Крест
Радуйтесь, ибо Господь грядет судить
Вселенская Проповедь Вечного Евангелия. Сайт отца Олега Моленко - omolenko.com
  tolkovanie.com  
Rus
  omolenko.com  
Eng
  propovedi.com  
  Кредо Переписка Календарь Устав Аудио
  Имя Божие 3000 вопросов Богослужения Школа Видео
  Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
  Публицистика Дискуссии Эра Духа Святого История Фотокниги
  Апостасия РПЦ МП Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Стримы
  Жития святых Книги о.Олега Исповедь Библия Избранное
  Молитвы Слово батюшки Новомученики Пожертвования Контакты
Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования YouTube канал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод
YouTube канал отца Олега   Facebook страничка   YouTube канал проповедей отца Олега  


ВКонтакт Facebook Twitter Blogger Livejournal Mail.Ru Liveinternet

Авраам Норов

Путешествие к семи церквам, упоминаемым в Апокалипсисе.


к оглавлению
к оглавлению
к оглавлению

к предыдущей страницек предыдущей странице
  1     2     3     4     5     6     7     8     9     10     ...  
к следующей страницек следующей странице


Иераполис.

«Целует вы Епафрас уже от вас, раб Иисуса Христа…. свидетельствую
бо о нем яко имать ревность многу и болезнь о вас, и
о сущих в Лаодикии и во Иераполи».
(К Колосс. Посл. св. Ап. Павла IV. 12-13).

 

 

Почти при выезде из Лаодикии, проехав чрез Ликус по мосту, и даже с холмов, прилежащих к Лаодикии, открываются вам скалы Иераполиса; они удивляют взор своею белизною и своим странным образованием. Чем более вы к ним приближаетесь, тем непонятнее вам кажутся с первого взгляда эти скалы, образованные из белоснежных глыб и полос, резко отражающие лучи солнца; они представляют вид окаменелых водопадов и действительно должно их так называть. На обширной платформе, которая образована уступом скал, процветал древний Иераполис или священный город, так названный по тем феноменам, которые в это месте представляет природа и по большому количеству храмов, воздвигнутых в нем разным божествам. Эти храмы в страшном разрушении устилают всю местность города и их великолепные остатки рассеяны даже по скатам скал и в глубине оврагов, разметанные землетрясением. Один путешественник, пораженный величием этой картины, сказал, что этот город можно причесть не токмо к главным городам востока, но даже и мира [1]. Почти то же самое выражает древняя надпись, найденная на стене Иераполийского амфитеатра: «Радуйся, златой город Иераполь, превосходящий города Азии и Европы; жилище таинственных Нимф».

Со всем тем политическое существование Иераполиса не имеет следов в итосрии – и по этому можно полагать с вероятием, что судьба этого города была непосредственно связана с судьбою Лаодикии, которой церковь, как мы видим из послания Апостола Павла к Колоссянам [2], была соединена с Колосскою. Иераполис обращает внимание тем, что здесь кончил жизнь и был погребен святой Апостол Филипп, который из первых признал Мессию и поспешил радостно известить о том Нафанаила [3]. Тут же вместе с Филиппом были погребены две его святые дочери, сохранившие свое девство; их гробницы долго показывали в Иераполисе [4]. Св. мученица Миропия, родившаяся в Ефесе в конце 3-го века и пострадавшая на острове Хиосе, при Нумериане, ходила на поклонение к мощам одной из этих святых дев, мученицы Ермионии, - и целила болящих миром, истекавшим от сих мощей. Папий, епископ Иерапольский, сотрудник св. Поликарпа, епископа Смирнского, и слушатель Иоанна Богослова, говорит о воскресении мертвого в Иераполисе; это чудо приписывают одной из дочерей Филиппа [5]. Папий известен сочинением под заглавием: «Изъяснение слов Господних». Оно не сохранилось. Блаженный Иероним отзывается с большою похвалою о его творениях [6], и называет его святым, хотя Евсевий и упрекает его в том, что будто бы он не чужд был лжеучения хилиастов или тысячелетников, т. е. тех, которые превратно толкуя 20-ю главу Апокалипсиса, ожидали тысячелетнего земного царствования Христа Спасителя с праведными.

Престолы зрю – и воцаренных;
Они безчисленнее звезд;
То были души убиенных
И обезглавленных за Крест.
Все ожили и воцарились.
И землю правили судом
Тысячелетье со Христом;
Могилы прочих не раскрылись
И кости их до срока спят.
День воскресенья первый! Свят
Участник в первом воскресеньи!
Вторая смерть не тронет вас! –
В тысячелетнем воцареньи…. –

Другой знаменитый епископ Иераполиса был Клавдий Апполинарий, который с таким святым рвением поразил своими пастырскими посланиями к фригийцам и галатам ересь Монтанову [7] и многие другие. Он особенно известнее апологиею христиан, написанною им императору Марку Аврелию в 177 году; в этом послании он напоминает царю, что он обязан избавлением своим и своей армии, и титулом Императора молитвам христиан. Марк Аврелий, завлеченный в войну с маркоманами и кавдами, был стеснен ими в дефилеях Богемии и его армия в бою с многочисленнейшим неприятелем изнемогла от нестерпимого зноя; в этом отчаянном положении легион Мелитийский, составленный их христиан, преклонив колена, вознес свои молитвы к Богу в виду Императора и всей армии. Внезапно тучи сгустились, гром и молния разразились и проливной дождь утолил жажду войска, которое наполняло свои шлемы благотворным дождем в самое время отчаянной битвы; говорят, что все молнии разражались на варваров; победа увенчала римлян; Марк Аврелий признал всенародно, что его армия обязана христианскому легиону своим избавлением и в память сего события прозвал легион Мелитийский: - громогласным. Языческие писатели [8], свидетельствуя о сем чудесном событии, приписывают его волхованию одного египтянина, - но свидетельство самого Императора осталось непреложным. Эдикт Марка Аврелия, в котором заключалась его признательность к христианскому легиону, существовал при Тертуллиане и при Иерониме. Первый, указывая два раза на это обстоятельство, два раза приглашает римлян прочесть это свидетельство их Императора [9]. Мы можем видеть доселе изображение этого события в бронзовых барельефах Антониновой колонны в Риме.

Иные писатели полагают, что Церковь Иераполиса обязана своим основанием св. Апостолу Павлу, который в послании к Колоссянам гл. IV ст. 12 и 13, говорит: «Свидетельствую бо о нем (об Епафрасе), яко имать ревность многу и болезнь о вас и о сущих в Лаодикии и в Иераполи»; - но мы указали уже на 1-й ст. II гл. того же послания, из которого видно, что жители Лаодикии и Иераполя не видели лица Апостола Павла во плоти, но что заботы Апостола Павла принадлежали и тем Азийским церквам, которых он не был прямым основателем. Основание Церкви в Иераполе можно отнести ближе к св. Апостолу Филиппу купно со св. Евангелистом Иоанном. Св. Филипп подвизался некоторое время в проповеди слова Божия вместе с Иоанном и оба Апостола пришли вместе в Иераполь [10]. К Филиппу приобщился также Апостол Варфоломей, посланный от Бога в помощь Филиппу; также и сестра Филиппова, по имени Мариамия, девица, последовала брату своему и все вкупе служили спасению человеческому [11]. Остались предания, что св. Филипп истребил в Иераполе породившихся с большом количестве змей, наносивших смертоносные язвы жителям. Самый Иераполь был назван в это время Змеиным городом. Мы находим в житии св. Филиппа, что он предал дух свой в Иераполе, распятый на кресте. Св. Варфоломей был подвергнут той же участи, но быв внезапно избавлен от смерти чрез чудно случившееся в то время замлетрясение, он вместе с Мариамиею предал земле тело св. Апостола; Варфоломей же крестил уверовавших тогда во Христа и поставил первым епископом в Иераполе Стахия [12]. Неизвестно, того ли Стахия, о котором упоминается в послании к Римлянам (XVI, 9) и который был поставлен в последствии св. Апостолом Андреем в епископы Византии. Никита, Пафлагонийский епископ [13], живший в 870 году, упоминает о некоем язычнике Ире, который укрыл некогда от убийц в своем доме в Иераполе св. Апостола Филиппа и, приняв от него святое крещение, был им посвящен в епископы. Вторым епископом Иераполя был знаменитый Папий, о котором мы уже упомянули. В царствование Марка Аврелия Антонина мы видим на епископском престоле Иераполя св. Аверкия, названного равноапостольным по великим подвигам, предпринятым им для распространения слова Божия от Палестины до Рима. Чудеса, которыми ознаменовано его житие, обратили на него внимание языческого мира. Когда он разрушил в Иераполе идолов, озлобленный народ устремился, чтоб его растерзать, но, услышав его глаголы, пробыл, внимая его учению, от утра до вечера; он даровал зрение слепой, исцелил беснующихся и наконец, по призыву Марка Аврелия, исцелил его дочь Лукиллу, жену Лукия Вара, бывшего тогда на войне против парфян. Не приняв богатых даров от Императора, он испросил у него ежегодной раздачи христианам Иераполя трех тысяч мер пшеницы. Тогда большая часть жителей Иераполя веровали уже во Христа. Сверх того святой муж испросил построение бань при целебных теплых водах, которые он несколько времени тому назад источил из земли своею молитвою. Путешествие св. Аверкия довольно подробно описано в его жизни, при чем поименованы многие исторические лица. У известного кардинала Барония была в руках весьма древняя рукопись послания св. Аверкия к Марку Аврелию, дышащего Апостольскою простотою и которое ученый кардинал готовился издать, но к несчастью это сокровище было потеряно [14]. Этому святителю приписывают также книгу под заглавием: «Правила для Пресвитеров и Диаконов», не дошедшую до нас. В некоторых рукописях уцелела, только не совсем полная и несвязная, надгробная греческая надпись, начертанная на могильном камне св. Аверкия, кончившего жизнь в Иераполе на 72 году. Хотя сочинение этой надписи приписывают самому св. Аверкию, но он видимо составлена, в память его, одним из жителей Иераполиса. Смысл этой надписи следующий: «Избранного города гражданин ещё при жизни сей памятник изготовил, да положится здесь тело Аверкия, ученика Пастыря доброго, пасущего овец своих по горам, по полям и долинам и чьи всеобъемлющие очи всё видят. Он меня научил слову святому, - Он же послал меня в Рим, в царские блестящие златом палаты, в среду вельмож роскошных; в Сирию, в Низиву и за берега Евфрата. Вера предводила меня повсюду; в снедь на пути моем, вино и елей, злеб и рыба, чистая дева мне всегда предлагала. Всё это просил начертать сам Аверкий на семьдесят втором году жизни. Размышляя о сем, да помолится о нем хранящий его память» [15]. Греческие Минеи сохранили в 5 день декабря память ещё о другом св. Аверкии мученике; полагают, что он принял епископский престол после равноапостольного Аверкия. За сим следует тот известный Клавдий Апполинарий, а котором мы говорили прежде. Последующие епископы Иерапольские [16], более или менее известны только по их подписям в соборах и синодах, в которых они участвовали. О последнем епископе Иерапольском, которого имя не сохранилось, упоминается в Константинопольском Синоде при Императоре Исааке-Ангеле, в конце двенадцатого столетия.

Русский путешественник, г. Вронченко [17], подробно описал местность Иераполиса и мы предлагаем здесь его описание:

«От довольно крутого и очень высокого ската, с северных высот к равнине реки Чюрюк-су (Ликуса), отделяется возвышенная, сажень 50 над равниною, плоская, широкая и длинная платформа, на которой был город Иераполис. Недалеко от развалин Гмназиума, на платформе, находится пруд, десятка три шагов в поперечнике; дно его загромождено плитами и обломками колонн. Тут были главные термы Иераполиса, украшенные всею роскошью зодчества, о котором можно ещё судить по колоннам прекрасного мрамора и отличной полировки, по капителям, карнизам и триглифам. Водма, теплая и очень чистая, вытекает из пруда тремя небольшими ручьями. Качество воды таково, что она, оставленная течь по произволу, кладет на дно каменную осадку снежно-белого цвета, которая образует дно и берега ручья, пока наконец перевысит место, откуда течет ручей: тогда вода находит другой сток, и так далее. Осадка очень тверда и от времени делается темно серою, но, кажется, для этого нужны очень многие годы. Такими каменными малыми каналами исчерчена равнина между развалинами, во всех направлениях. Один из трех вышеупомянутых ручьев проведен, вероятно уже весьма давно, вниз и ворочает на равнине колесо мельницы. Стекая с восточной части платформы по очень крутому скату, он увеличил ложбину свою до того, что она представляет островерхий вал, саженей 5 в поперечнике и столько же вышиною. Ручей мчится по желобу на острой вершине вала. По количеству осадки надобно полагать, что вода клала её в продолжение многих веков.

Другие два ручья спадают с южного ската платформы, весьма крутого, и представляют в падении своем явления другого рода. Там, где обрыв отвесен, сверху стремится водопад, ударяющийся об несколько уступов; белая осадка кажется, в некотором расстоянии, снежными глыбами, утесами, буграми и расселинами; она одевает скат до самого низу; на несколько десятков саженей в ширину. По сходству на взгляд таких белых масс с кипами хлопчатой бумаги, самое место получило турецкое название: Памбук-Калесы. Там, где скат не столько крут, отрасли ручья, стекая сверху, образуют, амфитеатром, белые, полукруглые бассейны, с зубчатыми краями – точно как бы в скат горы воткнуто рядами множество фарфоровых блюд разной величины – в поперечнике от 1 до 10 сажень, вышиною от 1 до 3 и 6 аршин. Бассейны исполнены водою до самых краев, глубиною около аршины; дно их светится всеми цветами радуги, самыми яркими и чистыми. Там, где скат ровен и отлог, ручей плывет широкою пеленою и расписывает дно разноцветными жилами по белому полю.

Замечательно, что несмотря на свойство оставлять каменную осадку, вода ручьем употребляется туркменами для орошения окрестных полей.

Осадка, получившая серый цвет, лежит по окрестностям огромными массами; из неё даже сделаны древними саркофаги. Она покрывает весь юго-восточный скат платформы. Плутониум, - пещера, извергавшая смертоносные испарения, засорилась мало помалу и недавно совершенно засыпана туркменами, которых скот погибал довольно часто от приближения к ней. Место её показывают туземцы и оно совершенно, положением и расстоянием от театра, согласуется с описаниями древних».

Стравон говорит, что внутренность Плутониума была квадратная и имела 50 стоп в боках, что испарения этой пещеры были так густы, что земли под ногами не было видно. Он сам впускал туда птиц, которые немедленно задыхались, но в тихую погоду испарения были менее зловредны [18]. Апулей также посещал Иераполис и говорит почти то же, что и Стравон, но с благовейным страхом как бы о святилище [19], что дает нам понятие о том, в каком уважении было это место у древних. В Италии, близ Пуццолы, известная пещера, называемая собачьею, в меньшей степени опасна и в меньшем размере может дать понять о Плутониуме Иераполя. Апулей называет сей последний отдушиною ада (Ditis spiracula); так и Виргилий помещает сход Энея в ад в вулканических окрестностях Пуццолы.

Нельзя видеть без грусти опустошительную картину развалин Иераполиса; великое множество гробниц, из которых иные ещё не раскрыты, а в других видны ещё окаменелый кости, разбросанные во всех направлениях среди великолепия обрушенных храмов. Обширный театр с мраморными ступенями, на которых вместо зрителей ползают ящерицы и черепахи, господствует над разрушением; - все пусто и попалено и единообразный шум падающих с высоты скал ручьев, которые, вместо того, чтоб производить и освежать растительность, окаменяют все, что встречается на их пути, - наводит на вас такое уныние, что это место представляется вам как бы жилищем смерти.

Со всем тем падший Иераполис ещё не без пользы для человечества; он дает пристанище в своих пещерных гробах поколению людей отверженных; они, как привидения, появляются на его великолепных развалинах только в то время, когда ни один путник не может их видеть; это есть поколение прокаженных. Турецкие узаконения дают право убивать безответно этих несчастных, если они приближаются к жилищам или с кем встретятся. Несмотря на всю бедственность их жизни, они вступают между собою в брак и бродят целыми толпами по местам непроходимым и по разбросанным развалинам древних городов Малой Азии.

Над входом в одно значительное обрушенное здание Иераполиса, к которому приводит ряд упавших колонн, виден высеченный в камне крест и этот символ спасения смиряет мрачные и бурные думы забредшего сюда путешественника. – Здесь была церковь, которая находилась первоначально под непосредственным надзором Епафраса Колоссийского. Память о святом Апостоле Филиппе преклоняет колена христианина на этом месте, где вероятно он был погребен.

В бытность мою в Оверньи я видел в одном саду возле Клермонта источник подобного свойства, как и Иерапольский, но не столь обильный и живописный, ибо Иерапольский можно назвать рекою. Известно, что вся Овернья покрыта потухшими вулканами; все окрестности Иераполиса также вулканического свойства [20].

Туркмены засыпали Плутониум Иерапольский, столько по его зловредию, как и по суеверным преданиям, будто в нем находится жилище злых духов, исходящих оттуда опустошать этот край, претерпевший столько раз бедствия землетрясения.

Примечания.

[1] Th. Smithi Opusc.

[2] IV 16 – см. стр. 77 см. также Plin. H. N. V. 29

[3] Иоан. I. 43-35

[4] Euseb. III. 31

[5] Sozom. VII. 27

[6] Epist. Ad Lucin

[7] Euseb. V

[8] Dio Cass. – Jul. Capitol. in. M. Aurel – Suid. – Themist. Orat. XV. – Claudian. in. Cons. Honor. 6

[9] Tertull. Apolog. V. – Id. ad. Scap. – Euseb. H. Eccl. III. 5

[10] Никиф. II. 39 в Четьи Мин. Нояб. 14

[11] Ibid

[12] Следуя гречес. Синакс.

[13] Encomia XII. Apost.

[14] Baronn. ad annum 163

[15] Vid. Apud Halloix. Illustr. Eccles. Orient. Script. II. Saec. p. 137

[16] VI. Флакк в синоде Филипопольск. – VII. Луций в синод. Конст. О распре между двумя Арабск. Еписк. – VIII. Авенеатий в 1 Ефесск. – IX. Стефан во 2 Ефесск. – X. Аверкий III-й в Халкид. – XI. Филипп при Льве Имп. – XII. Авксапон в 5-м всел. Соб. – XIII. Сисипий в 6 всел. Соб. – XIV. Игнатий при Патриарх. Конст. Игнатие и Фотие переходил от одной стороны в другой. – XV. Никон в то же время. – XVI. Арсевер в 997 г. – XVII неизвестный в 1066 г. – XVIII. Также неизвестный в царств. Мануила Комнена. –XIX. Георгий в 1155 при Патр. Коснт. Луке Хрисоберге. – XX. Неизвестный при Имп. Исааке Ангеле.

[17] Обозр. Мал. Аз. I. 107

[18] Strab. XIII. 4. 14

[19] Apul. De mundo

[20] Поездка в Овернью. стр. 8 в 3. номере Финск. Вести 1847 г.


к оглавлению
к оглавлению
к оглавлению

к предыдущей страницек предыдущей странице
  1     2     3     4     5     6     7     8     9     10     ...  
к следующей страницек следующей странице



Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования YouTube канал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод
Код баннера
Сайт отца Олега (Моленко)

 
© 2000-2024 Церковь Иоанна Богослова