Крест
Покайтесь, ибо Господь грядет судить
Проповедь Всемирного Покаяния. Сайт отца Олега Моленко - omolenko.com
  tolkovanie.com  
  omolenko.com  
  propovedi.com  
  Избранное Переписка Календарь Устав Аудио
  Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео 
  Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
  Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги
  Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Вопрос 
  Жития святых Книга отзывов Исповедь Статистика Карта сайта
  Молитвы Слово батюшки Новомученики Пожертвования Контакты
Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования Видеоканал проповедей Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод
Google+ страничка   YouTube канал отца Олега   YouTube канал стихотворений Олега Урюпина   Facebook страничка  


ВКонтакт Одноклассники Facebook Twitter Google+ Blogger Livejournal Яндекс Mail.Ru Liveinternet

Отец Олег Моленко

ОБ ОТНОШЕНИИ ГОСПОДА БОГА КО МНОГИМ ЗВАННЫМ И МАЛЫМ ИЗБРАННЫМ, А ТАКЖЕ О ТОМ, ЧТО ОТ УМАЛЕНИЯ ОБЩЕНИЯ УГАСАЕТ ЛЮБОВЬ

Меня всегда волновал вопрос о малом числе спасающихся. Я никак не могу понять, почему люди выбирают не просто худшее, а вечную погибель и постоянную изоляцию с нескончаемыми и невыразимо жуткими мучениями. Конечно, это их выбор, с которым считается Сам Господь Бог, но причину этого выбора мне, избравшему Бога, свет, истину и благодать, не понять.

Из Священного Писания и наблюдений в моей жизни я открыл для себя страшную истину – то, что число спасаемых людей намного меньше числа погибающих, а число погибающих несравненно превышает число спасаемых. Казалось бы, по приходу в Церковь Христову я наконец-то обрел место, в котором спасаться должно 99% ее членов. Но, увы, и здесь число спасаемых членов Церкви меньше, чем число ее погибающих членов. Мы говорим лишь о тех членах, которые до смерти пребыли в Церкви, не считая отпавших от нее при жизни.

В Своей земной проповеди наш Господь и Спаситель Иисус Христос говорил страшные для нас истины:

  • что много званных, но мало избранных;
  • что мало кто идет узким и тесным путем, ведущим в жизнь вечную;
  • что у Него малое стадо;
  • что не всякий, говорящий «Господи, Господи…», спасется;
  • что не о всем мире Он молится, но лишь о тех, кого дал Ему Его Отец Небесный.

Итак перед нами – членами истинной Церкви Христовой – стоит реальная проблема, которую мы можем обозначить проблемой многих званных и малого числа избранных. Главное в этой проблеме – это уразуметь отношение Господа Бога ко многим званным и к малому числу избранных. Главный же ее практический аспект для каждого из нас состоит в том, чтобы узнать, в какой из этих категорий находится каждый из нас.

Попробуем установить, кто или какие категории обратившихся ко Христу людей составляют число многих званных. В число званных входят:

  • малое число избранных;
  • люди, случайно пришедшие в Церковь;
  • люди, подобные зерну, упавшему у дороги, у которых сатана сразу уносит из сердца слово истины и вкус к истине;
  • люди, подобные зерну, посеянному на камне и не имеющему корней;
  • люди, подобные ростку подавленному терниями, т.е. заботами о земных благах и суетой;
  • люди, не выдержавшие испытаний скорбями, лишениями или гонениями за веру.

К этому числу можно было бы добавить и «плевел», но они, как насажденные в Церкви сатаной, не могут входить даже в число званных. То, что по лукавству своему погибают «плевелы», еще можно понять. Это их изначальный злой выбор. А вот почему с радостью принявшие слово Божье люди затем отвергаются Христа и своего спасения, понять невозможно. Речь здесь не о видимых причинах, а о их глубинном выборе. Этот выбор для нас остается непонятным.

Однако оставим рассуждение о людях и обратимся к отношению Бога к званным и избранным. Промысел Божий для нас до конца не может быть постигнут, вот почему мы можем коснуться лишь того, что нам дозволено коснуться Самим Господом Богом.

Почему в жизни так выходит, что званных всегда больше, чем избранных? Нам известно, что по сотворении человек был наделен свободной волей, которая проявляется свободой его выбора. Как существо, сотворенное Богом, человек совершает свой первый выбор в отношении своего появившегося бытия, а точнее, в отношении к своему из ничего появившемуся бытию. Что может в этом отношении выбрать человек? Одно из двух – согласиться со своей тварностью и своим тварным бытием или не согласиться с ним. Несогласие человека со своим тварным бытием выявляет его гордость и делает человека противником Богу и саморазрушителем, стремящимся к небытию. Поскольку по условиям Бога рассотворение разумновечных существ не предусмотрено, то этот выбор человека и это его стремление может быть оформлено только в виде вечного пребывания в специально изолированном от Бога и Его творений, согласных со своим бытием, месте, именуемым адом (т.е. местом, лишенным света), с вечным несением той меры неизреченных мучений, которая определена каждому богопротивнику по правде Божьей. Эта мера мучений у каждого избравшего не Бога и небытие человека своя. Это есть неизбежное следствие выбора этим человеком стремления к несуществованию. Насколько человек стремится к несуществованию, настолько он противится Богу. Насколько он противится Богу, настолько он не любит Бога и ненавидит Его и Его творения. Насколько он ненавидел Бога и Его творения, настолько он и создал для себя свое вечное мучение. Таким образом, вечное мучение человека это есть его постоянная попытка осуществить неосуществимое – разодрать вопреки воле Всемогущего Бога свое нераздираемое бытие и прекратить свое непрекращаемое существование.

Противление Богу (осознанное или не осознанное) – это противление Жизни, Истине, Свету и Любви, и Источнику жизни, света, любви и истины. Вот почему это противление есть источник непрестанного мучения для каждого богопротивленца, что можно назвать его вечной смертью.

Кто же кого выбирает: Бог меня, или я Бога? Конечно, сперва выбирает Бог. Он сперва выбирает мне быть и создает меня из ничего! Создает совершенным, снабженным всем необходимым, способным к Богообщению и любви, разумным, словесным и рассудительным.

Как только я осознал себя и свое бытие – я есть, я существую – а также свою тварность и зависимость от Бога, так сразу передо мной стоит выбор. Мне предложено согласиться с выбором Бога, смиренно принять свое бытие, свое существование, свою сотворенность и свою зависимость от Своего Творца и Господа Бога. Мне также предоставлено право не согласиться со своим сотворением и существованием, и даже воспротивиться Своему Создателю Господу Богу.

Именно это право и возможность выбрать не Бога и показывает всем, что выбравшие Бога сделали это свободно и добровольно! Этот их первый выбор Бога есть их первая заслуга перед Ним. Однако есть люди, которые воспользовались свободой выбора так, что не согласились со своим сотворением, существованием и бытием. Они не согласились с тем, что Бог выбрал им быть! Они не приняли свою тварность и зависимость от Бога, но впали в гордость и стали богопротивленцами. Такие люди становятся Богу не интересными, не нужными, и Он их больше не выбирает, но оставляет злому их выбору. Они составляют число отверженных Богом существ и вынужденно соединяются с отверженными ранее их падшими ангелами, ставшими духами злобы и богопротивленчества. Такие люди не входят в число званных. Бог их оставил их дурному выбору и больше не зовет к Себе.

Первый добрый выбор человека – согласие со своим бытием, со своей тварностью и зависимостью от Бога – ценен в очах Божьих. Однако он недостаточен для дальнейшего развития отношений с Богом. Для дальнейшего развития отношений Бог предлагает человеку добровольное принятие послушания Ему. Это послушание предлагается человеку в виде Божьей заповеди или заповедей. Это второй зов Бога людей к Себе. Человек опять стоит перед выбором: согласиться с Богом и смиренно принять послушание Ему, выполняемое точным исполнением Божьей заповеди или заповедей, или не согласиться с Богом, отвергнуть послушание Ему посредством нарушения заповеди. Отвергнувшие послушание Богу отвергают Самого Бога и присоединяются к числу отверженных людей и духов. Они становятся Богу чужими, не интересными и не нужными. Он оставляет их своему своеволию и их дурному выбору.

Принятие послушания и исполнение заповеди (заповедей) Божьих дает человеку возможность полюбить Своего Господа Бога и Творца и явить эту любовь деятельно. С послушания начинается созидание благого союза человека с Богом, основанного на любви. Послушание есть также средство Богообщения и путь познания Бога. Потому Христос Бог и сказал нам, что любящие Его заповеди Его исполнят.

На этом отрезке созидания отношений между Богом и сотворенным Им человеком (исторически это был Адам) произошло падение человека и всей его природы. Падение Адама и Евы было их дурным выбором, но оно было обусловлено некоторыми смягчившими их вину обстоятельствами. Первым обстоятельством было создание Богом жены для Адама, к которой он очень сильно привязался и которую очень полюбил. Если бы не было жены, то Адам мог бы пройти испытание на послушание, испытание заповедью Божией. Вторым обстоятельством было существование отверженных духов и их первенца и лидера – падшего денницы, именуемого сатаной (т.е. богопротивником) и диаволом (т.е. клеветником). Сатана есть также ложь и отец лжи.

Бог не зачислил согрешивших Адама и Еву в разряд отверженных лишь потому, что они согрешили не по своему осознанному выбору, но по обману сатаны, использовавшего змея и ложь. Падшие люди были изгнаны из рая на землю и лишены возможности закрепления в вечности их падшего состояния. Они попали под власть обманувшего их сатаны и его бесов, подверглись проклятию Бога и были наказаны смертью. Вся их природа сильно повредилась и исказилась. Тем не менее, Бог по причине использования против них хитрости и обмана оставил их в числе званных. Он оставил им надежду в виде благого обетования об избавлении их от смерти, падения и власти демонов в Лице грядущего Спасителя. Бог не прекратил звать человека к Себе. Только теперь для принятия этого зова человеку нужна была вера – вера в благого Бога. Сам зов Божий (третий) был к покаянию, т.е. коренному изменению себя из падшего, грехолюбивого, тленного человека в нового, по образу и подобию Божьему созданного, человека. Теперь для восстановления дружеских отношений человека с Богом и развития этих отношений Бог предложил людям Свой Завет, т.е. договор с целой программой необходимых условий. Все эти условия и заповеди нужны самому человеку для его исцеления и восстановления. Здесь опять перед человеком встал выбор: вступить в Завет с Богом и смиренно принять все Его условия или не вступать с Богом в Завет и отвергнуть все Его условия и предложенное Богом покаяние. Отвергнувшие Завет с Богом и покаяние пред Ним соединяются с отверженными людьми и духами. Они оставляются своему падению и погибели, но зов Божий не прекращается к ним в течение всей их земной жизни. До последнего своего вздоха каждый человек может через покаяние вступить в Завет с Богом и получить надежду на помилование и спасение.

В Своем Домостроительстве Господь Бог предусмотрел путь спасения людей и человеческой природы через воплощение и вочеловечение Второй Ипостаси – Сына Божьего. По воплощении в задачу Сына Божьего, непостижимо ставшему еще и совершенным Человеком, входило: проповедовать людям истину и правду Божию; призвать их к покаянию, а через покаяние к Себе и в Свое вечное Царство Небесное; искупить их от их падения, греха, власти сатаны и его бесов, от ада и смерти; создать новый невозможный до воплощения Бога союз Бога и человека в виде Церкви Христовой для спасения и обожения людей. Теперь званными люди были в Церковь Христову! Таких званных было много, но не всех их избрал Господь.

Здесь нам надо понимать разницу между искуплением человеческой природы вообще и спасением отдельных человеческих личностей искупленных Христом. Иисус Христос Сын Божий искупил Своим страдальческим подвигом всю человеческую природу. В этом смысле, через человеческую природу, Он искупил каждого призванного Им к бытию человека. Ведь каждый человек наделен человеческой природой, и эта природа проявляется лишь в людях и Богочеловеке. В лице Адама природа людей пала, а в Лице Христа Она была искуплена и восстановлена, и возведена в еще лучшее состояние, чем та, которая была у Адама и Евы до их падения. Через причастность общей человеческой природе каждый человек был искуплен и попал в число званных ко спасению. Однако, если природу человека можно было искупить подвигом Сына Божьего, то спасти ее можно только в виде отдельных личностей! Искуплены все люди, но спасаются лишь согласившиеся с искуплением и Божьим Домостроительством! Вот почему, хотя искуплены все люди, но спасаются немногие, ибо мало есть таких, которые откликнулись на зов Христа, взяли свой Крест и пошли вслед за Ним по узкому и тесному пути предложенного Им спасения. Искупление мы, все люди, имеем по факту, но оно ничего для меня, как отдельной личности, не будет значить, если я сам не отвергнусь себя в моем падшем состоянии, не отвергнусь мира сего, во зле лежащего, и не последую Христу на Его условиях. Спасение мне лично нужно достичь и усвоить себе. Усвоивший себе спасение Божие тем самым свидетельствует о себе, что он Божий избранник! Есть избранные среди избранных – это Божьи угодники, именуемые святыми. Есть избранные из святых – это Пресвятая Богородица Дево и Пресвятой Иоанн Богослов.

Итак, мне кроме общего искупления нужен личный Спаситель в Лице Христа Сына Божьего, а значит, восстановление дружеских отношений именно с Ним, а через Него с Духом Святым и Отцом Небесным.

Вот почему мы, званные Христом ко спасению и в Его вечное Царство через Его Церковь, справедливо именуемся христианами, и для нас справедливо изречение: «Для христианина Христос есть всё»!

Бог определил основой наших с Ним личных отношений любовь. Вот почему две высшие и главные Его для нас заповеди, к которым сводятся все остальные, есть заповеди о любви к Богу (прежде всего в Лице Христа) и к ближнему. Соответственно исполнению этих заповедей у нас создаются отношения с нашим Богом и с нашими ближними.

Почему Господь Иисус Христос не сказал «возлюби всякого человека» или «возлюби всех людей», но сказал «возлюби ближнего своего»? Потому что любовь предполагает союз личностей, знающих друг друга и общающихся друг с другом. Бог может любить всех людей и каждого человека, ибо Он имеет доступ к каждому из нас и знает каждого сотворенного Им человека. Мы не имеем доступа ко всем людям и к каждому человеку, но имеем доступ и возможность общения лишь со своими ближними, т.е. теми людьми, с которым нас по жизни сводит Божий промысел. Любить людей мы можем только знаемых нами, с которыми мы имеем общение. Мы не можем любить неизвестных нам и незнакомых нам людей, которые нам недоступны и с которыми мы не можем иметь никакого общения. Кто говорит, что любит все человечество и всех людей, тот лжет и есть демагог. В Церкви Христовой мы имеем возможность познакомиться, возлюбить и иметь общение с теми из святых людей, с которыми мы никогда не встречались в жизни и не могли встретиться. Основным средством для общения с ними является молитва к ним. С их стороны мы имеем ходатайство за нас к Богу, помощь нам, посещение нас и покровительство нам. Какого святого мы любим, тому мы и молимся от сердца, а кому молимся от сердца, того и любим.

Из этой усвоенной нами истины, что любовь может быть лишь к знаемым людям, с которыми мы имеем общение (вот почему так страшно звучат слова Христа к лукавым грешникам «не знаю вас») мы можем перейти к другой, что основой нашей любви к другой личности (Бога или человека) может быть только общение с этой личностью. В отношении любви мужа и жены в Писании прямо сказано, что да прилепится человек к жене своей и будут двое одна плоть! Это вершина плотского общения жены и мужа. Без такого общения не может быть брачного союза и любви между супругами. Святой Апостол Павел справедливо переносит образ брачного союза и общения ко Христу и Его Церкви.

А в Церкви Христовой каждый из нас – избранных Богом – является каким-то членом и частью. Но это не бездушная часть, подобная кирпичу или доске, а живая богоподобная личность. Вот почему образ брачного союза приложим не только к большому союзу Христа и Церкви, но и к малому союзу Христа и каждого избранного Им члена Церкви! На этом дивном личном союзе Христа и данного человека и на заповеди, требующей возлюбить Господа Бога от всего сердца, от всей души, от всего помышления своего и от всей крепости своей, строится союз любви Христа Бога и человека. Со стороны человека эта его любовь ко Христу должна проявляться в непрестанном общении с Ним, которое можно характеризовать как подобие брачного союза с прилеплением ко Христу так, что две личности становятся одним Духом!

Мы знаем и исповедуем, что Иисус Христос вознесся на Небо и сел одесную Своего Отца в славе Его. Вернется Он к нам лишь в Его втором и последнем пришествии во славе судить живых и мертвых. Как же в таком случае мы можем иметь общение с Ним лично? Для этого Он и основал для нас Свою Церковь, в которой установил два подаренных им Своим избранным средства для общения с Ним – причащение Его Пречистого Тела и Его Пресвятой Крови и призывание Его Божественного и Пресвятого имени. Святой царь и пророк Давид, движимый Духом Святым, отметил эти средства в своей псалтыри: «Чашу спасения приму и имя Господне призову». Для любящего Христа христианина так естественно и так желанно непрестанно призывать имя Любимого и как можно чаще прилепляться к Нему через вкушение Его Пречистого Тела и Его Пресвятой Крови! Таким образом здесь мы можем отметить признаки избранного Богом человека:

  1. Он любит Христа Бога от всей своей души и крепости и свидетельствует эту свою любовь своей благопокорностью Ему, своим смирением перед Ним и своим от души исполнением Его заповедей, повелений и советов.
  2. Он любит Христа от всего помышления своего и потому тщится как можно чаще призывать Его блаженное и вожделенное для него имя, доходя в этом делании до непрестанности призывания его. Он духовно соединяется с именем Христа и по неотделенности Его имени от Него Самого непостижимо соединяется с Самим Христом Богом, живя с Ним и в Нем! За это, в свое время, Христос Бог приходит к нему со Своим Отцом, и Они вселяются в этого человека, создают в нем для Себя обитель и живут в нем! Богоносность – это исключительное качество избранника Божьего!
  3. Он любит Христа Бога от всего своего сердца и потому стремится соединиться с Ним самым тесным и таинственным способом – через вкушение Его Пречистого Тела и Пресвятой Крови, становясь один дух, одной душой и одним телом со Христом! Признак избранника Божьего в стремлении к Чаше Жизни, в соединении с Жизнью Христом путем вкушение Его Тела и Крови, в жажде этого вкушения и в достойном причащении Святых Таинств!

Итак, если ты легко потакаешь своим страстям, ты не любишь Христа и не являешься Его избранником. Если ты не исполняешь хоть одной из Его заповедей или исполняешь, но формально или притворно, ты не любишь Христа и свидетельствуешь о себе, что ты не избран Им.

Если у тебя нет жажды причащения Святых Таинств, если ты не стремишься жить так и все от тебя зависящее делать, чтобы как можно чаще достойно причащаться Святых Тела и Крови Любимого Христа, то ты не любишь Его от всего сердца, а значит, и не избран Им, а лишь был зван.

Если ты не стремишься как можно чаще призывать имя Любимого Христа так, чтобы жить, насыщаться им и дышать им, то ты не любишь Христа от всего сердца, всей души и всего помышления своего, а значит, ты званный, но не избранный.

Если ты не отвергаешься себя в своем падшем виде, не отвергаешь этот мир, во зле лежащий и скоропреходящий, не берешь с усердием свой крест и не следуешь за Христом на свою Голгофу узким и тесным путем, чтобы там сораспяться Любимому Христу, значит, ты не любишь Его от всей крепости своей и есть лишь званный, но не избранный.

Если ты избран Богом, значит, ты не попадаешь под то, что сказал от Бога святой отец – Преподобный Симеон Новый Богослов («Творения» Том 2, стр. 560): «Кто не соизволяет со всей любовью и сильным желанием через смиренномудрие достичь единения с последним из святых (т.е. соединения по жизни с ныне живущим доступным носителем Духа Святого), но приобрел по отношению к нему некое малое недоверие, тот никоим образом никогда не соединится и не встанет вместе с ним в один ряд с прежними и предшествующими святыми, хотя бы он и мнил, что имеет всякую веру и всякую любовь к Богу и ко всем святым. Он будет отвергнут ими, так как он не сумел занять при помощи смиренномудрия то место, которое прежде веков определено Богом».

Если ты лишь званный, значит, ты прямо попадаешь под то, что написал преподобный и попадаешь в число отвергнутых Богом и Его святыми.

Попробуем с Божьей помощью, насколько это только нам возможно, посмотреть на процесс избрания людей Богом с Его стороны.

Мы знаем и исповедуем, что Бог Всемогущ и Всеведущ. Он знает любого человека и все, что будет с ним происходить, его выборы по жизни, его дела, слова и помышления еще до создания этого человека. Это знание Бога нисколько не влияет на выбор человека, на его деяния, слова и помышления. Бог знает наперед именно то, что человек выберет и как поступит, но это Его знание зависит от выбора и поступка самого человека. Тем не менее, никак не влияя на человека Своим наперед о нем знанием, Бог не может не учитывать это о нем знание. Если Бог, например, видит, что данный человек Его отвергнет, то Он его не изберет, но лишь призовет на общих основаниях, чтобы он был безответным на Его суде. Но Свое неизбрание Бог проявит лишь после реального исторического отвержения этим человеком Бога в своей земной жизни. Сам человек может обольщаться званием и ложно полагать, что он Божий избранник.

Итак, основой избрания человека Богом является знаемый наперед Богом ответ этого конкретного человека Богу любовью на Его любовь. Бог знал, что я смирюсь пред Ним и возлюблю Его, что мне радостно, желанно и вожделенно быть именно с Ним, на Его условиях – и потому Он избрал меня (говорю по немощи, что от чрева матери моей) для еще одного (для меня одного, единственного) уникального, интимного и неповторимого любовного союза с Ним, в котором никому больше нет и не будет места. Вместе с тем я нахожусь в еще одном общем союзе с Богом через соединение Христа и Его Церкви. В этом блаженном союзе я имею свое место, свою функцию, свою задачу, свое послушание и свою награду. Этот союз не мешает быть моему личному союзу с Богом. Бог любит меня лично, но Он любит меня и в Церкви, как ее часть.

Я тоже люблю Его Лично, но люблю еще и как Главу Церкви, Царя, Первосвященника и Совершенного Человека! Люблю Его при всех, как Бога и Источник всякого моего блага! Люблю Его наедине от всех творений, как личность Личность, как дух – Дух, как безконечно стремящийся к Божественному совершенству – Само Божественное Совершенство, как призванный быть Богом по благодати – Бога по природе! Я дивно удивляясь моему Богу! Я изумительно изумляюсь Ему! Я безпредельно восхищаюсь Им! Я безконечно любуюсь Им! Я восхваляю Его Совершенство и Его качества! Я радуюсь тому, что Он есть у меня, а я – у Него! Я благоговейно поклоняюсь Его Всемогуществу! Я воспеваю Его Мудрость! Я радуюсь и не нарадуюсь Его милости и благоволению к людям! Я веселюсь от Его изумительного творчества! Я благодарю Его за дар жизни, света, истины, спасения, благодати, Царства, Церкви, чистоты, святости, обожения и блаженства! Я блаженствую от Его внимания ко мне, от Его прикосновений, от нашего соединения в духе! Я благословляю Его Благословенного! Я благодарю Его за все и вся! Я ненасытимо славословлю и воспеваю моего Любимого Бога за Его Божественную и совершенную любовь! Я ласкаюсь к Нему, как любящее дитя к любимой матери! Я прошусь к Нему на руки, как малый, любящий сын к любимому Отцу, с Которым так хорошо, так защитно, так надежно и так блаженно! Я в восторге… я истаиваю… и умолкаю устами и умом…

Будь со мной, Боже! Делай, что желаешь!

Надеюсь, что это мое слово принесет вам, вашим душам и сердцам великую пользу, будет в помощь и в руководство!

Будьте избранными Богом! Любите Бога, ибо Он прежде возлюбил вас! Аминь!

 

 

 

 


Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования Персональный видеоканал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод

Flag Counter
Код баннера
Сайт отца Олега (Моленко)

 
© 2000-2017 Церковь Иоанна Богослова