Крест
Радуйтесь, ибо Господь грядет судить
Вселенская Проповедь Вечного Евангелия. Сайт отца Олега Моленко - omolenko.com
  tolkovanie.com  
Rus
  omolenko.com  
Eng
  propovedi.com  
  Кредо Переписка Календарь Устав Аудио
  Имя Божие 3000 вопросов Богослужения Школа Видео
  Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
  Публицистика Дискуссии Эра Духа Святого История Фотокниги
  Апостасия РПЦ МП Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Стримы
  Жития святых Книги о.Олега Исповедь Библия Избранное
  Молитвы Слово батюшки Новомученики Пожертвования Контакты
Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования YouTube канал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод
YouTube канал отца Олега   Facebook страничка   YouTube канал проповедей отца Олега  


ВКонтакт Facebook Twitter Blogger Livejournal Mail.Ru Liveinternet

Иеросхимонах Антоний (Булатович)

Апология веры во Имя Божие и во Имя Иисус


к оглавлению
к оглавлению
к оглавлению

к предыдущей страницек предыдущей странице
  От редакции     1     2     3     4     5     6     7     8     9     10     ...  
к следующей страницек следующей странице


X. Свидетельства о Имени Божием из Библии

 

Почитание Имени в Ветхом и в Новом Завете

Книги Моисеевы и Библия еще более ярко рисуют то божественное почитание Имени Божия, которое существовало в ветхозаветной Церкви, и ту великую веру во Имя Божие, которую законоположил Господь также и нам в Новом Завете, что выразилось в заповеди: просить всего и все таинства совершать во Имя Господне; что выразилось также в том, что первое прошение в Молитве Господней есть о том, «да святится Имя Твое». Наконец, священное употребление и первенствующее значение Имени Божия в богослужении в ветхозаветной Церкви перешло полностью и в новозаветную, на которую Господь излил безмерное обилие благодати и даровал безмерно большее дерзновение призывать Имя Его, не только в одном только месте на земле, как в древности, но на всяком месте владычества Его, и обещал, что где только двое или трое соберутся для того, чтобы призывать и воздавать поклонение Имени Его Святому, – быть там Самому во Имени Святом Его.

 

Значение основных Имен Божиих в Библии

Три Имени Божий были преимущественно в употреблении у Патриархов: Элогим, Эль-Шаддай и Адонаи; Моисей же сподобился приять от Бога новое Имя Его – Иегова. Значение сих Имен прекрасно истолковано в сочинении Георгия Властова «Священная Летопись». Толкуя стих 14 главы 3-й Исхода, где на вопрос Моисея о Имени Божием Господь открывает ему Имя Свое – Сый или Иегова, по-еврейски («Я есмь Сущий (Иегова)... так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам»), автор примечаний к «Священной Летописи» говорит: «Каждое Имя Божие, бывшее в употреблении у Патриархов, выражало преимущественно какое-нибудь из свойств Божества. Имя Элогим обозначало Творца мира и выражало вообще понятие о невидимом Божестве. Елъ-Шаддай значило Всемогущий; Адонаи – Владыко... Имя это («Иегова» или «Сый») делается знамением Израилю и страхом для врагов его. Имя Иегова не безызвестно было Патриархам, но никогда оно не получало для них того глубокого и многообъемлющего значения, которое впервые разъясняется через Моисея народу Израильскому, который Господь готовит воспринять вечный общечеловеческий закон и общечеловеческие права, неизвестные еще для отдельных личностей целых народов во всем тогдашнем мире. Наше выражение «Сущий» верно передает таинственное Имя вечно Живущего, или, лучше сказать, Единого Живущего, ибо Он только есть источник той жизни, которая существует в мире» [171].

В стихе же 4-м главы 3-й Исхода говорится, что когда Моисей, увидав купину горевшую и несгоравшую, подошел посмотреть, что это, то «Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог». – В еврейском тексте это читается так: «Иегова увидел... Элогим воззвал». – Автор «Священной Летописи» Г. Властов делает при этом примечание: «Элогим означает Божество, Бога Творца невидимого; Иегова есть Он же, но в проявлении, в откровении, в близких, отеческих отношениях к человеку» [172].

В стихе 15-м гл. 3-й читаем: «И сказал еще Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым: Господь (то есть Иегова), Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова послал меня к вам. Вот Имя Мое (то есть Иегова) на веки, и памятование о Мне из рода в род». – Памятование означает призывание; Господь Бог повелел с того времени употреблять в богослужении сие вновь открываемое Им Имя «Иегова», которое в славянском и русском переводе переведено: «Сый», или «Сущий», и «Господь».

Стих 16-й читается так: «Скажи им: Господь (Иегова), Бог отцов ваших, явился мне...» В толковании на это сказано: «Это Имя отныне будет для Израиля (и для всего человечества) означать Высочайшее Существо» [173].

 

Последовательность откровения Божиих Имен

Сопоставь с сим текстом слова Апостольские: «Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа» (2 Кор. 1, 3), и найдешь некую знаменательную последовательность Богооткровенных Имен Божиих и постепенность приближения Богом к Себе человека. Сначала Бог в продолжении двух поколений совсем не давал человеку дерзновения призывать Его. Потом от Эноса и до Моисея Патриархи призывали Бога во Имя Творца и Зиждителя (Элогим). Моисею Бог дал еще большее дерзновение и открыл ему Имя «Господь» – «Иегова», «Сущий». Наконец, Апостолам дал велие дерзновение и верх Богопознания в именовании Себя «Богом, Отцом Господа нашего Иисуса Христа», или в именовании Иисус, которое, как мы имели случай говорить, заключает в себе таинственно полноту Божественных Имен. Поэтому Господь, явившись Моисею в другой раз, говорит: «Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем "Бог Всемогущий", а с именем Моим "Господь" (Иегова) не открылся им» (Исх. 6, 3). В толковании на этот стих Г. Властов говорит: «Господь вспоминает завет и выполняет обещанное, связывая исполнение обещания с проявлением Имени Иеговы... Господь, преследуя план развития души человеческой, открывает глубочайшее значение Имени Иеговы, которое... должно сделать это племя народом-жрецом всего человечества, доколе придет великая минута, когда воплощение Того, Кто Есть, разрушит стены закона, и доколе те из детей Израиля, которые поймут кроткое и милосердое посещение Иеговы, не исполнят свое последнее великое призвание жречества, разлив по всему человечеству благодатные потоки слова Евангельского» [174]. – Но во имя чье же разлились по вселенной потоки слова Евангельского? – Все знают, что во Имя Иисус, ибо и Петр в первом своем слове в день Пятидесятницы благовестил сие Имя и проповедывал исполнение пророческих слов, что «всяк, иже аще призовет Имя Господне (то есть Иисус Христос), спасется» (Деян. 2, 21); а Павел проповедовал, что «о Имени Иисусове всяко колено поклонится... и всяк язык исповест» (Флп. 2, 10-11). – Итак, поскольку Имя Иегова, то есть Господь, Сущий, было знаменем, вера в которое и взирание умное на которое объединяло ветхозаветную Церковь, то таким знаменем – и объединителем, и воодушевителем – в новозаветной Церкви есть Имя Иисус. Этот глубокознаменательный текст: «Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем "Бог Всемогущий", а с именем Моим "Господь" (Иегова) не открылся им» (Исх. 6, 3) – в славянском переводе мы читаем так: «Аз Господь, и явихся Аврааму, и Исааку, и Иакову, Бог Сый их, и Имене Моего, Господь, не явих им». – Итак, видите какое тождество понятий и какая неотделимость в понятиях: Бог и Имя Его! В одном тексте говорится: «являлся... с Именем Бог Всемогущий», а в другом – «явихся... Бог Сый их». Итак, что же значат эти слова Божий, как не то, что явление людям Имени Божия есть явление Его Самого, Который присущ Имени Своему, и – «по Имени Твоему, Боже, тако и хвала Твоя на концах земли» (Пс. 47,11).

До какой степени связывает Сам Господь все обеты Свои и все заветы и повеления с Именем Своим доказывает то беспрестанное повторение при каждом новом завете и повелении новооткровенного Своего Имени – «Иегова»: «Аз Господь» (то есть Иегова), говорит Господь каждый раз, как обращается к Моисею; таким образом, совершенно ясно, что это многократное повторение слов «Я, Иегова», ¦— не для чего иного делает Господь, как для того, чтобы этим показать, что все сие Он делает ради Имени Своего, и дабы тем наипаче укрепить веру и страх и благоговение к Имени Своему, Которое есть – Он Сам. Обратите еще внимание на то, что Господь весьма редко говорит: «Имя Мне Господь», но беспрестанно повторяет: «Аз Господь»; также и Господь Иисус Христос, когда явился Павлу в Дамаске, не сказал: «Меня зовут Иисус», но сказал: «Аз есмь Иисус». Таким образом, Бог теснейше и неотделимейшим образом соединяет Себя с Именем Своим.

Моисей, посланный Богом к Фараону, чтобы повелеть ему Именем Иеговы отпустить народ Израильский, не имел успеха. Фараон только еще больше ожесточился против евреев, а угнетаемый народ возроптал на Моисея; над Именем же Иеговы, по попущению Божию, глумились и поносили Его. Тяжко было для Моисея и «ужасно было для него, ревнителя Святейшего Имени Иеговы, видеть это Имя, повторяемое Египтянами с насмешкой и презрением, а Израилем – с недоверием» [175], и возопил Моисей ко Господу: «С того времени, как я пришел к фараону и стал говорить Именем Твоим, он начал хуже поступать с народом сим; избавить же, – Ты не избавил народа Твоего» (Исх. 5, 23). Тогда снова явился Бог Моисею и сказал: «Я Господь» – и Именем Своим Он поручился исполнить обещанное (Исх. 6). В толковании у Г. Властова сказано в примечании: «Моисей снова получает торжественное откровение о чудесном избавлении Израиля, в истине чего ручается Господь Своим Таинственным Именем Иеговы, и отсюда начинается повествование о спасении Израиля и об учащенных ударах над страной Фараона» [176]. «Смотри, Я поставил тебя Богом фараону» (Исх. 7, 1). – «Я наложу руку Мою на Египет... тогда узнают Египтяне, что Я Господь» (Исх. 7, 4-5). – Г. Властов в толковании к сим стихам примечает: «Моисей, говорит О. Герлах, действительно заступает перед Фараоном место Бога, говорит Его Именем и вызывает этим Священным Именем творческие и разрушительные силы природы» [177]. Поэтому кары, которым Бог подверг Фараона и Египет, Он называет славою Имени Своего, почему перед тем, как наслать на Фараона и на Египет седьмую кару, Господь говорит: «Я пошлю все язвы Мои в сердце твое... чтобы показать на тебе силу Мою, и чтобы возвещено было Имя Мое по всей земле» (Исх. 9, 14, 16).

Когда Фараон, отпустив, наконец, Израиля, вновь ожесточился и, погнавшись за евреями, настиг их у Чермного моря, и народ возроптал, то Моисей ответил людям: «Не бойтесь, стойте – и увидите спасение Господне... Господь (Иегова) будет поборать за вас, а вы будьте спокойны» (Исх. 14,13-14). Эти слова имеют смысл, относящийся не только к Самому Существу Божиему, именуемому словом Господь, но и к самому Имени, коим Бог именуется, так говорится в Пс. 53, 3: «Боже, во Имя Твое спаси мя», каковой стих св. Афанасий толкует так: «Этим Самым Именем даруй мне спасение» (см. глава IX «Апологии»).

Или еще: «Помощь наша во Имя Господа, сотворшаго небо и землю» (Пс. 123, 8). Или еще: «Обышедши обыдоша мя, и Именем Господним (то есть Иеговы) противляхся им» (Пс. 117, 11); или еще: «Услышит тя Господь (то есть Иегова) в день печали, защитит тя Имя Бога Иаковля» (Пс. 19, 2); или «Сии на колесницах, и на конех, мы же во Имя Господа Бога (то есть Иеговы Элогима) нашего призовем» (Пс. 19, 8). У св. Афанасия Великого, как мы приводили в предыдущей главе, в толковании на сей стих сказано: «Пользуясь этою помощию, то есть силою Самого Имени, ибо знамением креста и предизображением Имени Иисус расторг Моисей море».

По спасении народа и избавлении его от угрожавшей погибели люди Божий воспели песнь Богу и воспели Имя Иеговы (Господа), ибо, как говорится в примечании к стиху 6-му главы 15-й в цитируемой нами книге Г. Властова: «С Именем Иеговы, проявленным впервые великими чудесами, связывается отныне вся будущая жизнь Израиля. Иегова поднял руку Свою на врагов Израиля и возродил народ к новой жизни» [178].

Преславное явление Бога Израилю на горе Синайской и возвещение в слух ему заповедей Господь начинает также с Божественного Имени Своего: «Я Господь (Иегова)», или, как в славянском тексте писано: «Аз есмь Господь Бог твой» (Исх. 20, 2). В толковании к этому стиху у приводимого нами выше автора сказано: «Господь напоминает Израилю только что полученные им благодеяния и притом упоминает таинственное Имя Аз Есмь, связанное с этими благодеяниями, как единственное Имя Бога, Которого должны чтить Израильтяне» [179].

«Не произноси Имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит Имя Его напрасно» (Исх. 20, 7). Когда же Моисей вступил во мрак благодатного осенения горы Синайской, то Господь в самом начале Своих Божественных вещаний сказал: «Сделай Мне жертвенник... на всяком месте, где Я положу память Имени Моего, Я приду к тебе и благословлю тебя» (Исх. 20, 24).

 

Урим и Туммим

Самая великая святыня в облачении священническом были таинственные «урим» и «туммим»: «На наперсник судный возложи урим и туммим, и они будут у сердца Ааронова, когда будет он входить во святилище пред лице Господне» (Исх. 28, 30). Но знаете ли, что означает это таинственное «урим и туммим», которое должно быть близ самого сердца священника? – Это есть пронаречение Имени Иисус, ибо в славянском тексте оно переведено: «Явление и Истина», или, иначе сказать, как говорится в толковании приводимого нами автора: «Свет и Истина». – Эти Имена имели великую Божественную силу, ими познавалась воля Божия и получался чрез них ответ на вопрошения, как видно в Числах 27, 21. Способ, каким первосвященник познавал волю Божию, неизвестен, но «раввинистское предание говорило... что предмет, на котором должно было быть сосредоточено внимание первосвященника, было Слово Иегова, написанное на наперснике, и что он получал пророческий дар после созерцания и размышления о нем» [180]. Слышите, какой прообраз Иисусовой умносердечной молитвы? – Там Имя Иегова, у нас – Имя Иисус; там Имя Иегова написано на камне и носится над сердцем, и на нем, то есть на сем Имени, находящемся на месте сердечном, сосредоточивает внимание священник; у нас Имя Иисус – не начертанное на камне, но сам Иисус, восприятый в Божественном Крещении, как говорит и толкует то Паисий Величковский, но внимание сосредоточено тоже на Имени Иисус и на месте сердечном! Там дар прозорливства, здесь – спасение и безграничная и не имеющая предела лестница степеней созерцаний и благодатных даров! Но слышите ли еще и другую тайну молитвенного делания, о которой мы говорили выше: на сердце первосвященника не одно только Имя Божие, но и еще имена 12-ти колен. Что же это, как не образное изображение действия молитвенного, состоящего в сознании Имени Божия и имени своего; Имени величия Божия и имени своего убожества.

 

Слава Божия и Имя

Когда Моисей просил Бога показать ему «славу» Его, Господь сказал: «Я... провозглашу Имя Иеговы пред тобою» (Исх. 33, 19). Слышите, как Господь заменяет Самого Себя Именем Своим, исполняя просьбу Моисея? Кто же дерзнет после такого ясного свидетельства Самого Бога о Имени Своем осмеливаться противоречить и говорить, что Имя Божие не есть Сам Бог!

«И прошел Господь пред лицем его (то есть Моисея) и возгласил (то есть Имя Иегова, которое равнозначило следующему: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий правду и являющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода» (Исх. 34, 6-7). Итак, вот в каком новом Имени обрел Моисей Бога в день сего Боговидения, увидав Бога во Имени Его; и, услыхав сие Имя, «Моисей тотчас пал на землю и поклонился Богу» ( – 8). – К этим стихам в Священной Летописи сделано следующее примечание:

«"Единый имеющий бессмертие, – говорит св. ап. Павел, – Которого никто из человеков не видел и видеть не может" (1 Тим. 6, 16). Между тем, апостол Павел восхищен был в рай и слышал неизреченные глаголы, которых нельзя человеку пересказать (2 Кор. 12, 4). "Бога не видел никто никогда", – говорит св. Иоанн Богослов (Ин. 1, 18). Все смертные, сподобившиеся высших видений и откровений, могли только воспринимать слухом и сердцем слово Божие, которое есть то именно звено, которое связует Всевышнего с смертным человеком. Обитающий во плоти человек не может ни которыми из своих органов проникнуть в мир, находящийся вне его плотских впечатлений. Но бессмертная душа его, жительница высшего мира, может воспринимать разумом своим волю Господню, воплотившуюся в слове Его. Слово это, по прекрасному выражению митрополита Филарета, "предвечно рождаемое в Боге, глаголет из бесконечной вечности Божией в круг времени к тварям, когда в них должна открыться Премудрость Божия" [181]. Это же Слово "стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины" (Ин. 1, 14). Только посредством Слова, Второй Ипостаси Святой Троицы, может человек приблизиться мыслью к недоступному Божеству. И Моисей, в стихах 6 и 7 настоящей главы, получает откровение Слова же Божия, глаголющего уху и сердцу его, не другим его чувствам и органам. – Имя Иеговы впервые разъясняется Моисею с подробностью, которая дает новые и утешительные залоги счастья и мира. Пред горящей купиной Иегова открывается ему как единый существующий, вечный (Исх. 3, 14); теперь Он открывается ему как человеколюбивый, милосердый, долготерпеливый, многомилостивый и истинный, прощающий, но и наказующий. Милость и любовь, но и суд справедливый; вот разъяснение Имени Иеговы, Которого великое Имя разъяснено человечеству вполне лишь в пришествии всемилосердого всепрощающего Господа нашего Иисуса Христа, Который один лишь грех назвал непрощенным (Мф. 12, 31-32). Тот же грех наказывается на земле до третьего и четвертого рода (сравни главу 20, стих 5-й, примечание 5 [182]). Этот грех "ненавидения Господа", он же есть и хула на Духа Святого» [183]. Не ясное ли здесь свидетельство того, что Имя Божие есть энергия премудрости Его? Итак, раскрыв Моисею Имя Иегова, Господь о Имени Своем заключает с ним завет, причем со стороны Израиля условием Бог ставит верное пребывание в истинной вере, «ибо ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа (Бога), потому что Имя Его – Ревнитель; Он Бог Ревнитель» (Исх. 34, 14). Итак, видите, какое отождествление Бога и Имени Его. Вскоре после законоположения и откровения Имени Господня совершилось именно то преступление против Имени Господня, о котором мы говорили выше: «Хулил сын Израильтянки Имя (Господне) и злословил. И привели его к Моисею... И сказал Господь Моисею, говоря: выведи злословившего вон из стана, и все слышавшие пусть положат руки свои на голову его, и все общество побьет его камнями; и сынам Израилевым скажи: кто будет злословить Бога своего, тот понесет грех свой; и хулитель Имени Господня должен умереть, камнями побьет его все общество» (Лев. 24, 11, 13-16) – слышите, какое единство Бога и Имени Его! Не сказано, что преступник хулил Бога, но сказано, что он хулил Имя, а Бог всемилосердый повелел покарать хулителя смертью, как собственного хулителя, и посему сказал, что как поноситель и злословитель Божий, так и хулитель Имени Его равно должны умереть. К этому месту имеется у Г. Властова следующее примечание: «В еврейском (тексте) сказано только (ст. 11): "хулил сын Израильтянки Имя". Это воздержание (то есть боязнь) произнесения Великого Имени Иеговы в этом случае совершенно согласуется со всем характером Пятикнижия... И LXX (толковников), и Таргумы [184] читают 16-й стих так: "Произнесший ясно (нарицаяй по славянскому тексту) Имя Иеговы да умрет". На этом основании позднейшие иудеи не только никогда не произносили Священного Имени, заменяя Его словом Адонаи, Владыко, но даже... произношение Священного Имени совершенно потеряно... Новейшие авторитеты склоняются к произношению Иахве. Предание говорит, что последний, кто знал произношение Священного Имени, был первосвященник Симеон праведный, сын Ониаса... Священное Имя произносилось, по преданию, один только раз в год во время дня очищения, но тихо, и в это же время тимпаны и гусли заглушали звук произносимого слова» [185]. Слышите, испугавшиеся обожения Имени Иисус, как ветхозаветные праведники: Благодетеля. При этом построение еврейской фразы таково, что само ненавидение как бы служит наказанием до третьего и четвертого рода. Место это понимается так: в неверующем семействе это неверие продолжается несколько поколений и служит (независимо от других несчастий) тяжелым наказанием всему роду этому, ибо без внутренней Господней помощи кто из нас может нести до конца бремя жизни? Самоубийство и безумие – обыкновенные явления в этих семействах» (Властов Г. Цит. соч. С. 129-130).

Боговидец Моисей и преемники его божественно чтили Имя Иеговы! Или не мните ли вы, что Имя Иисус есть меньше Иеговы? – ошибаетесь: Имя Иегова есть развитие идеи Имени Творец, а Имя Иисус есть развитие идеи Имени Иегова.

 

Ангел Иегова и Имя Божие

Одним из великих обещаний Божиих Моисею при заключении с ним завета было обещание Ангела, на Котором будет Имя Бог: «Вот, Я посылаю пред тобою Ангела (Моего) хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил тебе; блюди себя пред лицем Его и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего, ибо Имя Мое на [186] Нем» (Исх. 23, 20-21). Слышите? – не сказано: «Имя Мое с Ним», – но: «Имя Мое на Нем». «Но кто же этот Ангел, у которого Имя Божие на Нем? – Это – Сын и слово. К этому месту у цитируемого нами автора имеется следующее примечание: «Ангел, имеющий идти перед Израилем, – не простой Ангел. Таинственное существо, имеющее право прощать, и на котором покоится Имя Иеговы, есть Сам Господь во Второй Ипостаси Святой Троицы... Это Ангел Присутствия пророка Исайи (Ис. 63, 9); Ангел Завета пророка Малахии (Мал. 3, 16)» [187]. Освящение скинии было завершено благословением Именем Иеговы всего народа Моисеем и Аароном, и по возглашении слов благословения во Имя Иеговы скиния исполнилась Славы Господней: «И вошли Моисей и Аарон в скинию собрания, и вышли... И явилась слава Господня всему народу» (Лев. 9, 23).

 

Тайнодейственность Имени в Ветхом Завете

В Ветхозаветной, как и в Новозаветной Церкви, Имя Божие было и благословляющим людей, и освящающим всякую святыню: «Рцы Аарону и сыном его, говорит Господь, – да возложат Имя Мое на сыны исраилевы, и Аз Господь благословлю я» (Чис. 6, 23, 27). Когда Ковчег Завета, «Кивот Божий, над нимже призвася Имя Господа Сил» (2 Цар. 6, 2), был перенесен в Иерусалим, то Царь Давид принес всесожжения и жертвы «и благослови люди о Имени Господа Сил» (2 Цар. 6, 18). Когда же Царь-Пророк заскорбел о том, что он живет во дворце, а Святыня Господня стоит в палатке, и пожелал построить храм, то Господь, явившись ему, сказал: «Возставлю семя твое по тебе, иже будет от чрева твоего, и уготовлю царство его. Той созиждет дом Имени Моему, и управлю престол его до века» (2 Цар. 7, 12-13). – В этих словах Божиих ясно подразумеваются два лица, оба потомки Давидовы: один от семени его, а другой не от семени, но от чрева его, то есть очевидно, что Соломон и Христос Господь, и эти сыны Давидовы создали каждый дом Имени Божию: один – храм на земле, а Другой – Святую Церковь Праведников на небеси; и обе сии Церкви суть храмы Имени Божиему. Итак, позволим себе спросить имеборцев, считающих Имя Божие идеей отвлеченной и безжизненной: ужели для такой безжизненной идеи и Бог являлся, и чудотворил, и воплотился, и пострадал, и умер, и воскрес, и все домостроительство спасения согласовал, дабы создать – «Дом Имени Своему»! Не ясное ли дело, что то, что мы знаем о Боге, и есть Сам Бог, Истина не безжизненная, но живая и действенная – слово Божие со Отцем и Духом.

Итак, Соломон создал Храм Имени Божию и освятил его: «Рече Соломон... аз создах дом Имени Твоему свят... еже обитати Тебе в нем... Благословен Господь Бог Исраилев, Иже глагола... не избрах града... еже быти Имени Моему тамо: но избрах во Иерусалиме быти Имени Моему тамо... и создах Храм Имени Господа Бога Исраилева... Господи!., да будут очи Твои отверсты на Храм сей... на место, о немже рекл еси: будет Имя Мое тамо на услышание молитвы... И чуждему... зане услышат Имя Твое велико, и руку Твою крепкую, и мышцу Твою высокую, и приидет, и помолится на месте сем: и Ты услышиши... яко да уразумеют вси людие земнии Имя Твое, и убоятся Тебе... и разумеют, яко Имя Твое наречеся на Храме сем» (3 Цар. 8, 12-13, 15-16, 20, 29, 41-43). Слышите, имеборцы, что говорит движимый Духом Божиим Царь Соломон! По вашему мудрованию и в словах Соломона должна оказаться страшная ересь: сливание Бога с Именем Его и обоготворение Имени Божия. Но Соломон говорит Духом Божиим. Итак, не ясное ли дело, что вы с вашим новым обезверившимся мудрованием восстали против исконной веры и исконного догмата церковного и ветхозаветного, и новозаветного, что Имя Божие есть Сам Бог.

Пророк Илия не иным чем свел огонь с неба на жертву свою, как Именем Господним: «Да призовете имена богов ваших, – сказал он пророкам Ваала, – и аз призову Имя Господа Бога моего... И призовите имена богов ваших, и огня не возгнещайте» (3 Цар. 18, 24-25). Видите, какая неотделимость имен от именуемых ими существ.

О Имени Божием Приточник говорит, что из всех существующих сил оно есть наисильнейшее и спасительнейшее: «Из величества крепости Имя Господне, к Немуже притекающе праведницы возносятся» (Притч. 18, 10). Сравните эти слова со словами Лествичника, что крепче (Имени Иисусова) оружия не найдешь на супостатов ни на земле, ни на небе.

 

Пронаречение Имени Иисус у пророков

Пророк Исайя пронарекает Имя Иисус следующими словами: «Велика Совета Ангел, Чуден, Советник, Бог Крепкий, Властелин, Князь Мира, Отец будущаго века» (Ис. 9, 6). – Все эти имена, как мы говорили выше, совмещаются во Имени Иисус. – «Се Бог мой Спас мой (то есть Иисус – Бог Избавитель)... воспойте Имя Его (то есть Иисусово), возвестите во языцех славная Его: поминайте, яко вознесеся Имя Его. Хвалите Имя Господне» (Ис. 12, 2, 4-5). – «Аз Господь Бог, сие Мое есть Имя, славы Моея иному не дам» (Ис. 42, 8). – «Святый во Святых Имя Ему» (Ис. 57, 15). – Видите, как преславно толкуется Имя Иисус Пророком; Имя сие, Которое есть «Имя паче всякаго имене»!

Также и Пророк Иеремия возглашает: «Велик еси Ты, и велико Имя Твое в крепости» (Иер. 10, 6). – Некоторые имеборцы в свое оправдание говорят, что в Писании слово «Имя» употребляется не в прямом смысле, но лишь как известный образный оборот речи. Но как видите из последнего текста, здесь совершенно определенно Пророк говорит, что и Бог велик, и Имя Его велико в крепости; следовательно, смысл Имени Божия есть прямой и дословный. – «Во днех онех спасен будет Иуда... и сие есть Имя, имже нарекут Его: Господь праведен наш» (Иер. 33, 16).

Пророк Иезекииль, возвещая о Иисусе, говорит: «Глаголет Адонаи Господь: не вам Аз творю доме исраилев, но Имене Моего ради Святаго... И освящу Имя Мое великое» (Иез. 36, 22-23).

Пророк Амос говорит: «Уготовися призывати Бога твоего, Исраилю». – Слышите ли предречение о той благодати, какую мы обрели в дерзновении беспрестанно и на всяком месте призывать Имя Господне, чего раньше не осмеливались не освященные. – «Се Аз утверждали гром, и созидаяй ветр, и возвещаяй в человецех Христа Своего... Господь Бог Вседержитель Имя Ему» (Ам. 4, 12-13). – Ив другом месте сей Пророк возвещает, что Имя Иисусу есть Бог Вседержитель: «Бог Вседержитель Имя Ему». – (Ам. 5, 27).

Пророк Захария определенно пророчествует как о будущем величии Самого Иисуса, так и о величии Имени Иисус: «И будет Господь в Царя по всей земли: в день он будет Господь един, и Имя Его едино» (Зах. 14, 9). Пророк Малахия, Духом Святым изрекший обличения священников, говорит: «Вы священницы презирающий Имя Мое» (Мал. 1. 6) бесстрашным служением и призыванием бесстрашно Имени Господня и небрежным и лукавым, корыстолюбивым священствованием; за это отымается от них обетование Авраамово и Моисеево и передается язычникам: «Несть воля Моя в вас, глаголет Господь Вседержитель, и жертвы не прииму от рук ваших. Зане от восток солнца и до запад Имя Мое прославися (то есть прославится) во языцех, и на всяком месте фимиам приносится Имени Моему, и жертва чиста (то есть Евхаристийная Чистая Жертва, приносимая ныне Имени Божию о Имени Иисус): зане велие Имя Мое во языцех... зане Царь велий Аз есмь... и Имя Мое светло во языцех» (Мал. 1, 10-11, 14). – Вслед за этим Господь Бог изрекает угрозу и кару на презрителей Имени Его и обетование и награду для чтущих Имя Его. «И ныне заповедь сия к вам, священницы: аще не услышите, и аще не положите на сердцах ваших, еже дати славу Имени Моему, глаголет Господь Вседержитель, то послю на вы клятву, и проклену благословение ваше, и оклену е: и разорю благословение ваше, и не будет в вас, зане вы не влагаете в сердца ваша» (Мал. 2, 1-2). – Затем Господь говорит, что священники того времени отступили от веры Моисеевой и Аароновой и от благоговения их пред Именем Божиим, почему отступили и от завета, заключенного с Богом, ибо завет тот был заключен о Имени Иеговы: «Завет Мой бе с ним (то есть с Моисеем) жизни и мира, и дах ему (то есть Моисею, Аарону и всем потомкам их) боязнию боятися Мене, и от Лица Имене Моего устрашатися ему... Вы же... растлисте завет левиин» (Мал. 2, 5, 8). Боящимся же Господа и благоговеющим пред Именем Его обещает Господь Бог следующее: «И написа книгу памяти пред Собою боящимся Господа и благоговеющим Имя Его» (Мал. 3, 16). – «И возсияет вам боящимся Имене Моего Солнце Правды, и исцеление в крилех Его (подразумевается крестное знамение о Имени Иисус): и изыдете, и взыграете, якоже тельцы от уз разрешени» (Мал. 4, 2).

Пророк Ездра, возвещая Духом Святым Израилю скорое пришествие Господне, Который имеет вывести из ада праведников, в вере скончавшихся и первозданных, а также воскресить веру в истинного Бога и во Имя Его на земле, говорит: «И воскрешу мертвыя от мест своих, и из гробов изведу их: познах бо Имя Мое во Исраили» (3 Езд. 2, 16). Но что же значат последние слова, как не то, что Господь соединится с теми, над коими призываемо будет Имя Его во крещении? – Возвещая о откровении ему будущей славы Горнего Сиона, он говорит: «Аз Ездра видех на горе Сионстей народ мног, ихже исчислити не могох, и вси песньми хваляху Господа. Посреде же их бе Юноша высочае возрастом паче всех оных, иже полагаше венцы на главу коегождо... Тогда вопросих Ангела, глаголя: что суть сии Господи; Он же отвеща: сии суть, иже совлекошася одеяния смертнаго, и облекошася в безсмертное, и исповедаша Имя Божие: ныне венчаются... И вопросих Ангела о Юноши: кто есть оный Юноша, иже возлагает на них венцы... сей есть Сын Божий, Егоже исповедаша в веце сем. Аз же начах величати их, иже крепко за Имя Господне вооружашася» (3 Езд. 2, 42—47).

Ветхозаветные пророчества, раскрывая постепенно смысл Имени Иисус, завершаются даже возвещением и самого Имени Иисус Христос. В самом конце ветхозаветной части Библии, перед самым началом Благовествования Матфеева, в главе 7-й возвещается следующее пророчество: «Открыет бо ся Сын Мой Иисус... и умрет Сын Мой Христос» (3 Езд. 7, 28-29).

Итак, спрашиваю я вас, тех, которые говорят, что Имя Иисус наречено только при возвещении Деве Марии Архангелом и что до сего возвещения Сыну Божию не принадлежало сие Имя: скажите мне, был ли во времена Ездры тот же Сын Божий, Который впоследствии воплотился и получил, как вы говорите, новое Имя Иисус, которое раньше у Него не было, или иной? Вы, конечно, ответите – Тот же. Если же Тот же, то посмотрите и увидите, что Бог за много сот лет до Его воплощения называет Сына Своего принадлежащим Ему из предвечности Именем: «Иисус Христос». Не говорит Бог, что откроется Сын Мой, Которого назовут Иисус, – и умрет Сын Мой, Которого будут звать Христос; но говорить: откроется Сын Мой Иисус, то есть Сын Мой, Которого и теперь зовут Иисус, и умрет Сын Мой Христос, то есть Тот, Которому и теперь принадлежит Имя Христос, хотя вполне осуществиться могут эти именования и оправдаться только с воплощением Его.

 

Ковчег Завета и Имя Божие

Вспомним библейское событие, как поразил Бог смертью Озу за то, что он дерзнул неосвященной рукой прикоснуться к Ковчегу Завета (2 Цар. 6, 6-7). Вопрошу вас: откуда произошла столь великая святыня Кивота, что прикоснувшийся к нему поражен был всемилостивым, но и всеправедным и страшным Богом смертью? Ковчег, как мы знаем, был сделан из обыкновенных веществ и материалов, освящения особого над ним никакого не было произведено большего против других святынь Скинии, ибо все святыни одинаково помазаны были кровью жертвенною; но почему же столь великой святыней признавался и был Ковчег? – Потому, как говорится в той же главе, в которой повествуется о смерти Озы, потому что над ним призываемо было «Имя Господа Сил» (2 Цар. 6, 2). Однажды в год в праздник Очищения входил, как мы говорили выше, Первосвященник во Святая Святых и там шепотом произносил над крышкой Ковчега таинственное и хранящееся в тайне полное и пространное Имя Иеговы, почему и Ковчег столь почитался святым и был свят, что за одно незлонамеренное прикосновение к сей святыне, над которой призывалось таинственно Имя Господа сил, дерзнувший сие сделать был осужден как презритель Имени Божия и наказан чудесно смертию!

О, благодать Нового Завета! О, величие кротости и долготерпения Божия! Нам дано ныне на каждом месте владычествия Господня дерзновение призывать Всесвятое Имя Его и Имя Сына Его Иисус, и вот, облагодетельствованные сим благодеянием люди, вместо того, чтобы еще и еще более благоговеть пред святыней Имени Божия, презрели ныне сию святыню, ту самую, сила которой возродила их во святом крещении, и дерзают приравнивать Божество Имени Божия к простой идее о Боге и в Имени Божием видеть лишь одни звуки!

 

 

[171] Священная Летопись. Т. 2. Вторая и третья книги Моисеевы Исход и Левит. Примечания Георгия Властова. Изд. 2-е. СПб., 1878. С. 24-25.

[172] Священная Летопись. Т. 2. Вторая и третья книги Моисеевы Исход и Левит. Примечания Георгия Властова. Изд. 2-е. СПб., 1878. С. 23.

[173] Там же. С. 25.

[174] Там же. С. 40.

[175] Там же. С. 38.

[176] Священная Летопись. Т. 2. Вторая и третья книги Моисеевы Исход и Левит. Примечания Георгия Властова. Изд. 2-е. СПб., 1878. С. 39.

[177] Там же. С. 49.

[178] Там же. С. 103.

[179] Там же. С. 128.

[180] Там же. С. 199.

[181] Св. Филарет (Дроздов), Митрополит Московский. Записки, руководствующие к основательному разумению Книги Бытия. Ч. 1. М., 1867. С. 7.

[182] Примечание 5: «"Ненавидящих Меня" – весьма важное выражение: не за всякий грех караются дети преступников закона, а за грех ненавидения Господа

[183] Священная Летопись. Т. 2. Вторая и третья книги Моисеевы Исход и Левит. Примечания Георгия Властова. Изд. 2-е. СПб., 1878. С. 242.

[184] Таргум – перевод Пятикнижия на халдейский язык, приписываемый Талмудом некоему Онкелосу (по преданию – ученику Гамалиила, учителя апостола Павла); представляет собой дословный перевод, парафразированный в поэтических местах.

[185] Священная Летопись. Т. 2. Вторая и третья книги Моисеевы Исход и Левит. Примечания Георгия Властова. Изд. 2-е. СПб., 1878. С. 146 (2 паг.).

[186] Предлог на взят автором из славянского перевода

[187] Священная Летопись. Т. 2. Вторая и третья книги Моисеевы Исход и Левит. Примечания Георгия Пластова. Изд. 2-е. СПб., 1878. С. 155.

 

 

 

 

 

 


к оглавлению
к оглавлению
к оглавлению

к предыдущей страницек предыдущей странице
  От редакции     1     2     3     4     5     6     7     8     9     10     ...  
к следующей страницек следующей странице



Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования YouTube канал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод
Код баннера
Сайт отца Олега (Моленко)

 
© 2000-2024 Церковь Иоанна Богослова