Крест
Радуйтесь, ибо Господь грядет судить
Вселенская Проповедь Вечного Евангелия. Сайт отца Олега Моленко - omolenko.com
  tolkovanie.com  
Rus
  omolenko.com  
Eng
  propovedi.com  
  Кредо Переписка Календарь Устав Аудио
  Имя Божие 3000 вопросов Богослужения Школа Видео
  Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
  Публицистика Дискуссии Эра Духа Святого История Фотокниги
  Апостасия РПЦ МП Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Стримы
  Жития святых Книги о.Олега Исповедь Библия Избранное
  Молитвы Слово батюшки Новомученики Пожертвования Контакты
Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования YouTube канал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод
YouTube канал отца Олега   Facebook страничка   YouTube канал проповедей отца Олега  


ВКонтакт Facebook Twitter Blogger Livejournal Mail.Ru Liveinternet

БОГОСЛОВИЕ УЧАСТИЯ ГОСПОДА БОГА ДУХА СВЯТОГО В ДЕЛЕ СПАСЕНИЯ ЛЮДЕЙ И ДОМОСТРОИТЕЛЬСТВЕ


В отношении Господа Бога мы имеем две задачи: спасение и домостроительство. Задача спасения возникла для нас, как результат грехопадения людей, которое именуется их погибелью. В решении этих двух наших задач участвуют все три Лица Единого Бога Пресвятой Троицы, причем каждое Лицо участвует по-своему, особенным образом! Мы знаем, что Отец Небесный Своим благословением обращает человека к Своему Сыну в Лице Иисуса Христа. Сын Божий воплощается от Приснодевы Марии и становится совершенным Человеком (новым Адамом), оставаясь совершенным Богом. Он приносит Себя в добровольную Жертву и искупает нас Богу Отцу, примиряя нас с Ним. Затем Он, как Агнец Божий, служит нам путём к Отцу в виде вечной Евхаристии, позволяющей нам причащаться Его Пресвятых Тела и Крови. Кроме этого Он даровал нам Своё всемогущее и божественное Имя, выше и сильнее которого нет! Призывание имени Иисуса Христа и причащение Его Святого Тела и Пречистой Крови являются основными Средствами нашего спасения и обожения. Оставив нам эти великие Средства, наш Господь Иисус Христос вознесся на Небо к Своему Отцу и воссел на Престоле одесную Отца вместе со Своей человеческой природой. Таким образом, во Христе Бог стал Человеком, а Человек - Богом. Когда Христос объявил о Своем уходе на Небо, его ученики сильно опечалились, но Он утешил их обетованнием пришествия Духа Святого.

Ин.14:
15“Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди.
16И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек,
17Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет.
18Не оставлю вас сиротами; приду к вам.
19Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить.
20В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас.
21Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам.
22Иуда -- не Искариот -- говорит Ему: Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру?
23Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим.
24Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих; слово же, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня Отца.
25Сие сказал Я вам, находясь с вами.
26Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам.
27Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается.
28Вы слышали, что Я сказал вам: иду от вас и приду к вам. Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня”.

Господь наш Иисус Христос, как Личность, оставляет нас на земле и уходит к Отцу, оставляя нам Чашу Жизни и Свое Имя, а также Свои животворные заповеди. С Его уходом люди остаются без Его непосредственного руководства и окормления, ибо ни Его Тело и Кровь, ни Его Имя, при всём Их спасительном на нас действии, не могут руководить нами. Однако это положение длилось недолго, всего 10 дней. Затем Христос послал Своим ученикам от Отца Духа Святого, выполнив Своё обещание. Дух Святой и до этого посещал Божьих избранников, но ипостасно и ради дела божественного домостроительства Он сошёл к людям впервые! Но Он не просто сошёл к людям, а сошёл именно на Церковь Христову, завершая работу по созданию Церкви начатую Христом Сыном Божьим и закончил Её созидание. В Церкви Дух Святой, Который именуется Духом Истины и Утешителем, становится Кормчим, заменяя в этом отношении ушедшего на Небо Христа Сына Божьего. Именно Дух Святой наставляет нас на всякую истину, научает нас всему и напоминает нам всё то, что говорил нам Христос в Его земном служении.

Господь наш Иисус Христос показал нам великую истину Боговселения. Он предлагает её осуществление в таком порядке: сперва Он приходит Своим Божеством к человеку Сам: “Я возлюблю его и явлюсь ему Сам”, а затем приходит со Своим Отцом: “Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим”. Причём Его приход со Отцом приводит к сотворению внутри человека обители для Бога! При этом Христос говорит нам об условии этого Боговселения: “Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня”; “кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое”. Мы видим, что соблюдение слова Христа и исполнение Его заповедей напрямую связано с любовью к Нему. Здесь существует такой духовный порядок: сперва человек исполняет заповеди Христа и тем научается любить Его деятельно. Христос принимает от человека эту несовершенную к Нему любовь и дает ему Свое слово, так, что этот человек становится послушным слову Христа и Его послушником! Если раньше этот человек мог приближенно творить волю Христа посредством исполнения Его заповедей (т.е. действу по своего рода инструкции), то теперь он слышит Христа и исполняет Его волю от слуха. Это делает это исполнение намного гибче, точнее и живее. На такую любовь ко Христу, Он отвечает Своим возлюблением этого человека и является ему, как Бог, Сам, подготавливая в нём приход Отца. Когда человек становится готовым к вселению в него Бога Отца, Христос оставляет его и идет за Отцом (что служит испытанием этого человека Богооставлением), а затем приходит к нему и вселяется в него вместе со Своим Отцом, и созидает обитель для Бога внутри этого человека. От этого Боговселения человек становится Богоносным и обоженным!

Здесь возникает вопрос об участии Духа Святого. Ипостасно Дух Святой находится в Церкви, исполняя служение Кормчего и Придверника, Который отворяет Дверь-Христа для каждого входящего во Двор Овчий (т.е. в Церковь Христову) человека. Это отворение Двери происходит в таинстве Крещения, о котором наш Господь Иисус Христос сказал так:

Ин.3:
3“Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.
4Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?
5Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.
6Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.
7Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше”.

Господь Иисус называет этот акт по его смыслу и содержанию рождением свыше, ибо действительно в крещении человек, рожденный до того лишь телесно, рождается духовно от Небесного Царя Духа Святого. Указывая на форму и порядок совершения этого рождения свыше, а также на неизменяемые части в таинстве - Духа Святого и воды, Господь называет этот акт рождением от воды и Духа. Вода поставлена на первое место потому, что в ней сперва даруется прощение всех грехов человека и снятие первородного греха со всеми его последствиями, а затем действием Духа Святого происходит рождение нового и чистого духовного существа. Дух Святой является Совершителем всех прочих церковных Таинств. В таинстве Миропомазания Дух Святой запечатывает человека Своею благодатью и дарует ему все необходимые дары для прохождения пути спасения.

А как же участвует Дух Святой в деле личного спасения и совершенствования отдельного человека? А так, что Он первым приходит к человеку и, находя его достойным, вселяется в него, что мы видим из молитвы Духу Святому “Царю Небесный” в словах: “Прииди и вселился в ны, и очистки нас от всяких скверны”. Т.е. Дух Святой приходит в человека ещё тогда, когда в нём присутствует скверна, которая не допускает в человека Сына Божьего и Отца Небесного. Дух же Святой терпит эту скверну и постепенно избавляет человека от неё во всём его естестве. Он первым вселяется в человека, чтобы очистить и освятить его и, тем самым, приготовить его к приходу и вселению в него сперва Сына Божьего, а затем Бога Отца. А приходит Дух Святой церковному человеку тогда, когда тот с помощью благодати Духа Святого, борется с находящимися в нём духами злобы и именно в тот момент, когда его сопротивление духам зла достигает в нём некоторого перевеса. До вселения в человека Дух Святой помогает ему извне, а бесы оказывают сопротивление находясь внутри человека: в его сердце. После вселения Духа Святого в сердце человека: бесы изгоняются Им наружу и продолжают искушать человека извне, а Дух Святой отныне очищает человека изнутри. Основным местом для этой битвы является дух человека, именуемый сердцем. Дух Святой приходит к предочищенному трудами человека его духу и вселяется в нём, как в некотором штабе, из которого Он руководит очищением человека. Изгнанные изнутри человека духи злобы, после вселения в него Духа Святого, нападают на человек извне, используя свои нечистые внушения через помыслы и свои залоги в человеке в виде греховных страстей. Когда Дух Святой и покаяние человека очищают его естество в достаточную меру, тогда в человека приходит Сын Божий, а позже, после полного содружения человека с Сыном Божьим, Он приводит в этого человека Своего Отца и тогда этот человек претворяется в Обитель ТриИпостасного Бога и становится полностью Богоносным! Однако слово “Обитель” не надо понимать в привычном для нас плотском разумении, т.е. так, что человек при этом является лишь пассивным оформлением местоприсутствия Бога. На самом деле он именуется обителью только по факту обитания в Нём Бога. Но Бог приходит обитать в человека не ради Себя Самого, ибо Он ни в чём не имеет нужды. Он поселяется в человека ради самого этого человека, чтобы войти с ним в теснейший союз по взаимной любви. Вот почему Господь наш Иисус Христос говорит о том, что прежде вселения и Он, и Отец (ради Сына), сперва возлюбляют любящего Христа человека, а затем приходят к нему и поселяются в нём!

Из сказанного выше мы разумеем, что согласно божественному порядку нам должно прежде всего озаботится о вселении в нас Духа Святого, чтобы нам воистину стать духовными и Духоносными. Вселение в человека Духа Святого утверждает его в истине и делает его поклонником Богу Отцу в духе и истине. Об этом да будет всё наше старание, всё попечение, все труды и заботы! Будем помнить слова нашего Господа Иисуса Христа: “Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его” (Ин.14, 16) и потому возненавидим этот мир лежащий во зле и отвергнемся его, помня слова Апостола Иакова 4, 4.: “кто мир любит, тот враг Богу бывает”, и слова Иоанна Богослова:

1Ин.2:
15“Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей.
16Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего.
17И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек”.

Подвизайтесь о стяжении Духа Святого всеми силами, без лености и нерадения, активно, с большим желанием, пока не получите! Умоляйте Духа Святого прийти к вам и вселиться в вас!

В молитве Господней “Отче наш” есть указание на вселение в нас Бога Отца. Сперва мы обозначаем то, что Бог Отец заслугами Своего Сына Иисуса Христа становится и для нас нашим Отцом, а также то, что Он отделен от нас Своим местоприсутствием на Небе. Это отражено в словах “Отче наш, иже еси на Небесех”. Дальше мы исповедуем свою любовь к Его имени, которое мы святим в себе, как Великую Святыню освящающую нас: “Да святится Имя Твое”. Дальше мы говорим о пришествии Его Царства к нам. Ясно, что здесь речь не идёт о Царстве Небесном, как Божественном мироустройстве для вечной жизни, ибо в это Царство идём мы! К нам же, к каждому из нас, может придти Царство Бога Отца, как Его в нас внутреннее устройство и порядок. А приходит это Царство в силе только с приходом Самого Царя, ибо в духовном мире без Царя-Бога Царства не бывает! Получается, что в этом прошении мы просим Бога Отца придти и вселиться в нас! Дальше мы просим: “Да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли”. Ясно, что творить волю Бога Отца мы можем совершенно только имея Его в себе, на земле нашего сердца и естества. Этим прошением мы просим небесной гармонии для своей души. Но просим мы этого вселения не только для себя лично (для отдельного индивидуума), а для всей Церкви и каждого члена Церкви, чтобы Царство Бога Отца и Его воля были в Церкви так же, как они есть на Небе в Ангельском мире!

Итак, милостью Бога мы имеем три Царства Трёх Царей Небесных - Отца, Сына и Святого Духа, составляющих Одно Царство Небесное, во Главе с Царем Христом, как Сыном Человеческим. Соответственно мы, верные Богу церковные люди, имеем три поэтапных Боговселения - сперва вселение Духа Святого, затем - Сына Божьего, и, наконец, Бога Отца. Чем больше в Церкви будет Богоносных людей, тем отчетливее будет в Ней проявляться Царство и воля Бога! Но полнота Богоносности в Церкви это данность вечности!

Христос сказал нам:

Ин.14:
20“В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас”.

Это же можно повторить и в отношении к Духу Святому и Отцу Небесному. Таким образом, мы имеем уму непостижимое блаженство соединения, сопереплетения и сопребывания в нас Ипостаси Бога Духа Святого, Ипостаси Бога Сына Божьего, Ипостаси Бога Отца, как Трёх Лиц Единого Божества, а также нашего соединения, сопереплетения и сопребывания каждого из нас в Ипостасти Духа Святого, Ипостаси Сына Божьего, Ипостаси Отца и в Божестве Единого Бога! Последствия всего этого нам пока недомыслимы, неизвестны, непостижимы и невообразимы, ибо по слову Апостола Павла: “Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его”. (Кор.2, 9)

Слава же, честь, похвала, благодарение и поклонение Единому в Трёх Лицах Богу нашему ныне, и присно, и во веки веков…!

 

 

 

 


Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования YouTube канал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод
Код баннера
Сайт отца Олега (Моленко)

 
© 2000-2024 Церковь Иоанна Богослова