Крест
Покайтесь, ибо Господь грядет судить
Проповедь Всемирного Покаяния. Сайт отца Олега Моленко - omolenko.com
  tolkovanie.com  
  omolenko.com  
  propovedi.com  
  Избранное Переписка Календарь Устав Аудио
  Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео
  Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
  Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги
  Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Вопрос
  Жития святых Книга отзывов Исповедь Статистика Карта сайта
  Молитвы Слово батюшки Новомученики Пожертвования Контакты
Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования Видеоканал проповедей Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод
Google+ страничка   YouTube канал отца Олега   YouTube канал стихотворений Олега Урюпина   Facebook страничка  


ВКонтакт Одноклассники Facebook Twitter Google+ Blogger Livejournal Яндекс Mail.Ru Liveinternet

Oлег Платонов

Жизнь за царя

(Правда о Григории Распутине)


к оглавлению
к оглавлению
к оглавлению

к предыдущей страницек предыдущей странице
  Предисловие     1     2     3     4     5     6     7     8     9     10     ...  
к следующей страницек следующей странице


НАЧАЛО ПУТИ



     Григорий Ефимович Распутин  родился  в селе Покровском Тюменского уезда
Тобольской губернии.

     Загадки  жизни Григория  Распутина  начинаются с года  его рождения.  В
Советской исторической энциклопедии и в большинстве других советских изданий
годом  рождения Распутина  считается 1864-й  или  1865-й. Ни  один советский
историк не удосужился заглянуть в метрические книги церкви села Покровского,
где родился и провел большую часть своей  жизни этот человек.  Правда, книги
эти сохранились  не  все,  но есть полная  подборка сведений  о  родившихся,
умерших  и  вступивших  в  брак  с  1862  по 1868 год.4  Листая эти  ветхие,
подпорченные жучком и влагой книги, прежде всего  в 1862 году сталкиваемся с
записью от 21 января о бракосочетании "Покровской слободы крестьянина  Якова
Васильева   Распутина  сына  Ефима  Яковлевича,  20  лет,  с  девицей  Анной
Васильевной, дочерью деревни  Усалки крестьянина Василия Паршукова, 22 лет".
Это  родители Григория Ефимовича Распутина. Фамилия Распутиных встречается в
книге многократно. Всего  в селе Покровском  живет 7 семей,  носящих фамилию
Распутины. Кстати говоря, фамилия эта встречается в Сибири довольно часто  и
обыкновенно имеет происхождение  от слова "распутье", что, по  словарю Даля:
"разъездная  дорога,  развилина,  развилы  пути,  место,  где  сходятся  или
расходятся  дороги,  перекресток". Люди, жившие  в подобных  местах, нередко
получали   прозвище  Распутьины,   впоследствии  превратившееся   в  фамилию
Распутины.

     По  церковным книгам, 11  февраля 1863 года  у Ефима Яковлевича и  Анны
Васильевны рождается дочь  Евдокия, которая через несколько месяцев умирает.
2 августа  1864 года у них  рождается еще дочь, которую  они, как и умершую,
снова называют  Евдокией,  но и она  прожила  недолго. Следующее рождение  в
семье Ефима Яковлевича Распутина занесено в книгу 8 мая 1866 года - родилась
дочь Гликерия,  тоже  умершая  через 4 месяца  "от  поноса".  И наконец,  17
августа 1867 года у  Распутиных  родился  сын  Андрей, которому тоже не было
суждено жить. В 1868 году в церковной книге нет записей о родившихся в семье
Е. Я. Распутина. Таким образом, согласно церковным книгам Григорий  Распутин
не мог родиться в период с 1863 по 1868 год. Более поздние метрические книги
в  Покровской церкви  не  сохранились,  но  зато остались заполненные бланки
Всероссийской  переписи населения  за 1897  год5, согласно которым  Григорию
Ефимовичу Распутину в этом году 28 лет. Перепись  велась  очень тщательно, и
поэтому можно считать установленным год рождения Распутина - 1869-й.

     Село Покровское,  располагающееся на берегу Туры, в котором появился на
свет Григорий Распутин, возникло  в самом начале освоения этих мест русскими
людьми, на путях,  отвоеванных для России  Ермаком  Тимофеевичем. Через него
пролегал старинный  сибирский  тракт,  связывающий  центр  России  с  самыми
отдаленными городами Сибири. В этой местности между Тобольском и Тюменью шла
напряженная культурная и экономическая жизнь,  проходили крупнейшие торговые
пути.  Документы  рассказывают  о  развитии   здесь  кожевенных,  кузнечных,
обувных, мыловаренных и котельных промыслов. В самом селе  Покровском  еще в
XVIII веке существовало несколько мыловаренных производств.

     Развивалась  здесь  и  своя  школа  иконописи.  В  XVII  веке в  Тюмень
переселился    замечательный    русский   иконописец    Спиридон,    ставший
родоначальником местного купеческого рода Иконниковых. Рядом, в Тобольске, в
1701  году  возникла  первая в  Сибири  -  и  одна  из  первых  в  России! -
общеобразовательная  школа. Тобольский митрополит  Филофей организует  целый
ряд  школ  по  всей  Тобольской  губернии,  сделав  их  не  только  центрами
образования, но и искусств, ибо в них ученики нередко устраивали театральные
представления, показывая комедии, трагедии и драмы. В первой четверти  XVIII
века только митрополитом Филофеем  было построено около трехсот церквей, при
некоторых из них были созданы славяно-русские духовные школы.

     Жители  сел  Тобольской  губернии,   особенно  тех,  что  стояли  вдоль
сибирского  тракта,  жили  зажиточно.  Дома  рубили крепкие,  основательные,
многие -  в  два этажа. Источники дохода были  достаточные: и  хлебопашество
(земли было много), и  охота (рядом лес), и  рыболовство (река  Тура  кишела
рыбой). Кроме того, важным  источником заработка был извоз - перевозки людей
и  грузов  по  сибирскому  тракту,  - которым  многие  покровские  крестьяне
занимались сызмальства.

     В общем,  в этих  местах  сформировался  тип людей  очень  энергичных и
активных,  к  которым  применима  характеристика,  данная  в   краеведческом
описании середины XIX века жителям города Тюмени, что они "красивейшее племя
в целой Сибири... крепкого сложения, белы, с выразительными черными глазами,
стройным станом и ярким румянцем, характера живого, щеголеваты, трудолюбивы,
смышлены и расторопны".6

     Гриша  Распутин рос  единственным ребенком в семье,  к тому  же слабого
здоровья.  Можно  предположить,  что  в  этих условиях, после смерти  первых
четырех детей, родители Гриши  уделяли ему больше внимания, чем это возможно
в обыкновенной  крестьянской  семье,  где много  детей,  и,  наверное,  даже
баловали. Но,  как  единственный помощник отца, Григорий рано стал работать,
сначала  помогал  пасти скот, ходил  с отцом  в  извоз,  затем участвовал  в
земледельческих работах, помогал убирать урожай, но и, конечно, ловил рыбу в
Type и окрестных  озерах.  В  Покровском школы не было,  и Гриша  вплоть  до
начала своего странничества, как и его родители, был неграмотен. В общем, он
ничем не выделялся среди других крестьян, разве только своей болезненностью,
которая в крестьянских  семьях  понималась как ущербность и  давала повод  к
насмешкам.

     "Когда я жил сперва, - рассказывает он сам, - как говорится, в мире, до
28 лет, то был с миром, то есть любил мир и то, что в мире, и был справедлив
и искал утешения с мирской точки зрения. Много в обозах ходил, много ямщичил
и рыбу ловил, и пашню пахал. Действительно, это все хорошо для крестьянина!

     Много скорбей было мне: где бы какая сделалась ошибка, будто как я, а я
вовсе  ни при чем. В артелях переносил разные насмешки. Пахал усердно и мало
спал, а все-таки в сердце помышлял, как бы чего найти, как люди спасаются"7.

     Приблизительно в 1892 году  в душе  его  начинает  происходить перелом.
Происходит он не сразу, а постепенно. Григорий сначала посещает сравнительно
недалеко   расположенные   монастыри:  Абалакский,  Тюменский,   Тобольские;
перестает есть мясо  (его он не употреблял  вплоть до своей гибели), а через
пять лет бросает  "курить  табак  и  пить вино". Начинается  период  далеких
странствий по монастырям и святым местам России.

     Что побудило его на этот шаг?

     Позднее  недобросовестные  журналисты  будут  писать,  что  к этому его
подтолкнул случай, когда  якобы он был схвачен с поличным то ли на воровстве
лошадей,  то ли чего-то другого.  Внимательное  изучение архивных документов
свидетельствует, что  случай этот  полностью  выдуман.  Мы  просмотрели  все
показания  о нем,  которые  давались  во  время  расследования  в Тобольской
консистории. Ни один, даже самый враждебно настроенный к Распутину свидетель
(а их  было  немало),  не  обвинил  его  в воровстве или  конокрадстве.8  Не
подтверждает этого "случая" и проведенный  в июне  1991 года опрос  около 40
самых  пожилых  людей  села Покровского (о нем позднее поговорим подробнее).
Никто из  них не  мог вспомнить, чтобы когда-то родители  им рассказывали  о
воровстве Распутина.

     Тогда что же все-таки побудило Григория  начать  новую жизнь?  Ответ на
вопрос - в его записках.

     "Вся жизнь  моя,  - пишет он,  - была болезни. Всякую весну я по  сорок
ночей не спал.  Сон  будто как забытье, так и проводил все время с 15 лет до
28 лет. Вот что тем  более толкнуло  меня на новую жизнь  (выделено  мною. -
О.П.).  Медицина мне  не  помогала,  со мною ночами бывало как  с маленьким,
мочился  в   постели.  Киевские   сродники  исцелили,   и  Симеон  Праведный
Верхотурский  дал силы  познать путь истины и  уврачевал болезнь бессонницы.
Очень  трудно это было все  перенесть, а  делать  нужно  было,  но  все-таки
Господь помогал работать, и  никого не нанимал, трудился сам, ночи с  пашней
мало спал".

     Кстати, внешний вид Григория  Распутина не  соответствовал тому образу,
который  создавался  леворадикальной  прессой.  Он  был  не  только  слабого
здоровья, но  и  невысокого  роста, физически  не очень  силен.  Жители села
Покровского,  когда  в 1980-е  годы  показывали фильм о Распутине  "Агония",
вначале "бежали"  на него,  чтобы посмотреть на своего земляка, но  старики,
помнившие  Григория  Ефимовича, как  один сказали:  "Совсем  не  похож".  "В
фильме,  - по  мнению стариков,  -  огромный, высокий и  страшный,  а мы его
помним совсем другим,  ну, может  быть, чуть-чуть выше  среднего роста, даже
тщедушный.  И  все  манеры,  и  поведение  другие были.  Лицо бледное, глаза
впалые, вид, как правило, измученный. Ходил с посохом".

     В  полицейских  бумагах  сохранилось  множество   описаний   Распутина.
"Телосложения   -  обыкновенного;   цвет   волос  -   светлый  шатен;   лицо
продолговатое;  нос  -  умеренный;  борода  -  кружком, темно-русая;  тип  -
русский".9

     По  переписи 1897  года Григорий Ефимович  Распутин  числился в составе
семьи своего отца, а не считался самостоятельным хозяином.

     Скупые  строки бланка  переписи,  увенчанного двуглавым орлом, включали
всех  тогдашних членов распутинского семейства:  хозяина - Ефима Яковлевича,
55  лет; жену хозяина  - Анну  Васильевну, 57  лет: сына хозяина  - Григория
Ефимовича,  28 лет; жену сына хозяина  - Прасковью  Федоровну, 30 лет; внука
хозяина - Дмитрия Григорьевича, 1 год (сына Григория Ефимовича).

     Все члены  семьи  числились  земледельцами из государственных крестьян,
все были неграмотными.

к оглавлению
к оглавлению
к оглавлению

к предыдущей страницек предыдущей странице
  Предисловие     1     2     3     4     5     6     7     8     9     10     ...  
к следующей страницек следующей странице



Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования Персональный видеоканал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод

Flag Counter
Код баннера
Сайт отца Олега (Моленко)

 
© 2000-2018 Церковь Иоанна Богослова