суть две маслины и два светильника, стоящіе передъ Богомъ земли. И если кто захочетъ ихъ обидеть, то огонь выйдетъ изъ устъ ихъ и пожретъ враговъ ихъ, если кто захочетъ ихъ обидеть, тому надлежитъ быть убиту. Они имеютъ власть затворить небо, чтобы не шелъ дождь на землю во дни пророчествованія ихъ, и имеютъ власть надъ водами — превращать ихъ въ кровь и поражать землю всякою язвою, какою только захотятъ. И когда кончатъ они свидетельство свое, зверь, выходяшій изъ бездны, сразится съ ними, и победитъ ихъ и убьетъ ихъ...» (Откр. 11, 3-7).

Въ книге пророка Захаріи: «Что значатъ те две маслины... что значатъ две масличныя ветви, которыя черезъ две золотыя трубочки изливаютъ изъ себя золото... И сказалъ онъ: это два помазанные елеемъ, предстоящіе Господу всей земли» (Зах. 4, 3. 11. 12. 14).

О томъ же, что подъ двумя «маслянами» пророкъ Захарія разумеетъ двухъ пророковъ Илію и Еноха, доказываетъ намъ св. Андрей Кесарійскій, ссылаясь на то, что и въ Апокалипсисе они также называются двумя маслинами» (Толкованіе на Апокалипсисъ, гл. 30-я).

Въ книге пророка Малахіи одинъ изъ свидетелей прямо назызается по имени: «Вотъ Я пошлю къ вамъ Илію пророка предъ наступленіемъ дня Господня, великаго и страшнаго» (Мал. 4, 5).

Св. отцы: Ефремъ Сиринъ («Слово на пришествіе Господне»), и Іоаннъ Дамаскинъ («Точное изложеніе православной веры») определенно учатъ, что въ лице «двухъ свидетелей», долженствующихъ явиться передъ кончиною міра, следуетъ разуметь св. пророковъ Илію и Еноха.

Преданіе Церкви, выраженное въ нашихъ Богослужебныхъ книгахъ, также говорятъ за буквальное пониманіе предсказанія слова Божія о явленіи Иліи и Еноха передъ концомъ міра, не давая никакихъ основаній для иносказательнаго пониманія.

Въ синаксаре, читаемомъ въ неделю Мясопустную, говорится: «Прежде же седмихъ летъ, якоже глаголетъ Даніилъ, пріидетъ Енохъ и Илія, проповедающе людемъ не пріимати его (Антихриста): сей же емь ихъ умучитъ, также и главы ихъ отсечетъ» (Тріодь Постная).

Въ службе св. пророку Иліи: въ стихире на «Господи воззвахъ» поется: «Иліе еесвитянине, нетленна тя сотворша, еже не видети смерти, дондеже убо проповеси всяческимъ кончину»; въ тропаре — пророкъ Илія именуется «вторый Предтеча пришествія Христова», также и въ седальне по поліелее — «пророче и Предтече пришествія Христова, Иліе великоимените» (см. Минея месячная, 20 іюля).

Въ «Четьи Минеи» (20 іюля) мы читаемъ: «Св. пророкъ Божій Илія, огненною колесницею съ плотію взятъ сый, живъ есть даже и до ныне, въ плоти виденъ бысть во время Преображенія Господня на еаворе отъ святыхъ тріехъ Апостоловъ и паки виденъ будетъ плотскими смертными человеки предъ вторымъ Господнимъ на землю пришествіемъ. Избежавъ прежде отъ меча Іезавелина, постраждетъ въ то время отъ меча антихристова, и не токмо яко пророкъ, но яко мученикъ большія славы сподобится отъ праведнаго Мздовоздаятеля Бога».

Въ «Прологе» на тотъ же день говорится: «Сей Илія и второму пришествію Христову съ Енохомъ пріити имать къ обличенію нечестія Антихристова и утешенію верныхъ».

Но, несмотря на все Божественныя предостереженія, большинство людей по свойству своего плотскаго разума не только не увидитъ всей фальши въ наружномъ поведеніи Антихриста, но напротивъ — окружитъ его своимъ восторгомъ и прославленіемъ. «Когда многія сословія и народы увидятъ такія добродетели и силы (его — Антихриста), все возымеютъ одну мысль... провозгласить его царемъ, говоря другъ другу: найдется ли еще человекъ столько добрый и правдивый» (св. Ефремъ Сиринъ).

Впечатленія отъ актерскаго поведенія Антихриста, являющаго себя всюду божественнымъ посланнникомъ, истиннымъ Мессіею, будутъ столь сильными, что даже несмотря на грозныя обличенія его пророками Иліею и Енохомъ, его прежде всехъ провозгласитъ своимъ царемъ народъ іудейскій.

О царской власти Антихриста во Израиле таинственно говоритъ Апокалипсисъ, приглашая каждаго читателя расшифровать имя зверя или число имени его: «Здесь мудрость. Кто имеетъ умъ, тотъ сочти число Зверя, ибо это число человеческое: число его —

« 6 6 6 »

«ШЕСТЬСОТЪ ШЕСТЬДЕСЯТЪ ШЕСТЬ» (Откровеніе 13, 17-18).

Многіе толкователи этого таинственнаго числа Зверя, не установивъ предварительно никакого принципа для расшифровки его, не смогли дать и правильнаго объясненія. «Упражняясь въ слове (т. е. въ расшифровке), — говоритъ святой Андрей Кесарійскій, — много можно найдти именъ: и нарицательныхъ, и собственныхъ» (Собственныя имена находили: «Лампетисъ», «Титанъ», «Венедиктъ»... нарицательныя же: «Худый руководитель», «Древній завистникъ», «Истинно вредный», «Неправедный агнецъ» и др.). Въ такомъ же духе попытался расшифровать «666» и протоіерей М. Польскій, поместивъ свою статью «Число Зверя» въ журнале «Святая Земля», въ № 1 за 1938 годъ. По его объясненію числомъ 666 называется власть золота и власть надъ трудомъ человеческимъ. Власть Зверя является тою властью, которая «забираетъ не только все богатство, но и весь твой трудъ, забираетъ твои руки» (стр. 15).

Но, прежде придумыванія какихъ-либо объясненій постараемся установить единственно-правильный принципъ расшифровки, состоящій въ томъ, чтобы сама расшифровка числа одновременно могла бы объяснить и причину, заставившую св. Апостола прибегнуть къ шифру и не сказать имя Зверя ясно и открыто. Такъ, если мы спросимъ: почему св. Апостолъ счелъ нужнымъ зашифровать такія простыя понятія, какъ золото, или какъ власть золота надъ трудомъ человеческимъ, или такія названія, какъ «Худый руководитель» и . п., то все эти толкованія отпадутъ сами собой, ибо они, не давая ответа на этотъ вопросъ, самый шифръ делаютъ пустой и практически безсмысленной забавой, чемъ-то вроде современныхъ крестословицъ, что, конечно, никакъ несовместимо ни съ Боговдохновенностью, ни съ серьезностью святого Писателя.

Единственно серьезной и глубокой попыткой расшифровки числа Зверя, вполне могущей объяснить и причину самого шифра, является мненіе католическаго священника о. Слота (Sloet) напечатанное въ «Библейскомъ Обозреніи» (Revue Biblique) 1893 года въ примечаніи къ «Апокалипсису святого Іоанна», на стр. 512.

«По поводу имени апокалипсическаго Зверя мы получили следующее письмо, которое, съ разрешенія автора, мы считаемъ долгомъ поместить здесь:»

«Преподобный Отецъ. Въ предыдущемъ номере «Библейскаго Обозренія» на стр. 298-й, преподобный отецъ Семерія упоминаетъ о мненіи Г. Годэ, который отождествляетъ апокалипсическаго зверя съ «возрождающимся въ конце временъ іудейскимъ могуществомъ». Наблюдая всё возростающую силу еврейства, нужно признаться, что это мненіе находитъ подтвержденіе въ современной исторіи. Если такъ, то Антихристъ будетъ еврейскимъ царемъ».

«Св. Іоаннъ намъ открываетъ «Число его имени: 666» (Откр. 13, 18) и приглашаетъ сосчитать «число зверя». Если смыслъ этого состоитъ въ томъ, что изъ него (т. е. числа) нужно вывести имя Антихриста и если этотъ выводъ возможенъ до пришествія, то представляется мало вероятнымъ, чтобы св. Іоаннъ имелъ въ виду его имя собственное: производя действія съ собственными именами мы (неизменно) придемъ къ совершенно произвольнымъ операціямъ».

Такое толкованіе числа Зверя одновременно объясняетъ и практическую необходимость примененія для него шифра. Ведь если бы св. писатель решился написать открыто, что Зверь или Антихристъ будетъ темъ царемъ Израильскимъ, котораго такъ страстно ожидалъ народъ еврейскій, и который, согласно толкованіямъ его учителей, долженъ былъ прежде всего освободить евреевъ отъ ига римлянъ, а потомъ и покорить себе все народы и образовать одну міровую державу, то такое заявленіе не только не могло бы иметь характера строго религіознаго предупрежденія, но было бы воспринято евреями какъ антипатріотическое выступленіе и вызвало бы взрывъ негодованія противъ его автора. Кроме того, открытое объявленіе о грядущемъ царе Израильскомъ даже независимо отъ его характеристики, евреями могло бы быть воспринято и въ качестве политическаго предательства. Ибо евреи тщательно скрывали отъ римской власти свои замыслы о своемъ царе и старались заверить римлянъ въ томъ, что они не имеютъ и не желаютъ иметь никакого другого царя, кроме Римскаго Кесаря.

ТРЕТІЙ ПЕРІОДЪ и последній деятельности Антихриста откроется захватомъ имъ всей міровой власти въ свои руки. Этому будетъ весьма способствовать обстановка крайняго разоренія народовъ отъ міровой войны. Въ единомъ міровомъ управленіи, сосредоточенномъ въ рукахъ всеми прославляемаго Антихриста, большинство увидитъ единственную гарантію противъ возможности новыхъ войнъ и единственный путь дальнейшаго мирнаго процветанія человечества.

Самый приходъ къ міровой власти Антихриста слово Божіе изображаетъ следующимъ образомъ: на теле опустошеннаго и разореннаго войною міра «возстанутъ десять царей» (Дан. 7, 24). Семь изъ нихъ будутъ иметь «одне мысли» съ Антихристомъ: они ему «и предадутъ силу и власть свою» (Откр. 17, 13). Другіе же три царя будутъ отстаивать свою независимость: Антихристу придется покорить ихъ только военною силою (Дан. 7, 8. 20. 24). «Когда народы, — писалъ Лактанцій, — чрезмерно умноживши войско и оставивши хлебопашество, — что составляетъ начало разоренія и пораженія, — все разорятъ, истощатъ, пожрутъ, тогда съ крайнихъ пределовъ северной страны внезапно возстанетъ противъ сильнейшій врагъ. Онъ трехъ изъ нихъ... истребитъ, и прочіе заключатъ съ нимъ союзъ, и онъ сделается надъ всеми ними начальникомъ. Это и будетъ Антихристъ» («Божественныя наставленія». кн. VII, гл. 16).

Три царя, которыхъ «исторгнетъ» Антихристъ, по толкованію св. Іоанна Златоуста, суть цари или правители: Египетскій, Ливійскій и Эеіопскій (Абиссинскій).

После победы Антихриста надъ тремя государствами и устраненія въ лице ихъ единственнаго препятствія на своемъ пути къ міровому владычеству. Откровеніе изображаетъ его (Антихриста) въ виде краснаго зверя, имеющаго десять роговъ (т. е. подчинившаго себе десять государствъ) и семь головъ (т. е. рставившаго добровольно подчинившихся ему семерыхъ правителей въ качестве своихъ полномочныхъ представителей въ ихъ странахъ). «Вотъ большой красный драконъ съ семью головами и десятью рогами, и на головахъ его семь діадимъ» (Откр. 13, 3) см. Толкованіе свв. отцевъ: Иринея Ліонскаго и Кирилла Іерусалимскаго.

О всемірной политической власти Антихриста говоритъ Откровеніе: «И дана была ему власть надъ всякимъ коленомъ, и народомъ, а языкомъ, и племенемъ» (Откр. 13, 7). Хотя въ процессе захвата всей міровой власти Антихристомъ и будутъ иметь значеніе обычныя человеческія усилія и средства, но главный источникъ его успеха будетъ не въ нихъ. «И укрепится сила его, хотя и не его силою» (Дан. 8, 24). Свою власть и свою силу Антихристъ получитъ отъ сатаны. «И далъ ему драконъ силу свою, и престолъ свой, и великую власть» (Откр. 13, 2). И только этимъ постояннымъ сатанинскимъ содействіемъ ему возможно будетъ объяснить его необычный успехъ въ быстромъ захвахе всей власти надъ міромъ и его исключительную силу, которой никакая человеческая сила и власть не смогутъ противостать и помешать. «Антихристъ, говоритъ проф. Беляевъ, будетъ действовать силою діавола и чудесами, а сила эта очень велика...», затемъ «у него будетъ великое множество сильныхъ поспешниковъ», кроме того «при быстролетныхъ путяхъ сообщенія и способахъ сношенія можно сразу произвести переворотъ на всей земле» («О безбожіи и Антихристе», т. 1-й, стр. 765).

Всеобщее признаніе Антихриста всемірнымъ монархомъ будетъ одновременно связано съ всенароднымъ признаніемъ его и единымъ духовнымъ возглавителемъ всехъ религій. Владиміръ Соловьевъ въ своемъ последнемъ труде «Три разговора» высказалъ предположеніе, что Антихристъ, достигнувъ власти, соберетъ Вселенскій Соборъ изъ представителей всехъ религій. На этомъ соборе (въ Іерусалиме) Антихристъ предложитъ всемъ объединиться въ одно стадо подъ единымъ пастыремъ. Главное вниманіе онъ обратитъ на христіанъ всехъ исповеданій, обещая имъ за признаніе его своимъ владыкою всяческое покровительство. «Онъ вострубитъ о себе, — пишетъ св. Ефремъ Сиринъ, — какъ трубили о немъ предтечи, назоветъ себя проповедникомъ и возстановителемъ истиннаго богопознанія: непонимающіе христіанства увидятъ въ немъ представителя и поборника истинной религіи, присоединятся къ нему. Вострубитъ онъ, назоветъ себя обетованнымъ Мессіею: воскликнутъ въ сретеніе его питомцы плотскаго мудрованія, увидевъ славу его, могущество, геніальныя способности, обширнейшее развитіе по стихіямъ міра, провозгласятъ его богомъ, соделаются его споспешниками» (Слово 106-е, часть 2-я; см. Еп. Игнатія Брянч. IV, стр. 301).

Между прочимъ, очень важно отметить, что все св. отцы считаютъ главной причиной такого быстраго и безразсуднаго увлеченія людей Антихристомъ, отсутствіе у нихъ духовнаго разума, всецелую ихъ погруженность въ плотское состояніе, А такъ какъ духовный разумъ можетъ пріобретаться и развиваться только въ условіяхъ правильной духовной жизни, преподаваемой истинной Православной Церковью, то въ тотъ моментъ смогутъ оказаться въ полномъ духовномъ всеоружіи и распознать все козни и коварства Антихриста только православные христіане, но не все, а только та малая часть изъ нихъ, которая будетъ жить духовною жизнью по правиламъ Церкви. Еретики же и лжеверы, у которыхъ или вовсе отсутствуетъ духовная жизнь, или практикуется но въ неправильныхъ и извращенныхъ формахъ, неизбежно сделаются жертвами обольщенія Антихриста.

Антихристъ тонко подменитъ культъ Богочеловека культомъ Человекобога и потребуетъ поклоненія себе какъ Богу. Въ Св. Писаніи онъ изображается, какъ превозносящійся «выше всего, называемаго Богомъ или святынею» (2 Сол. 2, 3-4), какъ говорящій «гордо и богохульно», какъ хулящій Бога и «жилище Его и живущихъ на небе» (Откр. 13, 5-6).

Примечаніе: Здесь важно заметить, что въ направленіи распространенія противохристіанскихъ Человекобожескихъ взглядовъ сейчасъ деятельную пропаганду ведутъ какъ іоги, такъ и ихъ западные последователи — теософы. Все они говорятъ, что наше человеческое «Я» — божественно и единосущно съ Богомъ.

«Духъ въ душе человека есть истинное "Я" человека, въ которомъ онъ действительно единосущенъ Отцу» (Жнани Іога, стр. 100).

«Истинное "Я" человека есть проявленіе Бога и въ немъ (въ истинномъ "Я") заключается самая сущность Божества» (Раджа Іога, стр. 50).

«Божественное Существо, которое мы себе "въ невежестве" представляемъ какъ бы отдельнымъ отъ насъ, совсемъ не находится вдали отъ насъ, но есть собственное "Я", заключенное внутіри насъ» (Суоми Абедананда. «Какъ сделаться іогомъ», стр. 28).

Тотъ же авторъ утверждаетъ, что откровеніе идетъ не изъ какого-либо особаго источника, но что оно (внушеніе свыше) есть только раскрытіе высшаго «Я» въ самомъ человеке (стр. 32).

Те же религіозные противохристіанскіе взгляды мы находимъ и у проповедниковъ теософіи. Президентъ теософскаго общества А. Безантъ утверждаетъ: «Высшее "Я" человека есть та самая сила, которая создала вселенную... она часть жизни Логоса и не отделима отъ него» («Сила мысли». 1912).

«Высшее "Я" — Божественный Духъ», говоритъ Е. Блаватская («Оккультизмъ и магическое искусство». 1912).

Теософы признаюетъ, что явленіе Бога на земле есть явленіе не единственное, а повторяющееся — въ т. н. «аватарахъ». Появленіе на земле «аватаровъ» или «спасителей міра» — по ихъ ученію, совершалось много разъ. А. Безантъ утверждаетъ, что до сихъ поръ на землю нисходили девять аватаровъ. Десятый долженъ появиться» (Лекція А. Безантъ «Идея Христа». 1914). Подъ этими аватарами разумеются Будда, Кришна, Іисусъ Назоретскій и др. (А. Безантъ. «О всемірномъ учительстве». 1913).

Христіанское же вероученіе утверждаетъ, что единосущными Богу Отцу являются только Сынъ Божій и Духъ Святый — Троица Святая, Единосущная и Нераздельная. Спасеніе міра совершеное однажды. Единственнымъ Спасителемъ людей и Искупителемъ является вочеловечившійся Сынъ Божій Господь Іисусъ Христосъ. Другихъ «спасителей» никогда не было и не будетъ.

Приведенные же здесь взгляды представителей восточнаго и западнаго оккультизма свидетельствуютъ о подготовке провозглашенія грядущаго Антихриста богомъ и «спасителемъ міра».

По предсказанію св. Ап. Павла Антихристъ «въ храме Божіемъ сядетъ, какъ Богъ, выдавая себя за Бога» (2 Сол. 2, 4). Безъ сомненія, «у Антихриста не будетъ ни времени, ни охоты, ни возможности постоянно сидеть въ храме. Онъ будетъ это делать только въ особенныхъ торжественныхъ и важныхъ случаяхъ, напримеръ, при провозглашеніи себя царемъ міра и богомъ. Но ему и не нужно будетъ быть постоянно въ храме. Севши разъ въ храме и объявивъ себя Богомъ, онъ этимъ самымъ действіемъ подастъ знакъ и вместе съ темъ отдастъ и приказъ, чтобы во всехъ храмахъ христіанскихъ и нехристіанскихъ были поставлены его изображенія (статуи или иконы), и чтобы все люди покланялись имъ, какъ ему самому, какъ изображеніямъ Бога. И действительно въ храмахъ начнется служеніе Антихристу, какъ Богу» (Проф. Беляевъ. «О безбожіи и Антихристе», т. 1-й, стр. 384).

Это оскверненіе святыни христіанскаго храма и христіанской веры въ Св. Писаніи таинственно предвозвещается въ изреченіяхъ о поставленіи «мерзости запустенія» во святомъ месте:

а) «...въ половине седьмины (после трехъ съ половиною летъ второго періода и въ начале третьяго періода, имеющаго продолжаться три съ половиною года, деятельности Антихриста) прекратится жертва и приношеніе, и на криле святилища будетъ мерзость запустенія» (Дан. 9, 27).

б) «...и поставлена имъ будетъ часть войска, которая осквернитъ святилище могущества и прекратитъ ежедневную жертву и поставитъ мерзость запустенія» (Дан. 11, 31).

в) «...со времени прекращенія ежедневной жертвы и поставленія мерзости запустенія пройдетъ 1290 дней» (Дан. 12, 11-12).

Здесь въ пророческой перспективе одновременно изображаются три событія, хотя и отделенныя другъ отъ друга целыми веками, но имеющія глубокое внутреннее сродство между собою. Въ действительности же первыя два событія являются только прооббразомъ последняго грядущаго, къ которому главнымъ образомъ и относится пророчество.

а) Первое событіе — это гоненіе на веру Антіоха Епифана, IV-го царя Сирійскаго. Антіохъ воцарился после своего брата Селевка IV въ 137 г. эры Селевкидовъ, или въ 176 г. до Рождества Христова. О его ужасномъ царствованіи и его жестокомъ гоненіи ка веру говорится въ первыхъ двухъ книгахъ Маккавейскихъ. «Онъ вошелъ во святидище съ надменностью... и повелелъ, чтобы въ его царстве все были однимъ народомъ, и чтобы каждый оставилъ свой законъ...» и «ругались надъ субботами и праздниками, и оскверняли святилище и святыхъ...». «А если кто не сделаетъ по слову царя, да будетъ преданъ смерти...» и «устроили на жертвеннике мерзость запустенія...», «и книги закона, какія находили, разрывали и сожигали огнемъ, у кого находили книгу завета, и кто держался закона, того по повеленію царя предавали смерти... убивали женъ, обрезавшихъ детей своихъ, а младенцевъ вешали за шеи ихъ, домы ихъ расхищали... храмъ наполнился любодействомъ и безчиніемъ отъ язычниковъ» (1, 1-64; 6, 1-9). У христіанскихъ богослововъ Антіохъ Епифанъ признаётся самымъ яркимъ прообразомъ грядущаго Антихриста.

б) Второе событіе — это разрушеніе Іерусалима и оскверненіе Іерусалимскаго храма римскими войсками въ 70 г. после Рождества Христова. «Если бы пророчество Даніила относилось только къ Антіоху, то въ такомъ случае Іисусъ Христосъ, повторяя о мерзости запустенія, реченной черезъ пророка Даніала (Мате. 24, 15-21; Лук. 21, 20-24), не могъ бы говорить, какъ о событіи, имеющемъ совершиться въ будущемъ, т. к. для Его времени эпоха Антіоха Епифана уже давно миновала» (Проф. Беляевъ. «О безбожіи и Антихристе», т. 1-й, стр. 230).

Событіе это описано іудейскимъ историкомъ Іосифомъ Флавіемъ. По его словамъ римляне, подавляя возстаніе іудеевъ, разрушили Іерусалимъ и «внесли свои знамёна во святилище и поставили ихъ противъ Восточныхъ вратъ; принесли передъ знамёнами торжественныя жертвы (языческія) и громкими криками провозгласили Тита самодержцемъ». Такъ стала «мерзостъ запустенія» въ священномъ граде и въ святыне этого града... въ храме Іерусалимскомъ. Въ этомъ храме теперь принесена была жертва языческимъ богамъ руками язычниковъ; отселе жертвы и молитвы истинному Богу въ немъ прекратились навсегда» (Проф. Беляевъ, тамъ же, стр. 216).

в) Но это пророчество о мерзости запустенія могло только отчасти относиться къ разрушенію Іерусалима въ 70 г. по Р. X. Главнымъ же образомъ оно имеетъ въ виду другую грядущую эпоху, «когда будутъ осквернены все храмы на земле и вместе съ темъ произойдетъ опустошеніе и оскверненіе Новаго Сіона — Церкви Христовой... по всей земле. Это будетъ предъ кончиною міра — при Антихристе» (Проф. Беляевъ, тамъ же, стр. 219). Блаженный Іеронимъ все пророчество Даніила о поставленіи «мерзости запустенія» относитъ къ Антихристу и только некоторыя черты его къ Антіоху.

Не совсемъ понятнымъ въ изреченіи о «мерзости запустенія» является слово «на крыле» (Дан. 9, 27). Остроумной попыткой его истолкованія является переводъ его съ объясненіемъ известнаго составителя еврейской грамматики и еврейско-немецкаго лексикона — Гезенія. Онъ переводитъ изреченія Даніила следующимъ образомъ: «И на крыльяхъ мерзости — опустошитель». Изъясняетъ же онъ переводъ свой такъ: «Врагъ Церкви, т. е. Антихристъ представляется здесь носимымъ на крыльяхъ мерзостнаго идола, подобно тому, какъ Іегова представляется носимымъ на херувимахъ». Очень возможно, что Антихристъ на крылатомъ идоле, какъ на колеснице или на троне, будетъ переносимъ съ места на место. Но не будетъ ничего невероятнаго также и въ томъ, если Антихристъ на крыльяхъ мерзостнаго идола будетъ летать по воздуху (на спеціально выстроенномъ для него аэроплане — въ виде крылатаго мерзкаго идола). Последнее предположеніе, хотя и не въ примененіи къ этому именно изреченію, за много вековъ до Гезенія было высказано св. Ефремомъ Сиринымъ (см. Ефрема Сирина «Слово на пришествіе Господне» 39-е, часть 3-я, стр. 25-я).

Открывая свое міровое владычество Антихристъ будетъ уловлять въ свой сатанинскій пленъ все человечество съ помощью техъ же пріемовъ, какіе употребилъ сатана, искушая Самого Господа.

1. Первое искушеніе сатаны выразилось въ его предложеніи Господу превратить камни въ хлебы (Мате. 4, 3). На первый взглядъ оно можетъ показаться «внолне согласующимся съ конечными целями служенія Сына Божія». Что можно было иметь противъ того, «чтобы пустыня расцвела, какъ кринъ (Исх. 36, 1), чтобы голодъ, бедность, нужда, весь мучительный трудъ въ поте лица при добываніи хлеба», явившіеся какъ результатъ перваго проклятія земли для наказанія согрешившаго человека (Быт. 3, 17-19), наконецъ прекратилисье Однако, весь грехъ и все лукавство этого предложенія состояли въ томъ, что здесь «предлагалось съ этого начать вместо того, чтобы этимъ окончить, предлагалось вызвать полное изобиліе въ видимомъ міре, но не въ качестве следствія и выраженія внутренняго царства правды» (Тренчъ). Одно внешнее улучшеніе матеріальныхъ условій жизни безъ предварительнаго нравственнаго улучшенія самихъ людей явилось бы полнымъ торжествомъ зла, такъ какъ такое сытое благополучіе закрепило бы безнадежное плотское состояніе его участниковъ, парализуя всякую возможность нравственнаго исправленія и духовнаго совершенствованія. Поэтому Христосъ и отвечалъ сатане: «Не хлебомъ однимъ будетъ жить человекъ, но всякимъ словомъ, исходящимъ изъ устъ Божіихъ» (Мате. 4, 4). Въ этомъ ответе Господа не игнорируются телесныя нужды людей, но ставятся на второе место после духовныхъ потребностей. Евангеліе осуждаетъ лишь попытки угожденія плоти при полномъ забвеніи Бога, осуждаетъ намереніе сделать людей матеріально счастливее, не делая ихъ нравственно совершеннее. Господь предупреждаетъ насъ: «Внемлите себе, да не отягчаютъ сердца ваша объяденіемъ и пьянствомъ», ибо въ последнемъ случае мы теряемъ нравственную свободу, становимся рабами своихъ низменныхъ потребностей и убиваемъ свою душу вечною смертью.

Къ такому-то полному духовному рабству приводятъ людей вожди современной міровой революціи. Ихъ ученіе и ихъ призывы облекаются въ возвышенныя слова объ общемъ равенстве и братстве, но въ действительности они стараются увлечь людей только къ устроенію одного матеріальнаго благополучія, отводя отъ всехъ возвышенныхъ — нравственныхъ и религіозныхъ стремленій. Когда же для человека станетъ единственною ценностью только матеріальное благо, то онъ непременно станетъ полнымъ рабомъ того, кто будетъ давать ему это благо. Матеріалистическое воспитаніе людей даетъ неограниченную власть Антихристу, ибо все средства существованія окажутся въ его полномъ распоряженіи. Онъ будетъ щедро раздавать ихъ только своимъ последователямъ и приспешникамъ. И человекъ, не пріучившій себя къ воздержанію, не имеющій духовной и принципіальной стойкости, принужденъ будетъ подчиниться его воле. «...Всемъ, малымъ и великимъ, богатымъ и нищимъ, свободннмъ и рабамъ — положено будетъ начертаніе на правую руку ихъ или на чело ихъ, и... никому нельзя будетъ ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеетъ это начертаніе, или имя зверя, или число имени его» (Откр. 13, 16-17).

2. Второе искушеніе сатаны проявилось въ томъ, что онъ, взявъ Господа во святый градъ и поставивъ Его на крыле храма, сказалъ Ему: «Если Ты Сынъ Божій, бросься внизъ; ибо написано: Ангеламъ Своимъ заповедаетъ о Тебе, и на рукахъ понесутъ Тебя, да не преткнешься о какень ногою Твоею» (Мате. 4, 5-6). Это предложеніе у діавола означало следующее: Бросься внизъ и явись окруженнымъ и носимымъ сонмомъ Ангеловъ передъ изумленнымъ народомъ, чтобы народъ, увидевъ это знаменіе, сразу призналъ Тебя Сыномъ Божіимъ. И это искушеніе сатаны подъ благовидной заботой о возбужденіи въ народе веры въ Божественное достоинство Спасителя представляло собою не что иное, какъ полное отверженіе Креста Христова, отверженіе Искупленія, ибо оно предлагало Христу стать вождемъ, увлекающимъ за собою толпу однимъ пустымъ эффектомъ и не требующимъ отъ нея никакого нравственнаго подвига и самоотверженія.

Подобное требованіе знаменія отъ Господа исходило неоднократно и отъ фарисеевъ. «Фарисеи, не удовлетворяясь теми чудесами, которыя совершалъ Господь, требовали отъ Него особеннаго чуда: знаменія съ небесе (Марк. 8, 12) ...Желаніе знаменія съ небесе выражалось иногда и народомъ. Такъ после чудеснаго умноженія пяти хлебовъ и насыщенія ими многолюднаго собранія, въ которомъ было 5000 мужей, за исключеніемъ женъ и детей, очевидцы этого чуда, участники этой трапезы говорили Господу: «Кое Ты твориши знаменіе, да видимъ и веру имемъ Тебее Отцы наши ядоша манну въ пустыни, якоже есть писано: хлебъ съ небесе даде имъ ясти» (Іоан. 6, 30-31). Для нихъ показалось недостаточнымъ дивное размноженіе хлебовъ въ рукахъ Спасителя: оно совершилось съ тишиною, со святымъ смиреніемъ, которымъ были проникнуты все действія Богочеловека, а имъ нужно было зрелище, имъ нуженъ былъ эффектъ. Имъ нужно было, чтобы небо покрылось густыми облаками, чтобы возгремелъ громъ и засверкала молнія; чтобы хлебы попадали изъ воздуха (съ неба)». (Епископъ Игнатій Брянчаниновъ, т. IV, стр. 296-297).

Тяжкимъ грехомъ было требованіе такого знаменія отъ Богочеловека, ибо оно исходило изъ плотского разума, отвергающаго какую-либо возвышенную духовную цель ради внешняго эффекта. Господь, услышавъ это дерзкое богохульное требованіе знаменія глубоко вздохнувъ, сказалъ: «Для чего родъ сей требуетъ знаменіяе Истинно говорю вамъ: не дастся роду сему знаменіе. И оставивъ ихъ.., отправился» (Марк. 8, 12-13). Это требованіе знаменія съ неба было требованіемъ чуда въ характере чудесъ сатаны. Никакой особенной достоверности знаменіе съ неба не могло иметь. Почему только знаменіе съ неба могло засвидетельствовать, что оно отъ Богае «Изъ Божественнаго Писанія видно противное... Священное Писаніе повествуетъ, что по действу діавола огнь спаде съ небесе и пожже овцы и пастыри праведнаго Іова (Іов. 1, 16; см. «Благовестникъ» на Мате. XVI, 1). Очевидно, что этотъ огонь образовался въ воздухе, какъ образуется въ немъ молнія. Симонъ волхвъ удивлялъ чудесами слепотствующій народъ, который признавалъ действовавшую въ немъ силу сатаны «великою силою Божіею» (Деян. VIII, 10). Особенно привелъ Симонъ въ удивленіе язычниковъ римлянъ, когда въ многочисленномъ собраніи ихъ, объявивъ себя богомъ и свое намереніе — вознестись на небо, внезапно началъ подыматься въ воздухе; повествуетъ объ этомъ блаженный Симеонъ Метафрастъ, заимствуя поведаніе изъ древнейшихъ христіанскихъ писателей (см. Житіе св. Ап. Петра. Читьи Минеи, іюня въ 29 день). Пинетти, жившій въ конце XVIII столетія, совершалъ подобныя чудеса. Совершали и совершаютъ ихъ и другіе» (Еп. Игнатій Брянч. IV, стр. 299-300).

То, что отказался совершить Христосъ, совершитъ Антихристъ: онъ дастъ знаменіе съ неба, т. е. знаменіе въ воздухе, где преимущественно господствуетъ сатана (см. преп. Ефрема Сирина, слово 106-е, ч. 2-я; Ефес. 2, 2; 4, 12). Св. Іоаннъ Богословъ говоритъ, что Антихристъ совершитъ дела великія, «да и огнь сотворитъ сходити съ небесе на землю предъ человеки» (Откр. 13, 13). «Это знаменіе указывается Писаніемъ, какъ высшее изъ знаменій Антихриста, и место этого знаменія — воздухъ: будетъ оно великолепнымъ и страшнымъ зрелищемъ. Оно будетъ действовать наиболее на чувство зренія, очаровывая и обманывая его» (Еп. Игнатій Брянч. IV, стр. 302).

Св. Симеонъ, Новый Богословъ, предупреждаетъ, что «взирати на небо зело редко подобаетъ страха ради (изъ предосторожности) лукавыхъ на воздусе духовъ, сего ради и именуются воздушніи дуси, иже производятъ многія и различныя прелести на воздусе» (Добротолюбіе, ч. 1-я «О третьемъ образе вниманія»). Св. Ап. Павелъ называетъ сатану «княземъ, господствующимъ въ воздухе» (Ефес. 2, 2). Очарованіе воздушнымъ бесовскимъ явленіемъ грозитъ неизбежною гибелью для внимающихъ ему. «Все бесовскія явленія имеютъ то свойство, что даже ничтожное вниманіе къ нимъ опасно; отъ одного такого вниманія, допущеннаго даже безъ всякаго сочувствія къ явленію, можно запечатлеться самымъ вреднымъ впечатленіемъ, подвергнуться тяжкому искушенію» (Еп. Игнатій Брянч. IV, стр. 329). Знаменія Антихриста, совершаемыя сатанинскою силою, произведутъ неотразимое вліяніе на зрителей. «Не сообразятъ человеки, что чудеса его не имеютъ никакой благой, разумной цели, никакого определеннаго значенія, что они чужды истины, преисполнены лжи, что они — чудовищное, всезлобное, лишенное смысла актерство, усиливающееся удивить, привести въ недоуменіе и самозабвеніе, обольстить, обмануть, увлечь обаяніемъ роскошнаго, пустого, глупаго эффекта» (Еп. Игнатій Брянч. IV, стр. 300).

Увидевъ эти чудеса, люди по слепоте своей, по торжеству своего плотского разума, немедленно признаютъ въ нихъ действіе сатаны величайшимъ проявленіемъ силы Божіей, и съ восторгомъ примутъ Антихриста богомъ. «Антихристъ наведетъ страхъ грозою и дивомъ чудесъ своихъ, удовлетворитъ ими безразсудному любопытству и грубому невежеству, удовлетворитъ тщеславію и гордости человеческой, удовлетворитъ плотскому мудрованію, удовлетворитъ суеверію, приведетъ въ недоуменіе человеческую ученостъ — все человеки, руководствующіеся светомъ падшаго естества своего, отчуждившіеся отъ руководства светомъ Божіимъ, увлекутся въ повиновеніе обольстителю (Апок. 13, 8)» (Еп. Игнатій Брянч. IV, стр. 302).

3. Третье искушеніе сатаны заключалось въ томъ, что онъ, возведя Спасителя на высокую гору и показавъ Ему все царства міра и славу ихъ, сказалъ Ему: «Все это дамъ Тебе, если падши поклонишься мне» (Мате. 4, 8-9; Лук. 4, 5-7). Власть сатаны надъ царствами міра сего неоднократно засвидетельствована самимъ Словомъ Божіимъ. Самъ Господь называетъ діавола «княземъ міра сего». А св. Іоаннъ Богословъ въ Откровеніи пишетъ, что сатана темъ, кто ему служитъ, даетъ «силу свою, и престолъ свой, и великую власть» (Откр. 13, 2). Власть сатаны утверждается на обмане, на обольщеніи и на насиліи. Господь же Іисусъ Христосъ пришелъ утвердить Свою власть на свободномъ нравственномъ подвиге и свободномъ сыновнемъ послушаніи Отцу. И то, что отвергъ Христосъ, въ полной мере осуществитъ Антихристъ. Онъ самъ получитъ всю свою власть надъ міромъ отъ сатаны за свое полное повиновеніе ему, а также будетъ награждать ею и другихъ — въ меру повиновенія и служенія сатанинской воле.

Достигнувъ міровой власти, Антихристъ резко изменитъ свое поведеніе. Вместо лицемернаго и осторожнаго отношенія къ людямъ, вместо показного актерскаго благожелательства своего къ своимъ противникамъ, онъ открыто выступитъ безпощаднымъ гонителемъ всехъ верующихъ христіанъ, не соглашающихся поклониться ему, какъ Богу. Онъ будетъ «угнетать святыхъ Всевышняго, даже возмечтаетъ отменить у нихъ (праздничныя) времена и законъ» (Дан. 7, 25; Откр. 12, 13-17; 13, 6-7). Открытое общественное христіанское Богослуженіе должно будетъ прекратиться. «Антихристъ и его приверженцы, пишетъ проф. Беляевъ, будутъ уничтожать книги Свящ. Писанія, будутъ гнать и мучить проповедниковъ слова Божія и совершителей христіанскаго Богослуженія, будутъ следить за темъ, чтобы нигде не была совершаема Евхаристія, и все-таки и проповеданіе слова Божія не умолкнетъ, и Богослуженіе не прекратится, и Евхаристія будетъ совершаема» (тамъ же, стр. 346), но, конечно, только въ скрытыхъ местахъ, какъ въ первые века христіанства.

У Антихриста окажется деятельный помощникъ въ преследованіи христіанъ и въ принужденіи ихъ къ поклоненію ему, какъ Богу. По своей жестокости и безпощадности этотъ помощникъ Антихриста названъ въ Писаніи «вторымъ зверемъ». «И увиделъ я, пишетъ св. Іоаннъ Богословъ, другого зверя, выходящаго изъ земли... Онъ действуетъ... со всею властію перваго зверя и заставляетъ всю землю и живущихъ на ней поклоняться первому зверю... и чудесами, которыя дано было ему творить предъ зверемъ онъ обольщаетъ живущихъ на земле, говоря... чтобы они сделали образъ зверя... И дано было ему вложить духъ въ образъ зверя, чтобы образъ зверя и говорилъ, и действовалъ такъ, чтобы убиваемъ былъ всякій, кто не будетъ покланяться образу зверя» (Откр. 13, 11-12. 14-15).

«Испытаніе для святыхъ Божіихъ настанетъ страшное: лукавство, лицемерство, чудеса гонителя будутъ усиливаться обмануть и обольстить ихъ, утонченныя, придуманныя и прикрытыя коварною изобретательностью преследованія и стесненія, неограниченная власть мучителя — поставитъ ихъ въ самое затруднительное положеніе; малое число ихъ будетъ казаться ничтожнымъ предъ всемъ человечествомъ... общее презреніе, ненависть, клевета, притесненія, насильственная смерть содедаются ихъ жребіемъ...». «Противники Антихриста сочтутся возмутителями, врагами общественнаго блага и порядка, подвергнутся и прикрытому, и открытому преследованію, подвергнутся пыткамъ и казнямъ...» (Еп. Игнатій Брянчаниновъ. IV, стр. 302-303).

Первыми жертвами Антихриста будутъ его обличители — св. пророки Енохъ и Илья. «И когда кончатъ они свидетельство свое, зверь, выходящій изъ бездны (Антихристъ), сразится съ ними, и победитъ ихъ, и убьетъ ихъ, и трупы ихъ оставитъ на улице великаго города, который называется Содомъ и Египетъ, где и Господь нашъ распятъ (Іерусалимъ). И многіе изъ народовъ и коленъ, и языковъ, и племенъ будутъ смотреть на трупы ихъ три дня съ половиною и не позволятъ положить трупы ихъ во гробы. И живущіе на земле будутъ радоваться сему и веселиться и пошлютъ дары другъ другу, потому что два пророка сіи мучили живущихъ на земле. Но после трехъ дней съ половиною вошелъ въ нихъ духъ жизни отъ Бога, и они оба стали на ноги свои; и великій страхъ напалъ на техъ, которые смотрели на нихъ. И услышали они съ неба громкій голосъ, говорившій имъ: взойдите сюда. И они взошли на небо на облаке, и смотрели на нихъ враги ихъ. И въ тотъ же часъ произошло великое землетрясеніе, и десятая часть города пала, и погибло при землетрясеніи семь тысячъ именъ человеческихъ, и прочіе объяты были страхомъ, и воздали славу Богу Небесному» (Откр. 11, 7-13).

После этого должно произойти замечательное событіе, которое можно приписать только действію проповеди св. пророковъ, ихъ чудеснаго воскресенія и вознесенія на небо, — обращеніе ко Христу значительной части современныхъ Антихристу іудеевъ. Блаженный ееофилактъ Болгарскій по этому поводу пишетъ: «Илія придетъ... какъ предтеча второго пришествія, и возвратитъ къ вере во Христа всехъ евреевъ, которые окажутся послушными, приводя какъ бы къ отеческому наследію ихъ, отпавшихъ отъ Него». Основаніями для этого утвержденія служатъ следующія пророческія слова въ Священномъ Писаніи:

а) «Вотъ, Я пошлю къ вамъ (евреямъ) Илію пророка предъ наступленіемъ дня Господня, великаго и страшнаго. И онъ обратитъ сердца отцовъ къ детямъ и сердца детей къ отцамъ ихъ, чтобы Я пришедъ не поразилъ земли проклятіемъ» (Мал. 4, 5-6).

б) «И будетъ въ тотъ день: остатокъ Израиля и спасшіеся изъ дома Іакова не будуть более полагаться на того, кто поразилъ ихъ, но возложатъ упованіе на Господа, Святаго Израилева чистосердечно. Остатокъ обратится, остатокъ Іакова — къ Богу сильному» (Ис. 10, 20-21).

в) «А Исаія провозглашаетъ объ Израиле: хотя бы сыны Израилевы были числомъ, какъ песокъ морской, только остатокъ спасется» (Рим. 9, 27; см. Ис. 10, 22).

г) «На домъ Давида и на жителей Іерусалима изолью духъ благодати и умиленія, и они воззрятъ на Него, Котораго пронзили, и будутъ рыдать о Немъ, какъ рыдаютъ объ единородномъ сыне и скорбеть, какъ скорбятъ о первенце. Въ тотъ день поднимется большой плачъ Гададриммона въ долине Мегиддонской» (Зах. 12, 10-11).

д) «Ибо, если ты (изъ язычниковъ обратившійся ко Христу) отсеченъ отъ дикой по природе маслины и не по природе привился къ хорошей маслине, то темъ более сіи природные (изъ іудеевъ) къ своей привьются маслине... Не хочу оставить васъ, братія, въ неведеніи о тайне сей, — чтобы вы не мечтали о себе — что ожесточеніе произошло въ Израиле отчасти до времени пока войдетъ полное число язычниковъ» (Рим. 11, 24-25).

Владиміръ Соловьевъ, пытавшійся все пророчество о явленіи пророковъ Иліи и Еноха объяснить иносказательно (см. «Три разговора», главу «Повесть объ Антихристе»), невольно долженъ былъ погрешить и въ объясненіи тесно связаннаго съ явленіемъ пророковъ обращенія ко Христу остатка Израиля. По его мненію, евреи узнавъ, что лицо, принимавшееся ими за Мессію, вдругъ окажется необрезаннымъ, разочаруются въ немъ и примутъ христіанство. Если бы эта предпосылка о необрезанности Антихриста и оказалась правильной, то она могла бы побудить фанатичныхъ іудеевъ лишь отойти отъ него и ждать другого, более подходящаго кандидата для роли Мессіи, но она не могла бы стать причиной ихъ разочарованія во всей своей религіозно-національной идеологіи и принятія ими христіанской веры. У іудеевъ было много неудачныхъ претендентовъ на званіе Мессіи, возглавлявшихъ бунтарскія движенія противъ Рима. И однако последующія разочарованія въ нихъ никогда не приводили іудеевъ къ убежденію въ истинности христіанства. Это объясненіе Вл. Соловьева надо признать очень неудачнымъ. Только одно свидетельство Св. Писанія о чудесномъ явленіи пророковъ Иліи и Еноха, о ихъ проповеди и обличеніи Антихриста, о ихъ мученической смерти и воскресеніи сможетъ въ полной мере объяснить и чудесное обращеніе ко Христу остатка Израиля въ эпоху Антихриста.

Это обращеніе іудеевъ ко Христу вызоветъ сильнейшую злобу у Антихриста въ отношеніи къ христіанамъ. Тогда для нихъ настанетъ «великая скорбь», какой «не было отъ начала міра до ныне и не будетъ» (Мате. 24, 15-21). «И дано было ему (Антихристу) вести войну со святыми (христіанами) и победить ихъ» (Откр. 13, 7).

Спасеніе для небольшого остатка верующихъ будетъ только въ краткосрочности царствованія Антихриста. «И если бы не сократились те дни, то не спасласъ бы никакая плоть; но ради избранныхъ сократятся те дни» (Мате. 24, 22).

Міровое владычество Антихриста продолжится три съ половиною года. «Со времени прекращенія ежедневной жертвы (начала 3-го періода деятельности Антихриста при открытіи имъ своей всемірной монархіи) и поставленія мерзости запустінія пройдетъ 1290 дней» (Дан. 12, 11; см. 12, 7). Тотъ же срокъ царствованія Антихриста отмечается и въ Откровеніи: «И дана ему (Антихристу) власть действовать сорокъ два месяца» (Откр. 13, 5).

Никакая человеческая сила не сможетъ противостать Антихристу. Только Самъ Господь, придя вторично на землю во всей славе Своей, победитъ его. Тогда наступитъ Страшный Судъ Христовъ и конецъ нашего міра (Мате. 24, 30-31; 25, 31-46; Откр. 1, 7; 20, 11-15; 21, 1-8). И «схваченъ (будетъ) зверь и съ нимъ лжепророкъ, производившій чудеса предъ нимъ, которыми онъ обольстилъ принявшихъ начертаніе зверя и поклоняющихся его изображенію: оба живые (будутъ) брошены въ озеро огненное, горящее серою; а прочіе убиты мечемъ Сидящаго на коне, исходящимъ изъ устъ Его» (Откр. 19, 20-21). «А діаволъ, прельщавшій ихъ, (будетъ) вверженъ въ озеро огненное и серное, где зверь и лжепророкъ, и будутъ мучиться день и ночь и во веки вековъ» (Откр. 20, 10).

Главное бедствіе эпохи предъ всемірнымъ воцареніемъ Антихриста будетъ заключаться въ исключительной духовной слепоте людей. Духовный разумъ, т. е. тотъ разумъ, который только и можетъ ясно видеть светъ Истины, станетъ крайне редкимъ явленіемъ. Человечество, руководствующееся плотскимъ разумомъ, не только не узнaетъ Антихриста, не увидитъ въ немъ коварнаго врага своего, но напротивъ, признaетъ его своимъ благодетелемъ. «Многіе будутъ веровать въ него, сказалъ одинъ блаженный инокъ, и станутъ славить его, какъ Бога крепкаго. Имущіе же Бога всегда въ себе... увидятъ истину чистою верою, и познаютъ его. Всемъ бо имущимъ боговиденіе Божіе и разумъ, — тогда разумно будетъ пришествіе мучителя. Имущимъ же присно умъ въ вещахъ житія сего и любящимъ земная — непонятно сіе будетъ; привязаны бо суть въ вещахъ житейскихъ. Аще и услышатъ слово (предупрежденія объ Антихристе): то не имутъ веры, но паче омерзитъ имъ глаголяй сія» (Письма Георгія, затворника Задонскаго, кн. 1-я, стр. 62-я. 1850 г. — см. также «Слово 106-е» Преп. Ефрема Сирина). Постояннымъ предостереженіемъ для насъ является слово Христово: «смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объяденіемъ и пьянствомъ, и заботами житейскими, и чтобы день тотъ не постигъ васъ внезапно» (Лук. 21, 34). Ибо чрезмерное погруженіе въ интересы и заботы матеріальной жизни способствуетъ развитію плотского разума, который будетъ всегда въ противоборстве съ ученіемъ и откровеніемъ Божественнымъ.

Для стяжанія духовнаго разума нужно прежде всего послушаніе Разуму Вселенской Православной Церкви. Нужно всякое свое разсужденіе, проверять словомъ Божіимъ и святоотеческимъ ученіемъ. «Нужно, крайне нужно вниманіе къ слову Божію, оправдываемому самими событіями враждебнаго ему времени и настроенія, да не когда отпаднемъ» (Еп. Игнатій Брянчаниновъ. IV, стр. 227-228). «Не нереставай, говоритъ преп. Ефремъ Сиринъ, испытывать Божественныя Писанія, не преставай вопрошать Матерь свою — Церковь: когда пріидетъ желанный Женихъ, спрашивай и разведывай о знаменіи Его пришествія, потому что Судія не укоснитъ. Не переставай спрашивать, пока въ точности не узнaешь, не преставай прибегать къ помощи знающихъ о семъ въ точности» (Творенія преп. Ефрема Сирина IV, стр. 133. Москва, 1850 г.). Все св. отцы рекомендуютъ намъ постоянное руководство Св. Писаніемъ. При этомъ полезенъ и советъ ближнихъ, которые сами руководствуются словомъ Божіимъ и твореніями св. отцевъ. Такое руководство Разумомъ Церкви предохранитъ верующихъ отъ увлеченія широко распространяемыми ложными ученіями и взглядами. Отсутствіе же этого руководства и привычка всегда следовать за общественнымъ мненіемъ неизбежно приведутъ на ложный путь. Кроме того, если бы даже человекъ и решился пойти противъ установившихся общественныхъ взглядовъ, противъ общепринятаго пути, то онъ непременно подвергся бы следующему искушенію: онъ обязательно услышитъ — «Неужели ты одинъ правъ, а все или большая часть людей ошибаютсяе Только для техъ, кто будетъ руководствоваться Св. Писаніемъ, такое разсужденіе не будетъ иметь никакой цены. Писаніе ему скажетъ, что не большинство, а только немногіе шествуютъ по узкому пути, въ последніе же дни міра путь этотъ до крайности оскудеетъ» (Еп. Игнатій Брянчан.). Св. Писаніе внушитъ ему и мужество: его не смутитъ тотъ фактъ, что количество истинно верующихъ окажется малымъ островкомъ среди безграничнаго океана лжи и нечестія. Онъ будетъ помнить заветъ Христовъ: «Не бойся, малое стадо, ибо Отецъ вашъ благоволитъ дать вамъ Царство» (Лук. 12, 32).

Другое бедствіе эпохи Антихриста будетъ заключаться въ томъ, что тогда уже станетъ невозможнымъ никакое организованное сопротивленіе его власти. Тогда «не покусись остановить его немощною рукою твоею. Устранись, охранись отъ него самъ; и этого съ тебя достаточно» (Еп. Игнатій Брянчан.). «Будь доволенъ темъ, говоритъ старецъ Исаія, что предоставлено спасаться людямъ, желающимъ спастись». Поэтому нужно бороться съ надвигающимся царствомъ тьмы теперь, когда возможность борьбы еще не отнята отъ насъ. Всякое же уклоненіе отъ борьбы теперь, всякій хотя бы самый незначительный компромиссъ со зломъ во имя сосуществованія съ нимъ, допущенный сегодня, только еще более увеличитъ трудность борьбы съ нимъ завтра. Нужно «делать дела... доколе есть день, пока не настала ночь, когда никто не можетъ делать» (Іоан. 9, 4; 12, 35).

Ночь — естъ то надвигающееся на насъ сатанинское царство духовной тьмы, которое готовится охватить все человечество. Тогда жизнь верующихъ будетъ настолько тяжкой, что они, даже несмотря на свою греховность, даже забывая страхъ грядущаго Суда, будутъ восклицать: «Ей, гряди, Господи Іисусе!» (Откр. 22, 20).

Примечаніе:

[1] Глава взята изъ моей книги «Тайна беззаконія и Антихристъ» съ некоторыми дополненіями (Прот. Б. Молчановъ).

Источникъ: Протоіерей Борисъ Молчановъ. Антихристъ. — Изданіе второе. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1966. — 24 с.

 

 

 

 


Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования YouTube канал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод
Код баннера
Сайт отца Олега (Моленко)

 
© 2000-2024 Церковь Иоанна Богослова